Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не упоминаются, ни на мытарствах, ни на суде.



Монах Митрофан

«КАК ЖИВУТ НАШИ УМЕРШИЕ И КАК БУДЕМ ЖИТЬ И МЫ ПОСЛЕ СМЕРТИ»

 

 ПО УЧЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ПО ПРЕДЧУВСТВИЮ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА И ВЫВОДАМ НАУКИ.

 

В редакции: Киев, МП «Радуга», 1991 г.

 

Впервые эта книга увидела свет в 1880 году.

Она вышла одновременно на русском и французском языках и с восторгом была встречена читателями. Уже через полтора года возникла необходимость издать ее второй раз. Потом она издавалась еще и еще и пользовалась неизменным успехом.

 

Предлагаемый текст воспроизводит шестое издание, осуществленное в С.-Петербурге в 1897 году. При его подготовке учтены современные требования полиграфии, нынешней орфографии и грамматики. Все цитаты из священного писания приведены в соответствии с современным текстом Библии, изданной в 1983 году Московской Патриархией.

 

Из многочисленных предисловий, которые в прошлом веке сопровождали этот замечательный труд монаха Митрофана, мы отобрали несколько отрывков, наиболее ярко характеризующих отношение к нему отцев и праотцев наших.

 

ТРЕТИЙ день и МЫТАРСТВА.

Значение дней: ДЕВЯТОГО, СОРОКОВОГО и ГОДОВОГО

 

Где же душа сразу после разлучения с телом? Что же значит 3-й, 9-й и 40-й день? В какой срок душа проходит воздушные мытарства и когда, после разлучения с телом, совершается частный суд?

Св. Макарий Александрийский передает нам следующее ангельское откровение о состоянии душ умерших в первые сорок дней после отделения их от своих тел.

Когда совершается таинство смерти и душа отделится от тела, она — душа, в течение первых двух дней пребывает на земле и в сопровождении ангелов посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду. Она скитается около дома, в котором разлучилась со своим телом, а иногда пребывает около гроба, в котором покоится ее тело. В третий же день, в подражание воскресению Христову, происшедшему в третий день, всякой христианской душе полагается вознестись на небеса для поклонения Богу. Вот причина, почему св. Церковь имеет благое обыкновение в третий день совершать приношение и молитву за душу умершею.

ТРЕТИЙ день после смерти человека называют и ТРИЗНАМИ, и поминают усопшего, принося о нем Богу молитвы — служат панихиду. Этот день для почившего и для нас, еще живых, имеет прямое духовное отношение к воскресению Начальника жизни нашей, положившего начало нашему (следовательно, и твоему усопшему) блаженному воскресению. В третий день покойника хоронят. Предавая земле дорогое нашему сердцу тело, обратим ум и сердце к Победителю смерти, даровавшему торжество жизни над смертью; торжество наше, а, следовательно, и твоего усопшего торжество, совершившееся в воскресении Христовом. Церковь торжественно уверяет нас, своих чад, что Христос воскрес из мертвых и сущим во гробах даровал жизнь. И твоему покойнику, — слышишь ли? — дарованы жизнь и воскресение только через Христа.

В ТРЕТИЙ день тело предается земле, а душа должна вознестись на небо: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который его дал» (Еккл.12:7).

Неизмеримое пространство между небом и землею, или между Церквами торжествующею и воинствующею, это пространство в обыкновенном разговорном языке человеческом, и в св. Писании, и в писаниях святых Отцов, называется воздухом. Итак, здесь воздухом называется не тонкое эфирное вещество, окружающее землю, а самое пространство.

Это пространство наполняют отверженные, падшие ангелы, вся деятельность которых состоит в том, чтобы отклонять человека от спасения, делая его орудием неправды. Они хитро и враждебно действуют на наши внутреннюю и внешнюю деятельность, чтобы и нас сделать сообщниками их погибели: «Ища, кого поглотить» (1Пет.5:8), — свидетельствует о дьяволе ап. Петр. Что воздушное пространство есть жилище злых духов, о том свидетельствуют избранные сосуды Св. Духа, и мы веруем этой истине.

Так зритель великих тайн Божьих в Апокалипсисе свидетельствует, что падшие ангелы лишились своего небесного жилища (Апок.12:8,9). Поэтому, где же их пристанище? В книге Иова поднебесная является их жилищем (Иов.1:7), и учитель языков уже прямо называет их духами злобы и поднебесными, а главу их — князем власти воздушной (Еф.2:2).

С того самого момента, как последовало падение наших прародителей и изгнание из рая сладости, к древу жизни был поставлен Херувим (Быт.3:24), но и другой, падший ангел, в свою очередь стал на пути к раю, чтобы пресечь человеку вход. Врата небесные заключались для человека, и Князь мира с того времени не пропустил к раю ни одной души человеческой, разлучившейся с телом.

И праведники, кроме Ильи и Еноха, и грешники нисходили в ад.

Первым безобидно прошел этот непроходимый путь к раю Победитель смерти, Разрушитель ада; и двери райские с того времени открылись. За Господом безобидно прошел и благоразумный разбойник и все ветхозаветные праведники, из ада Господом изведенные Святые проходят этот путь безобидно, или, если и терпят иногда бесовские остановки, то добродетели их перевешивают падения.

Если мы, будучи уже просвещены светом Христовым и имея свободную волю делать правое или неправое, постоянно делаемся пленниками их, делателями неправды, исполнителями их гнусной воли, то тем более не оставят они душу, когда она отлучится от тела и должна будет идти к Богу через воздушное пространство.

Разумеется, они представят душе все права на обладание ею, как верною исполнительницею их внушений, мыслей, желаний и чувствований.

Бесы ей представляют ее греховную деятельность во всей полноте и душа осознает справедливость этого показания.

Христиане, проводящие земную жизнь не без грехов, не получают прямо блаженной вечности. Необходимо, чтобы их недостатки, падения, уклонения были взвешены и оценены.

Если душа не познала себя, не сознала себя совершенно здесь на земле, то, как существо духовно-нравственное, должна по необходимости сознать себя за гробом; сознать, что выработала в себе, к чему приспособилась, к какой привыкла сфере, что составляло для нее пищу и удовольствие. Сознать себя и таким образом самой произнести над собою суд, прежде суда Божьего — этого хочет небесное правосудие. Бог не хотел и не хочет смерти, но сам человек ее пожелал. Здесь на земле душа, при помощи св. причастия может придти в сознание, принести истинное покаяние и получить от Бога отпущение грехов. Но за гробом же, чтобы привести душу к сознанию своей греховности, стоят падшие духи, которые, являясь наставниками всякого зла на земле, теперь и представят душе ее греховною деятельность, напомнят все обстоятельства, при которых совершалось зло. Душа осознает свои грехи. Этим она предупреждает уже и суд Божий над нею; так что суд Божий как бы уже определяет то, что сама душа произнесла над собою.

Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не упоминаются, ни на мытарствах, ни на суде.

Ангелы добрые на мытарствах с своей стороны представляют добрые дела души.

Все пространство от земли до неба представляет двадцать отделений или судилищ, на которых приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище или, как называется в отеческих писаниях, мытарство, а злые духи — мытарями, соответствует группе известного рода грехов.

Мытари не только уличают душу в совершенных ею грехах, но и в таких, которым никогда не подвергалась, как свидетельствует св. Иоанн Лествичник (Лествица, степень 7-я).

Порядок, в котором следуют мытарства одно за другим, заимствуем из повествования о них преподобной Феодоры. На ПУТИ к НЕБУ, направленном к ВОСТОКУ, душа встречает ПЕРВОЕ МЫТАРСТВО, на котором злые духи, остановив душу, сопровождаемую добрыми ангелами, представляют ей ее грехи словом (многословие, пустословие, празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение песен и страстных гимнов, бесчинные восклицания, смех, хохот и т.п.).

ВТОРОЕ мытарство — лжи (всякая ложь, клятвопреступление, излишние призывание имени Божьего, неисполнение обетов, данных Богу, утаивание грехов перед духовником на исповеди).

ТРЕТЬЕ мытарство — клеветы (оклеветание ближнего, осуждение, уничтожение, обесславление его, ругательство, насмешки при забвении собственных согрешений и недостатков, при невнимании к ним).

ЧЕТВЕРТОЕ мытарство — чревоугодие (объедение, пьянство, еда без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, пресыщение, пирование, словом — все роды угождения чреву).

ПЯТОЕ мытарство — лень (леность и нерадение в служении Богу, оставление молитвы, тунеядство, наемники, исполняющие свою обязанность с небрежением).

ШЕСТОЙ мытарство — воровство (всякого рода похищение — грубое и благовидное, явное и тайное).

СЕДЬМОЕ — сребролюбия и скупости.

ВОСЬМОЕ мытарство  — лихвы (ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого).

ДЕВЯТОЕ мытарство — неправды (неправедные: суд, мера, вес и все прочие неправды).

ДЕСЯТОЕ мытарство — зависти.

ОДИННАДЦАТОЕ мытарство — гордости (гордость, тщеславие, самомнение, самовеличание, невоздаяние должной чести родителям, духовным и гражданским властям, неповиновение им и ослушание их).

ДВЕНАДЦАТОЕ мытарство — ярости и гнева; ТРИНАДЦАТОЕ мытарство — злопамятства: ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ мытарство  —убийства; ПЯТНАДЦАТОЕ мытарство — волхование (чародейство, прельщение, составление отравлении, наговоры, шепоты, чародейное призывание бесов). ШЕСТНАДЦАТОЕ мытарство — БЛУДНОЕ (все, что относится к этой скверне: мыслями, желаниями и самыми делами; БЛУД лиц, не связанных таинством брака, услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения).

СЕМНАДЦАТОЕ мытарство  — прелюбодеяние (несохранение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу).

ОСЬМНАДЦАТОЕ мытарство — содомское (противоестественные блудные грехи и кровосмешение).

ДЕВЯТНАДЦАТОЕ мытарство — ересей (ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры, богохульство) и, наконец, последнее,

ДВАДЦАТОЕ мытарство — немилосердия (немилосердие и жестокость).

 

!!! ПРОХОЖДЕНИЕ МЫТАРСТВ БЫВАЕТ в ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ.

 

 Преосвященный Макарий пишет: «Непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Церкви учения о мытарствах, особенно между учителями четвертого века, непререкаемо свидетельствует, что оно передано им от учителей предшествующих веков и основывается на предании апостольском»

(Прав. Догм. Богос. Том 5-й, стр. 85 и 86).

 

Зная ЗАГРОБНОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ, т.е. ПРОХОЖДЕНИЕ МЫТАРСТВ и ЯВЛЕНИЕ к Богу для ПОКЛОНЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ТРЕТЬЕМУ ДНЮ, Церковь и родственники, желая доказать, что помнят и любят почившего, МОЛЯТ Господа о безобидном прохождении душой воздушных мытарств и о прощении ее согрешений.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!