Полную версию статьи Клауса Абромайта читайте в печатной версии Альманаха EARLYMUSIC -2019

КЛАУС АБРОМАЙТ

Обезоруживающее оружие:

четыре очерка
о придворных танцах
XV — XVIII веков

 

В 1339 году началась Столетняя война между Англией и Францией. Тогда впервые в истории войн англичане применили артиллерию. Средневековая военная техника себя изжила. В 1477 году правитель Бургундии Карл Смелый вывел на поле боя последнее большое рыцарское войско и потерпел сокрушительное поражение.

 

Европейская аристократия, желая сохранить свою власть и положение, была вынуждена практически всему учиться заново. Как заставить всех расступиться при твоем появлении, не сидя верхом на лошади; как движением руки добиться того же уважения, что и мечом?

 

Важнейшей составляющей этой стратегии было возрождение искусства танца, которому в Средние века не уделялось должного внимания. В танце воспитывается манера держать себя подобно тому, как воинское мастерство тренируют упражнениями в боевых искусствах. Поскольку аристократия обладала обширнейшим опытом в боевых искусствах, аристократы имели базовую физическую подготовку к методическому обучению танцам.  В боевых искусствах воин должен контролировать свой шаг, положение тела, взгляд и движения рук. Тем же элементам уделялось внимание и в воспитании аристократов. При ходьбе мы изъявляем свои намерения и мотивы. Позой мы выказываем свое отношение к собеседнику. Взглядом мы показываем, как воздействует на нас тот, на кого мы смотрим, а жестами мы сообщаем о своих желаниях и нежеланиях. 

 

Превосходное воспитание, принятое при дворах аристократии в XV — XVIII веках, было направлено на то, чтобы избегать любой определенности, при этом, так красиво замаскировать уклонение от явного общения, что раздражение превращалось бы в восхищение. 

 

Поза

На знаменитом портрете кисти Гольбейна Генрих VIII Английский предстает перед своим народом, широко расставив ноги. Эта картина и по сей день считается вызывающей.

Общепринятая форма портрета коронованной особы — это демонстрирующая внимание поза с отставленной вперед ногой, на которую не перенесен вес тела. Легкий разворот молодого Филиппа II, короля Испании, простителен Тициану. Филипп был еще очень юн, когда взошел на престол.

 

Но Генрих VIII с широко расставленными ногами откровенно провокативен. Ощущение усиливает и то, что он запечатлен в этой позе на выдохе, то есть в состоянии полной уверенности. Монарх как будто имеет смелость сказать своему народу: я еще не решил, как к вам относиться. Вот она, смущающая зрителя отстраненность. Этот пример новых нравов европейской аристократии представляет собой поведение, превратившееся в оружие. Как уже сказано выше, ключом к успеху этого портрета служит уверенное глубокое дыхание монарха. Для художника того времени тело стоящего человека является выразителем дыхания. На практике с этого начинается обучение натурщика. Без осознанного дыхания ни один натурщик не выдержит дольше пары минут. 

 

Неподвижная поза со временем превратилась в реверанс, из которого, как из зерна, стал расти танец. Дыхание затрагивает все части нашего тела, от таза до шеи. Если от любой из этих частей провести мысленную линию до стоп, мы получим две константы, центр тяжести и точка опоры. Их взаимодействие определяет разнообразие поклонов. Длинное дыхание имеет центр тяжести в тазу, а точку опоры в пятках. Центр тяжести короткого дыхания находится в нижней части шеи, а его точка опоры в подушечках стоп. Сильный выдох перемещает центр тяжести в грудь, а его точка опоры колеблется от пальцев ног до пяток. Легкое дыхание, напротив, имеет центр тяжести в подложечной впадине, а точку опоры в приподнятых подушечках стоп. Первым, кто выявил эти соотношения между центром тяжести и точкой опоры, был Пьер Бошан, французский хореограф, который по заказу Людовика XIV изобрел хореографическую нотацию <…>

 

Ходьба <…>

Жест <…>

 

Взгляд

Зрение столь же тесно связано с чувствованием, как обоняние и вкус. Каждый взгляд на другого человека является нападением, которое может вызвать стыд и защитную реакцию, в особенности, если смотрящий и тот, на кого смотрят, не знакомы. Взгляд на незнакомца, сопровождаемый импульсивным жестом, во всех культурах мира является табу, тогда как воздействие на зрение и слух одновременно действует умиротворяюще.

 

Заговорить с незнакомцем, бросив на него взгляд, является добрым обычаем. Еще более вежливым или обходительным было бы сделать при этом небольшой шаг к незнакомцу. Сближение, однако, следует прервать на определенном расстоянии. Это расстояние находится приблизительно в той точке, где встретились бы протянутые руки оппонентов. Теперь оба находятся вне досягаемости друг друга, однако четко ощущают дыхание другого и могут решить, хотят ли они его понюхать. Следующим возможным шагом был бы предложенный хозяином незнакомцу освежающий напиток, и, если все сложится удачно, то при прощании они протянут друг другу руки. При этом решающим является не само рукопожатие, а умиротворяющий взгляд в глаза друг друга <…>

 

Как это происходит на практике, можно представить на примере менуэта.

 

Менуэт — это модель поведения, превращенная в танец. Отправной точкой является момент, когда один танцующий приглашает другого к обмену взглядами на протяжении танца. Длина танца не определена, она устанавливается самими танцующими. У музыки в менуэте две функции. Она помогает преодолеть стыд и задает ритм маленьким шагам, которые позволяют поддерживать непрерывность взглядов.

 

Фигуры танца создают напряжение, растущее из зрительного контакта. Жесты рук, спокойно распространяющиеся на два такта, позволяют сбросить энергию встречных взглядов так, чтобы шаги оставались полностью равномерными. Во время менуэта танцующие трижды берутся за руки. На третий раз начинается завершающая фигура. Право на приглашение имел только мужчина. Женщина не могла отказать ему в танце, но могла провести его столь безучастно, что приглашающий мужчина был скомпрометирован. Удавшийся менуэт всегда наслаждение для танцующих и публики, но не всегда это наслаждение мирное. Напротив, менуэт — это способ, позволяющий танцующим разрешить острейшие конфликты только при помощи взглядов с одним условием: тактильные знаки находятся под запретом. В завершение следует почтительно поблагодарить партнера<…>

 

Полную версию статьи Клауса Абромайта читайте в печатной версии Альманаха EARLYMUSIC -2019


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!