ПОЧЕМУ КОНФУЦИЙ ЛЮБИЛ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
Однажды Конфуций поведал своим ученикам, что, оказывается, вслушиваясь в переливы звуков, он видит перед собой великих мудрецов древности. Да, он не столько восхищается музыкой, сколько взирает на то, что скрывается за ней. В глубинах времени, в которых Конфуций черпает вдохновение, он видит не символические образы древних, а их живое воплощение и даже различает черты их лиц! И в этой метафизической реальности он может беседовать с ними, задавать вопросы, а значит — учиться у них. Этот эпизод позволяет понять особое отношение Конфуция и его последователей к музыке — она учит идеалу древности.
Музыка учит ещё и человеколюбию, более того, она может даже стать критерием человеколюбия, чистоты душевного посыла человека. Конфуций ясно подчеркнул: «Если человек нечеловеколюбив, что он поймёт в Ритуале? Если человек нечеловеколюбив, что он поймёт в музыке?».
КОНФУЦИЙ — МУЗЫКАНТ
Конфуций хорошо играл на цине (традиционный китайский струнный инструмент) и неплохо пел. Но искал он в музыке не красоту мелодии, не многоцветье переливов — он стремился как бы заглянуть за сам звук, в то пространство, откуда он исходит. Прекрасно чувствуя мистическое, сокровенное, Учитель тем не менее не любил говорить о своих ощущениях. Сохранилась поучительная история о том, как Конфуций обучался музыке. Что же искал он в незатейливой мелодии древней китайской песни?
|
|
Его учителем был некий Ши Сян. С начала обучения Конфуция прошло уже десять дней, а он продолжал разучивать лишь самые элементарные аккорды, сам же объяснял это так: «Я лишь усвоил мелодию, но необходимо ещё овладеть и искусством исполнения». Через некоторое время, когда Ши Сян-цзы решил, что Конфуций может приступать к новой мелодии, мудрей произнёс: «Я ещё не постиг, в чём коренится выразительность её напева».
Прошло время, и Ши Сян-цзы вновь предложил Конфуцию перейти к разучиванию новой мелодии. На этот раз реакция Учителя была ещё более неожиданной. Конфуций ответил не сразу — он погрузился в глубокие размышления, а затем, будто очнувшись, взглянул вдаль и радостно произнёс: «Теперь я представляю этого человека. Он смугл, ростом — высок, а взор его устремлён вдаль. Он подобен правителю, взирающему на четыре стороны света. Да кто ещё, кроме правителя дома Чжоу Вэнь-вана, сумел бы создать такую мелодию?!»,
Ши Сян-цзы, поражённый, вскочил с циновки и дважды поклонился Конфуцию. Оказывается, мудрец угадал — эту мелодию действительно создал Вэнь-ван. Да он даже и не угадал — он воочию соприкоснулся с древним правителем, прозрел его дух внутри себя. Стоит заметить, что именно Вэнь-вана Конфуций считал примером человека культурного. Так благодаря музыке произошла встреча двух мудрецов.
|
|
Но бывают периоды, когда правитель может утратить «мандат Неба». Тогда он лишается благости, и в мире воцаряется хаос, наступает период великих несчастий, голода, мора, наводнений. Этот «безблагостный» правитель, утративший связь с Небом, становится просто опасен для государства, более того, он по сути уже и не правитель. В этом случае смена династии и даже революция признаются благим делом, ибо они восстанавливают порядок в Поднебесной. До сих пор в качестве термина «революция» китайцы употребляют выражение гэ мин (смена мандата).
Конфуций и Мэн-цзы пошли значительно дальше архаического понимания Неба. Для них это не просто отвлечённая и весьма удалённая сила, властвующая над человеком. Небо наделено сознанием, сознанием высшим и наичистейшим, и в этом смысле сходно с Богом.
Небу надо уметь служить с той же искренностью, с какой Небо относится к человеку. Но как? Мэн-цзы объясняет: «Сохранять своё сознание, заботиться о своей изначальной природе — вот путь служения Небу». Искренность — свойство самого Неба, и, конечно же, человек вряд ли когда-нибудь по силе этого чувства сравнится с Небом. Однако он способен «размышлять об искренности», тем самым как бы приобщаясь к этому чисто небесному качеству и очищая свою внутреннюю природу.
|
|
«Все вещи находятся в нас», — говорит Мэн-цзы. Нет, не стоит это понимать так, будто бы мир есть иллюзия и люди лишь воображают, что представляют его. Мир — это не грёзы, это объективная реальность, но, чтобы познать внутренний смысл вещей, суть и логику их развития, не надо изучать именно вещи. Достаточно лишь пристально всмотреться в себя. Человек должен глубоко познать собственную природу, «познать себя» — чжи син, и это станет равноценным познанию Неба.
«Когда человек умеет делать то, чему не учился, — это хорошее умение. Когда человек знает то, о чем не думал, — это хорошее знание», Это значит, что существует некое предзнание,
Конфуций — ценитель музыки.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!