Физиогностика – характер по силуэту



 

Все страсти души связаны с телом, так как тело подвержено значительным изменениям в присутствии страстей.

Аристотель

 

Форма нашего тела способна очень много рассказать о нас. Живым мыслям соответствуют движения, которые служат для их внешнего выражения. Так и в озере, когда приходят в движение его глубины, на поверхности воды появляется все то, что лежало на дне.

Лицо – это та часть тела, по которой легче всего прочесть мысль. Она несет на себе отпечаток интеллекта человека.

Всякому физическому качеству, выраженному через форму, соответствует по крайней мере одна душевная склонность, вносящая свои черты в природу живого существа. Так, например, тяжелая форма означает медлительность движений, но одновременно и кроткий нрав. Нельзя быть возбудимым и быстрым, если в тебе нет ловкости. Опытный наблюдатель увидит в стремительной форме серны скорость и врожденную боязливость.

Тот, кто может легко и быстро двигаться, находит свое спасение в бегстве, тем более что нежность его тела не позволяет ему иметь другого средства для обороны. Если посмотреть на массивные формы морского рака и сильно развитое у него оружие нападения, легко можно заключить, что мы имеем перед собой существо, уделяющее серьезное внимание обороне. Баснописцы прочли величие в импозантной фигуре льва, хитрость – в продолговатой форме лисицы.

В чистых линиях тренированного спортсмена читается физическая сила, а поскольку для поддержания силы мускулов необходима энергия, то в них можно прочесть и моральную силу.

В волнистых и небрежных линиях лимфатических типов читается не только медленное пищеварение и замедленный обмен жизненных веществ, но и душевная расслабленность, небрежность, склонность к пассивному мечтанию и потребность в большом количестве сна.

Большой живот и широкая нижняя часть лица мясника выдают не только любовь к мясной пище, его крупную печень и хорошее пищеварение, склонность к обжорству, но и преобладание в нем полового инстинкта.

Тот, кто видел изнеженный вид персов, вторгшихся в Древнюю Грецию, предугадал бы результат их битв при Фермопилах под напором 300 спартанцев царя Леонида, мужей с крепкими мускулами и опаленными солнцем лицами. Телесные формы так связаны с общим физическим и душевным здоровьем, что все, что затрагивает тело, касается одновременно его жизнеспособности и душевной гармонии.

Когда форма живого существа нормальна, оно одарено врожденными, присущими ему душевными качествами, имеет все преимущества, которыми его одарила природа. Если некоторые перемены в жизни видоизменяют форму, то параллельно с морфологическими изменениями происходят изменения в здоровье и в способностях этого живого существа.

Интенсивный «спорт», которым вынуждены заниматься дикие звери, чтобы найти себе пищу или избежать своих врагов, блестяще сохраняет их физическую форму и поддерживает активный и бодрствующий нрав.

Подагрические узлы и накопления жира означают для человека не только неспособность двигаться, но они означают для тех, кто умеет читать по этим признакам, и неспособность мыслить здраво.

Только движения, сообразующиеся с предназначением живого существа, в состоянии сохранить естественную форму тела. Питание играет также первостепенную роль. И поистине, как только существо отклоняется от законов своего питания, оно наносит вред своему здоровью и своей форме. Съедая больше чем нужно из страха ослабеть, употребляя очень концентрированную пищу (мясо, спиртные напитки, сахар) под предлогом, что они лучше поддерживают организм, человек нарушает не только свои гастро-гепато-интесциальные функции, то есть функции желудка, печени, кишечника, но и свою естественную красоту и оптимизм.

Отмечали ли вы телесную форму хронических неврастеников? У них не только плохое пищеварение, но они и вырождены по форме. Плечи их опущены вниз и плохо прикреплены к грудной клетке, живот не окружен тем естественным поясом мускулов, который сохраняет его и поддерживает эластичность.

Полнота часто маскирует вырождение формы, но не думайте, что опытный физиономист может быть этим обманут. Свободный контур полноты не мешает обученному глазу видеть под ним плохую мускулатуру. Выпуклые мускулы, разграниченные красивыми бороздками, выглядят совсем иначе, чем вялые жировые наслоения.

Каковы главные анатомические элементы, образующие форму позвоночника? Это известно: скелет и мускулы, которые его покрывают. Если исключить животных северных стран и животных, которые спят зимой, нормально развитые позвоночные обычно имеют мало жира. Небольшое количество жировой ткани находится только в межмускульных бороздках. Нормальные линии человеческого тела образуются кожей, покрывающей мускульно-костный субстрат.

Нормальное человеческое существо имеет хорошо развитую мускулатуру. У него очень небольшое излишество жировой ткани. Наше утверждение настолько верно, что можно было бы одним только возрождением формы вернуть здоровье телу и равновесие духу.

Сколько павших духом людей, пройдя наш природообразный метод лечения, могли бы вернуть свои душевные силы и восстановили бы нормальную форму своего тела, следуя здоровому режиму натуропатии.

Мускул – это не только инструмент для животного, он одновременно и один из работников здоровья. Без мускулов нет устойчивого здоровья, нет истинной красоты, нет истинного счастья.

В течение более чем тысячи лет Греция могла поддерживать свое превосходство в мире благодаря блестящему пониманию того, как надо воспитывать человека. Спортсмен, атлет, дискобол – восхитительные по своей крепкой силе и оптимизму – были идеалами красоты. Есть параллель между силой мускула и красотой его линии, потому что природа, в сущности, логична. Красота и здоровье (по телу и по духу) это две стороны одной и той же медали, точнее, красота – это внешняя сторона медали, а здоровье – это внутреннее ее содержание.

 

Классификация

 

Почему современная медицина и физиология так мало изучили язык человеческой формы?

Морфология – наука о формах – еще не существует. Только некоторые авторы занимались этим вопросом. Галль ограничивался изучением выпуклости черепа. Криминалисты, начиная с Ломброзо, изучая общие формы черепа, открыли и некоторые другие истины. Но нужно было появиться Клоду Сего, чтобы были высказаны широкие идеи о человеческой морфологии.

Клод Сего подразделяет людей в соответствии с общей формой тела на четыре категории:

1. Типы, у которых преобладала мускульная система (мускульные типы).

2. Типы, у которых преобладали нервная система, мозг (церебральные).

3. Типы, у которых первое место занимает пищеварительная система (дигистальные).

4. Типы, у которых сильнее всего развита дыхательная система (респиративные).

Мускульные типы – квадратные, как на них ни посмотри. Все их мышцы развиты, они способны на большие мускульные напряжения. Обладают большой физической и душевной активностью. Нуждаются в малом количестве отдыха.

Умственные типы – это одна голова. Члены у них слабые, худые, грудная клетка узкая. Могут выполнять умственную работу, но не физическую. Если их представить схематически, то череп у них имеет форму перевернутой пирамиды с вершиной внизу. Бергсона, Эдисона, Декарта можно отнести к умственным людям.

Типы, у которых преобладает пищеварительная система, имеют большой живот, голова у них в нижней части широкая. Она представляет собой пирамиду с основанием внизу. Эти люди заняты в первую очередь своим желудком. У них мало мускулов. Они толстые. Этот тип людей можно найти среди кочевых племен степей и полей, которые без больших усилий перегоняют свои стада. Александр Дюма-отец, Россини соответствуют этому морфологическому типу.

Дыхательные типы имеют широкую грудную клетку, но узкую талию. Они хорошо приспособлены для бега. Горные жители, привыкшие к тяжелым переходам, где требуется активное дыхание, относятся к этому типу.

Принимая эту морфологическую классификацию, можно применить ее при распределении новобранцев в различные войсковые части.

Логично направить людей, относящихся к сильному мускульному типу, в тяжелую артиллерию, где приходится иметь дело с тяжелыми снарядами. Дыхательный тип может стать отличным пехотинцем, поскольку способен на известные напряжения там, где нужна гибкость и пластичность. Умственный же тип может лучше всего служить в штабах. Эмиль Байн выражает эти морфологические типы рисунками (см. рис. 73 и 74). Мускульный тип, когда он стоит со скрещенными руками, квадратен, страшен с виду, с грубыми и крепко вытесанными формами. Голова его развита слабо. У него все в мускулах и костях. Издалека уже видишь в нем землекопа.

Рис. 73. Квадратная форма

 

Рис. 74. Овальная форма

 

Умственный тип, как бы пытаясь все понять, так далеко заходит в своих умственных занятиях, что забывает свое физическое тело, которое выглядит жалким.

Желудочный тип предпочитает скорее сидеть, чем утомлять ноги. Большой живот мешает ему ходить. На лице его выражены лень и обжорство.

Дыхательный тип представляет красивого атлета-бегуна и скорохода, который любит деятельность и ищет ее.

Нормальный человек – это атлет. Вот основная истина, которая была постигнута и проверена много раз. Человек не может достичь своего нормального психофизического расцвета, если он не сохраняет условия природосообразной жизни, для которой и посредством которой он был создан.

Длинные нижние конечности человека, очевидно, созданы для быстрых движений. Разве общий вид ноги не походит больше на ногу оленя, чем на ногу черепахи? Лопатка и ключевая кость доказывают, что плечо и руки предназначены для совершения тяжелой физической работы. Широкая, довольно подвижная грудная клетка ясно показывает ее предназначенность для обслуживания интенсивного процесса, который совершается при дыхании, так необходимом при сильном движении. Живот человека по аналогии с животом диких животных устроен таким образом, что должен быть хорошо опоясан мускулами и без лишнего жира. Зубы человека, устройство пищеварительной системы предрасполагают к простой и здоровой пище, но не избыточной. Наконец, развитие черепа и мозга предусматривает необходимость занятий умственной, сердечной и духовной природы. Развитие духа также необходимо для развития человека, как и развитие тела.

Человек, соблюдавший требования своей естественной морфологии, нормален. Физически, повторяем это, он атлет в самом чистом смысле этого слова. Морально он обладает качествами, присущими силе. Одни из главных признаков силы – это потребность в плодотворной деятельности. Другой – оптимизм.

Нормальная женщина имеет такие же естественные прерогативы, как и мужчина; она рождена для того, чтобы быть стройно сложенной. Но ее менее развитые кости поддерживаются не такими могучими мускулами, как у мужчины. Вся ее форма более закруглена и снабжена жировыми прослойками. Таз ее шире, чтобы она могла выполнить свое материнское предназначение. Эта морфология, если и предполагает необходимость сильных физических действий, все же требует, чтобы они были более деликатными, чем действия мужчины. Она несет в себе больше мягкости, больше пассивности и чувствительности.

Эмиль Байн схематизировал типичные морфологические прерогативы мужчины и женщины, добавив и прерогативы ребенка. В типичной квадратной мужской форме вы прочтете мускульную силу, необходимость в деятельности, энергию. В женской форме – типично овальной – вы прочтете меньше силы. В волнообразных линиях читается мягкость. В ее соотношениях с мужчиной и ребенком вы прочтете чувствительность, мягкость и любовь.

Между квадратным мужчиной и овальной женщиной круглый ребенок вам покажет, что он есть результат взаимодействия двоих. Единство, образование этой живой тройки вы можете увидеть в образе любой семьи.

Хотя мужской тип имеет квадратную морфологию, а женский тип овальную, существуют, однако, и мужчины, которые имеют овальную морфологию, совершенно нормальные, так же как и полностью нормальные женщины с квадратной морфологией.

У мужчин с овальными формами линии более гладкие, более закругленные, чем у мужчин с квадратной формой. Мускулы их более продолговаты и не так выдаются. Хотя они обладают мужским атрибутом силы, в их форме есть что-то женственное, которое идет рука об руку с естественной мягкостью в характере, с естественной ловкостью и чувствительностью.

Женщины квадратной морфологии внешне похожи больше на мужской тип. Во многих отношениях они проявляют свойства мужского типа. Их энергия часто замещает или по крайней мере маскирует женскую чувствительность.

Форма всегда является образом определенной идеи.

Делестр очень хорошо понял существование двух основных форм и их значение: «Форма, – говорит он, – имеет два основных типичных аспекта, около которых группируются ее модификации: она или плотная и крепкая, или продолговатая. Первая показывает энергию, вторая – изящество за счет силы. Крепкий и короткий кулак ударяет грубо, удлиненная рука отказывается от рукопашного боя. Она прибегает к просьбе. Она расположена к тому, чтобы открываться, а не сжиматься. Она пластична и ласкова.

Главный покровитель испанской инквизиции и ее жестокий распространитель Филипп II имел плотные, сбитые черты лица».

Художники Древней Греции, которые были прекрасными наблюдателями человеческой формы, обессмертили в двух непреходящих формах два основных морфологических типа человеческих существ. Квадратный – это Геркулес Фарнезский и овальный – дискобол, т. е. метатель диска.

Геркулес Фарнезский – это типично мужская форма человека, вся в мускулах, выражающих деятельную силу и мощь. Он атлет силы. Эмиль Байн схематизировал его в виде квадрата (рис. 71).

Дискобол – это женская форма человека с продолговатыми мускулами: это атлет скорости. Эмиль Байн схематизировал его в форме овала (рис. 72).

Все человеческие формы могут быть сведены либо к квадратным формам (совершенным образом которого является Геркулес Фарнезский), либо к овальному (совершенным образом которого является дискобол). Либо к некоторым деформациям первого или второго типа.

Читатель, который уже понял, что в этой книге мы не собираемся заниматься магией, наверно, удивится тому, что наши морфологические типы названы астрономическими именами: Марс, Венера, Сатурн и т. п.

Однако эти имена обозначают не соответствующие планеты, а древних греко-латинских богов. Лишь в Средние века имена богов были даны небесным телам. Первоначально эти имена обозначали не планеты, а человеческие психологические типы.

Греки – первые художники в мире, то есть первые физиономисты, представили в своих великих богах прекрасную морфологическую науку и придали каждой божественной форме ее интеллектуальный смысл, или точнее, они придали каждой идее ту человеческую форму, которая ей соответствовала.

Зевс-Юпитер, который выражает идею главенствующего достоинства, представлен как взрослый мужчины, импозантный, с округленными формами. Марс, выражающий идею силы, энергии, деятельности, – мускулистый и квадратный. Меркурий, выражающий изворотливую интеллигентность, предстает как крепкий и изысканный мужчина.

Эти божественные формы увековечены в великолепных творениях, которые знакомы всем и ясно говорят и глазу, и душе. Поэтому мы решили оставить эти имена. Заменить их другими, более научными именами, это значит усложнить проблему, которая имеет существенную необходимость остаться ясной и простой.

Квадратные и овальные типы, имеющие сильную мускулатуру и атлетический вид, должны рассматриваться как нормальные человеческие типы. Все другие, не соответствующие этой морфологии типы склонны к вырождению.

Домоседство, мускульное бездействие, плохое или чрезмерное питание портят тело – квадратные формы теряют свои углы и полностью закругляются, а овальные (и часто квадратные) формы удлиняются, вытягиваются, худеют и становятся прямоугольными.

Обобщая, мы классифицируем человеческие формы в следующие восемь типов.

1. Квадратная форма с двумя основными разновидностями, которые мы назвали Марс и Земля.

2. Овальная форма с тремя основными разновидностями, названные нами Солнце, Меркурий, Венера.

3. Три существенные дегенеративные формы, две из которых указывают на утолщение и большую или меньшую степень округленности, – Юпитер, Луна, а третья указывает на ходьбу – Сатурн.

Эти восемь человеческих форм можно назвать чистыми типами. В принципе всех людей можно было бы свести к одному из этих чистых типов. Но дело, однако, не всегда так: люди с классически простой морфологией – это исключительное явление: в силу долгой истории нашей наследственности все мы представляем собой смесь этих типов.

Но опытный глаз физиономиста сможет различить элементы смеси. Квадратный тип Марса, например, может отлично сдружиться с овальным типом Меркурия или Солнца, образуя, таким образом, единый марсово-меркуриев или марсово-солнечный тип. Круглый лунный тип может отлично сочетаться с овальным венериным типом. Последний же может быть тогда назван венерино-лунным типом.

Типы могут сочетаться даже по три. Так, например, часто встречаются женщины типа Венера-Меркурий-Луна. Или мужчины типа Меркурий-Сатурн-Земля.

Для простоты ограничимся изучением только восьми основных типов и некоторых из «двойных» типов, которые встречаются наиболее часто. Таким образом, будет положена достаточная основа для построения интересных морфологических диагнозов и разгадывания самых ярких черт характера, которые присущи тому или иному морфологическому признаку.

 

Квадратные типы

 

Из формы Геркулеса Фарнезского происходят два типа: Марс и Земля.

Марс и Земля характеризуются физической мощью их костной и мускульной систем. Тело их, будто высеченное топором, можно схематизировать с помощью квадрата. Голова тоже четырехугольная. Психологически господствующей чертой у этих типов является мужская энергия.

Они рождены быть атлетами силы. Крепость мышц у них – нечто врожденное. Грудная клетка широкая, таз значителен и не очень годен для быстрого бега. Кости, к которым прикреплены сухожилия, выступают очень рельефно.

Они нуждаются в воздухе и солнце и поэтому любят эти животворные элементы. Они сангвиничны, с румяными лицами, иногда обгорающие от солнца. Имеют хороший аппетит и отличное пищеварение. Они никогда не страдают от лени. Все тело их покрыто волосами.

Этот тип людей очень склонен к чувственным наслаждениям. Пока молоды, они без счета разбрасывают свои силы и не берегут сил своих возлюбленных. Спят мало, сжигают много энергии, но быстро восстанавливаются. Это неутомимые работники, которые предпочитают плодотворное дело видениям искусства. Натуры самоуверенные, любящие командовать, навязывать свою волю другим.

Хотя Марс и Земля чисто мужские типы, встречаются среди них и женщины, у которых много мужских элементов. Их называют мужеподобными женщинами. Тело этого типа женщин по строению напоминает мужское, и энергия их также мужская. Марсианки повелевают не только женщинами, но и мужчинами. Но им не хватает утонченности и душевной чуткости.

Земной тип женщин использует свою мужскую энергию в ручной работе. В деревне она встает раньше всех и раньше всех ложится. Имеет мощный голос, который иногда становится сиплым. Когда хочет подкрепить свои слова, она стучит кулаком по столу, лишь только возникает в этом необходимость.

Руки земного типа женщин длинные (даже очень длинные). Так же, как и ноги, они квадратной формы. Пальцы лопатовидные.

Марсианин одевается корректно, но не изысканно. Лучше всего он чувствует себя в униформе. Элегантный костюм, даже если он вышел из-под руки хорошего мастера, теряет свой вид, если его надевает марсианин. Он любит готовые галстуки, так как не умеет или плохо завязывает их. Брюки марсианина не имеют складок, напротив, они вытянуты на коленях. В то время как венерин тип с удовольствием вдевает в петлицу цветок, а юпитерианец какую-нибудь ленту в виде розетки фиолетового цвета, марсианин вденет небольшую военную ленточку, а земной тип – ничего.

Всмотритесь в людей марсианского типа. Вы увидите, что марсианин и марсианка, представленные слева один под другим, более стройны, чем земной тип мужчины и женщины, более тонкие, с более красивыми линиями. У марсиан, мужчин и женщин, уже с первого взгляда улавливается большая интеллектуализация энергии. Земной тип мужчины и женщины более плотный, более тяжелый и не так симметричен и красив. Они более настойчивы и выносливы там, где требуется самая грубая работа.

Обратите внимание на их сильную шею. Члены их тела крупны, но не эстетичны. Они отечны или деформированы. Одна грудь находится ниже другой. Рот, нос и глаза – даже в них чувствуется некоторая дисгармония. Земной тип мужчины и женщины часто обладает свирепой энергией. Если интеллект их слабо развит, то они легко способны на грубость, жестокость, могут пойти на преступление.

Легко представить себе нашего марсианина полковником, а марсианку директором крупной фирмы. Земной тип мужчины бывает неутомимым работником, женщина становится хорошим продавцом в магазине.

 

Овальные типы

 

Из формы дискобола, метателя диска, происходят три овальных типа – Меркурий, Солнце и Венера.

В то время как господствующей чертой квадратных типов была мощь мускульной системы, а господствующей психологической чертой – мужская энергия, главная физическая черта овальных типов – это утонченность линий, которая выражает как изящество, так и силу, а главная душевная черта – это умственный характер стремлений и врожденная интуиция.

Среди этих трех типов два чаще всего мужские – Меркурий и Солнце. Третий чаще всего женский – Венера. Но все же есть и женский меркурианский и солнечный типы, и мужской венерин тип. Легко угадываются различия, которые отделяют мужчин, принадлежащих к квадратному типу Марс и Земля, от овального типа мужчин Меркурий и Солнце. У первых – энергия при известных условиях груба, она достигает максимума мужественности. У вторых – тоже могучая энергия, но она более гибкая и не так разрушительна. Этот тип людей способен больше рассуждать и понимать.

Венерин тип – это женщина со всем интеллектуальным, чувственным, которое есть в ней. Венерин тип мужчины – это женщина, созданная по ошибке как мужчина. Он имеет ее контуры и ее природную пассивность.

Всмотритесь в меркурианцев. Вы увидите основные овальные типы: и с одной, и с другой стороны их образец – это метатель диска.

Хорошо сложенные меркурианские и солнечные типы – атлеты скорости. По своим контурам солнечный тип более красив, чем меркурианский. Последнему не хватает величественного образа солнечного типа: его нос, лоб, шея, позвоночник – прямые. Солнечный же тип более пластичен: лоб его, орлиный нос, аристократический изгиб линии шеи, широкая грудная клетка образуют контраст его узкому тазу. Чистые линии его бедер, плеч, икр делают из него блестящий образец человеческой красоты, самого красивого среди нас.

У меркурианки вы найдете те же самые линии, что и у меркурианца: прямой лоб, нос, шея. Грудная клетка слегка сужается в талии. Ягодицы плоские, груди хорошо сформированы, но небольшие.

У солнечного типа женщины вы уловите ту же самую импозантную линию, что и у солнечного мужского типа: лоб развит и выпукл, шея аристократично смоделирована, грудная клетка развита и выпукла, груди более красивы, чем у меркурианки. Ягодицы солнечного типа женщины не имеют мягкости венеринского типа, они более сухие, более плоские, но не так сухи и плоски, как у меркурианки.

В соответствии со своей царственной линией солнечный тип – это магнетический человек. В самом его содержании есть нечто авторитетное. Когда он входит, все на него смотрят. Его энергия обильна, но спокойна и сдержанна, дисциплинированна разумом.

Марсианский и земной типы дерутся, лишь только кровь ударит им в голову. Солнечный же тип наносит удар после того, как поразмыслит. Но и он сангвинистичен. Интеллектуальный характер солнечного типа проявляется в бизнесе, экономике, в банковских операциях, искусстве.

Солнечный же тип женщины – это эквивалент солнечного типа мужчины. Она интеллигентна и способна руководить. Единственное, чего ей не достает, – это женственности.

Как мы уже сказали, меркурианец не имеет величественной линии солнечного типа, его линии более прямые. Прямой лоб слабее интеллектуализирован, чем широкий выпуклый лоб. Меркурианец способен на все, но не обладает достаточной энергией, организованным даром и устойчивостью, чтобы добиться больших результатов. Понимания его не так широки, как у солнечного типа. Совесть его при известных условиях более гибкая. Меркурианка приятна, интеллигентна, хитра, в любви рассудочна.

Третий из основных овальных типов – это венерин тип, специфично женский. Всмотритесь в венерианку. Это образ красивой женщины: груди ее хорошо развиты и сформированы (они не плоские, как у меркурианки, и более развиты, чем у ее названной солнечной сестры); бедра, ягодицы, бока ее широкие и мясистые (сравните с двумя предыдущими типами, чтобы понять явное различие).

Волосы на лобке венерианки густые, сильные и образуют широкий треугольник.

Мужской венерин тип имеет очень женственный вид. У него плоские линии и плохая мускулатура. Плечи его очень толстые, таз широкий. Пекторальный мускул покрыт жиром и выглядит как женская грудь.

Психически венерианка отличается кокетливостью, интуицией, чувствительностью. Она – не женщина дела. Венерианец – мягок, нерешителен, изнежен, сентиментален. Он не создан руководить и повелевать.

 

Дегенеративные типы

 

Хочу сразу предупредить читателя не понимать слово «дегенеративный», т. е. вырожденный, в самом трагичном его смысле. Люди, которых мы причисляем к этой категории, не являются чудовищами ни по телу, ни по душе. Маленькая лунарианка, представленная художником Байи в округлой форме, имеет некоторую особенную красоту и очарование, которые мало кто посчитал бы за признак какого бы то ни было вырождения.

То, что мы называем вырожденными типами, – это типы, которые отклоняются от нормальной, т. е. атлетической морфологии, – и это все. Они или толсты, или худы более чем нужно.

Мы выделяем три дегенеративных типа: Юпитер, Луна, Сатурн.

Тип Юпитера образовался вследствие деформации от сидячей жизни, мускульного безделья и потолщения либо произошел из какого-нибудь квадратного типа (Марс и Земля) либо из какого-нибудь овального типа (Меркурий, Солнце или Венера): в этом случае квадратные и овальные формы имеют тенденцию к закруглению.

Юпитерианцы, которые произошли от квадратных типов, имеют мощную костную систему. Они были рождены иметь сильную мускулатуру и могли ее иметь в молодости. О них все еще говорят иногда, что они «сильные». Юпитерианцы же, которые происходят от овальных типов, имеют тонкую костную структуру, но и они потолстели, как и первые.

Марсовые, земные, меркуриевые, овальные, венерины типы, переставая работать, быстро полнеют, юпитеризуются. Линии юпитерианца становятся бесформенными, потому что мускулы его уменьшились и потолстели. Черты лица его крупны, но иногда смазаны. Лицо широкое, откуда ни посмотришь. Нос его внизу широк, рот большой с мясистыми губами, подбородок толстый, плечи округлены, живот выпирает, окружность бедра большая. Руки и ноги имеют больше жира, чем мускулов, ноги возле щиколотки часто имеют тенденцию к отечности, к утолщению, что является признаком ослабления пищеварения.

Юпитерианка же импозантна на вид, полная, крупная. Она имеет те же морфологические признаки, что и Юпитер, но они носят женственный характер.

Умственно юпитерианец и юпитерианка проявляют те качества, которые присущи их форме. Но они допустили, чтобы их линии округлились, потому что энергия их приобрела характер буржуа. Они предпочли сидеть в тапочках возле камина, чем отдаться усиленной деятельности. Они предпочли домашнюю обстановку вольному ветру и воздуху. Юпитерианец все еще любит говорить о спорте, но не любит заниматься им. Он предоставляет это своим детям, потому что имеет детей и любит их.

Интеллектуальный уровень юпитерианца зависит от типа, от которого происходит. Поскольку, с одной стороны, он весел и часто обладает остроумной речью, а с другой – благодаря своей дородности он производит впечатление на других и имеет авторитет, не желая того, без сомнения, он самый желанный тип руководителя. Он не любит, да и не расположен к длительной работе, с которой может справиться один главный секретарь, к роли которого больше всего подходит марсов, солнечный, меркуриев тип.

Юпитерианка имеет те же качества мещанки, которые имеет и юпитерианец. Как и он, она любит свой дом. Она хорошая и добрая мать.

Лунный тип более округлый, чем юпитерианский. Он весь круглый: круглое лицо, круглая шея, круглые плечи, бедра, икры. В то время как Юпитер создан, чтобы иметь хорошую мускулатуру и даже иногда имел такую, лунный тип никогда не имел мускулов. Рассмотрим этот тип как постоянный, неизменный детский тип.

Ребенок, младенец имеет округлые линии. В процессе роста ребенок должен приобрести квадратную или овальную форму и стать более сангвинистичным. Если же останется круглым и лимфатичным, то станет взрослым человеком лунного типа. У женщин лунный тип не уродлив, не ухудшен. У мужчин он не желателен, потому что округленность линий означает недостаток энергии, врожденную бесхарактерность, большую склонность к пассивности, к распущенной беззаботной жизни и мечтательности.

Сатурн хил по форме. Он является результатом вырождения целой цепи поколений, проведших сидячий образ жизни. У него расстроенное пищеварение, все его мускулы, не исключая и мускулов, которые управляют пищеварительными функциями, атрофированы, печень его также атрофирована. Он имеет желтую, желчного оттенка кожу. Волосы его черные, даже очень черные и достаточно густые. Юпитерианец часто плешив. Лунный тип обычно имеет в изобилии волосы, которые всегда русы. Плешивых сатурнианцев нет.

Посмотрите на сатурнианцев и вы заметите, что форма типичного сатурнианца вообще четырехугольная, трапециевидная и при этом верхняя часть трапеции больше, чем нижняя, у основания: мозг преобладает над мускулами. Нижняя часть фигуры угловата, плечи свисают вниз и худы, грудная клетка узкая, живот втянут, члены тела хилые: Сатурн интеллигентен, часто даже очень интеллигентен. Но он не направил свою интеллигентность к своему телу. Если он лекарь, то будет искать ключ к здоровью под микроскопом, а не в свете солнца. Он никогда не станет приверженцем естественного образа жизни: здоровый воздух, спорт подходит больше румяным, сангвиничным натурам, но не желтокожим сатурнианцам. Сатурнианец больше любит труд в четырех стенах, чем работу под открытм небом, – мускулы его уже не годны для тяжелого физического труда. Он потерял оптимизм, присущий нормально сложенным и крепким людям. Он – печальный пессимист, закрытый в самом себе, он всматривается во внутреннюю сторону вещей, событий, существ и самого себя, чтобы исследовать их причины. Сатурн создает лабораторных ученых, терпеливых исследователей, измученных постоянной головной болью и язвой желудка.

Сатурнианка не кокетка, и внешность ее не очень привлекательна. Интеллект и ровный нрав делают ее скромным преподавателем, закрытым в самом себе и разочарованным в жизни. Она неврастенична и спит плохо.

Юпитерианке подошла бы должность бухгалтера, ей можно было бы доверить кассу торгового дома, – она бы смогла прекрасно поддерживать в порядке счета.

Лунный тип может отлично использовать свою естественную и ничего не выражающую улыбку как продавец, рекламный агент. Женщина этого типа маленького роста, изящная и хрупкая и годна быть супругой мужчины, любящего женщин-кукол.

Сатурнианец – худой, поблекший, меланхоличный – частенько становится математиком. Его названная сестра, сатурнианка, которая может быть преподавательницей в какой-нибудь гимназии или лицее.

Форма говорит о многом, но не все. Отнесение индивидуума к какой-либо морфологической категории еще не означает, что таким способом мы хорошо познакомились со всеми его возможностями. Важно уметь читать и по коже, покрывающей форму: нежность или грубость ее, бледность, румяность, прозрачность, матовость, сухость – все эти признаки имеют физиологическое и психологическое значение.

Пигментация кожи и ее покраснение имеют причины и свои последствия. Плешивая голова означает для физиогномиста отнюдь не то же, что голова, покрытая кудрявыми волосами, и если жидкие русые волосы имеют одно значение, то прямые и тяжелые черные волосы – другое. Существенно также, каковы кровеносные сосуды: маленькие или большие, склеротичные или расширенные. Всё это признаки, каждый из которых сам говорит за себя.

 

 

Глава 9

На языке жестов

 

Многим людям трудно признать, что человек является все же биологическим существом. Homo sapiens является одним из видов большой, не покрытой шерстью обезьяны, которая научилась ходить на двух ногах и имеет хорошо развитый мозг. Подобно другим животным, мы подчиняемся биологическим законам, которые контролируют наши действия, реакции, «язык тела» и жесты. Удивительно, что человек-животное редко осознает то, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос.

Алан Пиз. Язык телодвижений

 

Мысли людей можно читать по их жестам. Австралиец Алан Пиз, признанный знаток психологии человеческого общения, написал книгу «Язык движений». Он дал толкование языка жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж». Овладев этим языком, вы будете смотреть на себя и на окружающих совершенно другими глазами. Вы сможете «читать между строк» и считывать всю скрытую информацию непосредственно с вашего собеседника.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Зигмунд Фрейд однажды заметил, что, когда одна пациентка словесно убеждала его в том, что она счастлива в браке, она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо. Фрейд понял значение этого непроизвольного жеста и не удивился, когда стали обозначаться семейные проблемы пациентки.

Изучив искусство языка телодвижений, вы можете отправиться на вечер, посидеть потихонечку в уголке весь вечер и получить огромное удовольствие от наблюдения за ритуалом языка телодвижений в обществе.

Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Клятвы обычно даются с ладонью на сердце; когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником полностью или частично ладони.

Если жена хочет что-то скрыть от своего мужа, она будет держать руки в карманах или скрещенными. Если же ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной.

Когда первобытные люди встречались, они протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, для того чтобы показать свою безоружность. Современная форма этого древнего приветственного ритуала выражается в том, что люди протягивают друг другу руку и слегка встряхивают их.

Существуют различные типы рукопожатий, определяющих тип человека. Так, если мужчина выступает инициатором рукопожатия и жестом руки с ладонью, направленной вниз, заставляет партнера подчиниться, потому что ему приходится отвечать рукой, повернутой ладонью вверх, то он, как правило, имеет характер агрессивный и властный. Отличительной чертой агрессивного, жесткого характера является крепкое рукопожатие вплоть до хруста.

Для бесхарактерного человека, рука которого легко поддается нажиму, характерны беспристрастные и неэмоциональные рукопожатия. Если рукопожатие происходит только с помощью кончиков пальцев, это свидетельствует о неуверенности в себе.

Если человек держит скрещенные пальцы рук на уровне лица или перед собой, когда он стоит, то этот жест свидетельствует о разочаровании и желании его скрыть свое отрицательное отношение.

Негативными жестами являются скрещивание рук на груди, закидывание ноги на ногу, бегающий взгляд и многочисленные жесты, связанные с манипуляцией рук у лица.

В гадании по руке большие пальцы рук обозначают силу характера и его личности. Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Большие пальцы рук часто выглядывают из карманов человека, иногда даже из задних карманов брюк, чтобы скрыть доминантность его в данной ситуации.

«Когда вы скрещиваете руки на своей груди, скрещиваете ли вы правую руку над левой или левую над правой? – пишет Алан Пиз. – Большинство людей не могут достоверно ответить на этот вопрос до тех пор, пока они это не проделают. В одном случае они будут чувствовать себя удобно, в другом случае нет. Отсюда можно заключить, что это, возможно, генетический жест, который не может быть изменен».

Скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук свидетельствуют о негативном или оборонном отношении (скрещенные руки) плюс чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук.

Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками.

Если маленький ребенок обманывает, он будет рукой прикрывать рот в попытке остановить лживые слова, выходящие из его рта. Если он не желает выслушивать нотации родителей, он просто затыкает уши пальцами или закрывает уши руками. Если он видит то, на что ему не хотелось бы смотреть, он закрывает глаза руками. Когда человек взрослеет, его жесты с использованием рук у лица становятся менее заметными, но они все равно имеют место, когда человек лжет. Эти жесты могут также обозначать сомнение, неуверенность или обман.

Жест «защита рта рукой», используемый в момент речи, часто свидетельствует о том, что человек говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете.

Как и прикосновение ко рту, прикосновение к носу может использоваться как говорящим для маскировки собственного обмана, так и слушающим, сомневающимся в искренности слов говорящего.

Известное выражение «врать сквозь зубы» относится к комплексу жестов, складывающихся из стиснутых зубов и натянутой улыбки, потирания века пальцем и отведенного в сторону взгляда.

Потирание и почесывание, потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им слуховое отверстие говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться.

Почесывание шеи – места под мочкой уха или же боковой части шеи – свидетельствует о сомнении и неуверенности человека, который говорит: «Я не уверен, что согласен с вами».

Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, то пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Маленький ребенок сосет палец, а взрослый кроме пальца засовывает в рот такие предметы, как сигареты, ручки и т. п.

О хорошем или плохом настроении курильщика свидетельствует направление дыма, который выпускается изо рта, – вверх или вниз. Положительно настроенный, уверенный в себе и самодовольный человек будет выпускать дым вверх почти постоянно. И наоборот, негативно настроенный человек, скрытный и подозрительный, будет почти всегда направлять струю вниз.

Если при раздаче карт курящему игроку пришли хорошие карты, то на девяносто процентов он выпустит струю вверх, а если пришли плохие, он выпустит ее вниз.

Перемещая одну или две руки у себя на груди, мы образуем барьер. Это, в сущности, попытка отгородиться от надвигающейся угрозы или нежелательных обстоятельств, реакция на сигнал угрозы или опасности.

Стандартное скрещивание рук является универсальным жестом, почти повсюду означающим обостренное или негативное состояние человека в толпе незнакомых на собрании, в очереди, в лифте, везде, где люди чувствуют себя неуверенно и небезопасно.

Замаскированные жесты, связанные со скрещиванием рук, являются очень утонченными, усовершенствованными жестами, к которым прибегают люди, постоянно находящиеся в центре внимания. К этой категории людей относятся политические деятели, телевизионные комментаторы и другие, кто не хочет, чтобы зрители заметили их неуверенность или нервозность.

Для проделывания этого жеста рука движется поперек тела по направлению к другой руке, но вместо того, чтобы ухватиться за эту руку, она прикасается к сумочке, браслету, часам, запонкам или другому какому-нибудь предмету, находящемуся на противоположной руке или рядом с ней. И снова образуется барьер и утверждается состояние безопасности.

Жесты, направленные на аудиторию, имеют по природе сильную окраску агрессивности и исполняются в минорном ключе (жест указующего перста является одним из наиболее раздражающих, используемых человеком в речи, указывает А. Пиз). Манера пользоваться этим жестом, лишенным мягкости, держащим зрителя на расстоянии, характерная для одного из претендентов на пост президента Франции на выборах 1981 года, значительно усложнила его путь к успеху.

 

У женщин труднее заметить этот замаскированный защитный жест, потому что если она не уверена в себе, то она может держаться за такие предметы, как дамская сумочка или кошелек. Одним из распространенных вариантов этого жеста будет использование обеих рук, для того чтобы держать бокал вина.

 

О жестикуляции

 

Выражение – это жест, закрепленный долгим повторением. Идея и внешний ее образ тесно связаны между собой. Они до такой степени связаны, что становятся неразлучными, и до такой степени неразлучны, что, узнавая одно, узнаешь и другое. В этом заключается принцип, благодаря которому можно читать в глубинах человеческой мысли, изучая жесты. Всякое движение, всякое положение, всякое выражение тела или лица проявляют известные идеи, чью природу можно уловить логическим способом.

Гармония жестов идет рука об руку с гармонией идей. Слабоумные очень неловки в движениях своих: неповоротливы, ходят некрасиво, невзрачно. Люди, обладающие чутьем душевных ритмических движений (музыканты, художники), имеют, естественно, и красивые, ритмичные движения мускулов. Они красиво танцуют и двигаются. Непостоянные в идеях своих непостоянны и в своих движениях. У таких людей движения некрасивы, резки, неловки. Не заметили ли вы, как невропат, услышавший громыхание проезжающего по улице автомобиля, резко вздрагивает и сразу начинает махать руками, покусывая усы, глубоко вздыхая и проклиная?

И наоборот, вы сочтете общительным и добрым того человека, который, услышав тот же самый автомобиль, продолжает спокойно читать газету или рассказывать какой-нибудь анекдот своему соседу.

Боязливые выдают нестройными жестами беспорядок своих идей: безрассудные страхи носятся вихрем в их умах. Так же беспорядочно движение их бровей, лба, губ, рук, ног. Захотят сказать что-нибудь путное – заикаются, проливают чай, который вы им подаете, ломают старый ваш стул или садятся на свою или на вашу шляпу. Наступают на ногу даме, с которой танцуют, только потому, что боятся быть недостойными. Неловкость и стыдливость – два слова, которые очень часто могут быть здесь психологическими синонимами.

Мускульное бесстрастие, «сдержанная подвижность» тоже имеют свой язык, говорящий о самообладании. В неподвижности марсианского или солнечного типа чувствуется сияние высшего спокойствия. Напряженное внимание, раскаленная энергия вызывают по возможности самые незаметные и самые изысканные движения.

Язык нашего тела очень трудно, практически невозможно подделать, если это удается, то лишь на какой-то очень короткий период. «Мы улыбаемся, киваем головой и подмигиваем в попытке скрыть ложь, – пишет Алан Пиз, – но, к несчастью для нас, наше тело своими знаками говорит истинную правду, и наблюдается несоответствие между сигналами, считываемыми с лица и с тела, и словами. Изучение выражения лица является искусством само по себе».

Взять хотя бы рукопожатие. Решительное рукопожатие, как правило, говорит об искренности, энергии. Если женщина почувствует чье-нибудь пожатие как очень сильное, даже до боли, – это признак крестьянской грубости. Рукопожатие, если оно продолжается долго, говорит о любви. Рука, которая быстро отстраняется при рукопожатии, будто выскальзывает из ваших пальцев, здоровается лишь слегка прикасаясь к вашей руке, означает неуместную гордость и лицемерие, остерегайтесь такой руки!

Можете, однако, иметь полное доверие к руке, которая раскрывается широко вам навстречу, особенно если пальцы отделены друг от друга. Эта рука честная, искренняя, добрая.

Такая рука пишет широко и округло, рука же, которая подает лишь кончики своих пальцев, пишет мелко, буквы такого письма угловаты и тесно прижаты друг к другу.

«Изучив искусство языка телодвижения, вы можете отправиться на вечер, просидеть потихонечку в уголочке весь вечер и получить огромное удовольствие от наблюдения за ритуалом языка телодвижений в обществе. Телевидение также предоставляет восхитительную возможность для изучения особенностей невербальной коммуникации. Выключите звук и попытайтесь догадаться о том, что происходит на экране только по изображению. Включая звук через каждые 5 минут, вы сможете проверить правильность вашего понимания невербалики, и вскоре вы сможете смотреть всю программу без звукового сопровождения и понимать все, что происходит на экране, как это делают глухие».

К этим словам Алана Пиза нам нечего добавить, поскольку искусство изучения человека – действительно занятие увлекательное, и мы желаем всем нашим читателям и дальше совершенствоваться в нем.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Отрывки из работ Аристотеля, посвященных физиогномике[14]

 

О ногах

 

У кого хорошие и большие ноги, хорошо расчлененные и мускулистые, те сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого ноги маленькие, слабые, плохо расчлененные (с плохо выраженной мускулатурой), более приятные на вид, чем крепкие, – слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого на ногах кривые пальцы – бесстыжи, также – у кого кривые ногти. Это соотносится с птицами, у которых кривые когти. У кого на ногах пальцы тесно сдвинуты – трусливы; соотносится с озерным перепелом, у которого узкие лапки. У кого лодыжки мускулистые и хорошо расчлененные – сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого лодыжки мясистые и плохо расчлененные – слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого расчлененные, жилистые и крепкие голени – сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого голени худые, жилистые – похотливы; это соотносится с птицами. У кого голени слишком полные и как бы немного расколотые – пакостники и бесстыжие; это восходит к соответствующей (то есть непосредственно соотносимой) черте. У кого бедра ширококостные и мускулистые – сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого бедра ширококостные и полные – мягкие; соотносится с женственным типом. Те, кто имеет худые и костлявые ягодицы, – сильные.

У кого ягодицы мясистые и жирные – слабые. Те, у кого в этом месте мякоти мало и она как бы стерта, – злы; это соотносится с обезьянами.

 

О торсе

 

У кого тонкая талия – любят охоту; это соотносится со львами и собаками. Можно видеть, что и у собак, которые любят охоту, тонкая талия. У кого живот плоский – сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого он не плоский – слабые; это восходит к соответствующей черте. Те, у кого большая и крепкая спина, – сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого спина узкая и слабая – слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого широкие бока – сильны душой; соотносится с мужественным типом. У кого впалые бока – слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого бока крутые, как бы раздутые, – болтуны и пустословы; это соотносится с волами и лягушками. Имеющие расстояние от пупа до груди большее, чем от края груди до шеи, – прожорливы и тупы: прожорливы, потому что имеют большое вместилище для пищи, тупы, потому что их чувства имеют тесное вместилище и соединенное с вместилищем для пищи, так что чувства тяжелеют из-за избытка или недостатка пищи. Имеющие широкую и хорошо расчлененную (мускулистую) грудь – сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого широкая, мясистая и хорошо расчлененная верхняя часть спины, те сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого она слабая, худая и плохо расчлененная – слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого верхняя часть спины слишком сутулая и плечи сведены к груди – злонравные (скрытные и коварные); это восходит к соответствующей черте, потому что то, что должно было быть видным спереди, исчезает. У кого верхняя часть спины вогнута, те податливы характером («рохли») и бестолковы; это соотносится с лошадьми.

Для благороднорожденного надлежит иметь и не слишком сутулую, и не (слишком) вогнутую верхнюю часть спины, но – среднее состояние.

 

О плечах и шее

 

У кого область возле плеч и сами плечи хорошо расчленены – сильны душой; это соотносится с мужественным типом. Те, кто имеет слабые, плохо расчлененные плечи, – слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого развернутые плечи – благородны душой; это восходит к наблюдаемому, потому что этой наблюдаемой форме соответствует благородство. У кого плечи связанные и сведенные, те неблагородны; это восходит к соответствующей черте. У кого подвижная область у ключиц – восприимчивы: когда эта область подвижна, она легче вмещает движение чувств. У кого части тела в области ключиц сдавлены, те тупы: при плохом развитии этих частей движение чувств затруднено.

У кого плотная и полная шея – бесстрашны; это соотносится с бесстрашными быками. У кого шея большая, не слишком толстая – велики душой; это соотносится со львами. У кого она худая, длинная, те – робкие; это соотносится с оленями. У кого шея слишком короткая – коварны; это соотносится с волками. У кого на шее и висках раздутые вены – очень гневливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как подобное происходит у раздраженных.

 

О губах

 

У кого губы тонкие и уголки губ дряблые, так что у верхней губы образуется складка и наступает на нижнюю, когда губы сдвинуты, – такие велики душой; это соотносится со львами. То же самое можно видеть и у больших и крепких собак. У кого губы тонкие, твердые, у клыков вздернуты кверху – те не благородны; это соотносится со свиньями. У кого губы толстые и верхняя губа выступает над нижней – тупые; это соотносится с ослами и обезьянами. У кого верхняя губа и десна выдаются – бранчливые; это соотносится с собаками.

 

О носе

 

У кого края ноздрей толстые – добродушны; это соотносится с волом. У кого края ноздрей тонкие – очень горячи по характеру; это соотносится с собаками. У кого края ноздрей круглые и тупые – велики душой; это можно сравнивать со львами. У кого конец носа худой (у востроносых), те подобны птицам. У кого конец носа толстый – те тупые; это соотносится со свиньей. У кого горбатый нос начинается сразу ото лба – те бесстыжи; это соотносится с воронами. У кого орлиный нос, четко отделяющийся ото лба, – велики душой; это соотносится с орлами.

Те, у кого в том месте, где нос соединяется со лбом, круглое углубление, а изгиб носа обращен кверху, – похотливы; это соотносится с петухами. Имеющие (плоский и) курносый нос – похотливы; это соотносится с оленями. У кого ноздри раздутые – гневливы; это восходит к состоянию, вызываемому гневом.

 

О лице

 

У кого лицо мясистое – добродушны; это соотносится с волом. У кого лицо сухое – осторожны, у кого мясистое – робки; это соотносится с ослами и оленями. У кого маленькое лицо – малодушны; это соотносится с кошкой и обезьяной. У кого лицо широкое – ленивы; это соотносится с ослами и волами. Поэтому лицо должно быть и не маленьким и не большим; прилично, когда оно среднее. У кого лицо ничтожное – неблагородны; это восходит к соответствующей черте. Имеющие нахмуренное лицо – угрюмы; это восходит к соответствующему состоянию, так как угрюмые морщат лоб. У кого румянец на лице – стыдливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у пристыженных розовеет лицо. У кого розовеют щеки – пьяницы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у опьяненных краснеют щеки.

 

О глазах

 

Кто имеет под глазами как бы свисающие мешки – пьяницы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у много выпивших под глазами как бы мешки. У кого эта часть припухлая, те любят спать; этот признак восходит к соответствующему состоянию, так как у проснувшихся вокруг глаз как бы припухлость. У кого глаза маленькие – малодушны; это восходит к соответствующей черте и к обезьянам.

Большеглазые ленивы; это соотносится с волами. Поэтому благороднорожденному прилично иметь глаза и не очень большие и не очень маленькие.

Те, у кого глаза впалые, – злы; это соотносится с обезьянами. У кого глаза выпученные – глупы; это восходит к соответствующей черте и к ослам. Поэтому глаза должны быть и не выпученные и не впалые, но самое лучшее – среднее состояние. У кого глаза слегка впалые, те великодушны; это соотносится со львами; если сильно впалые – смирны; это соотносится с волами. У кого потупленные глаза – печальны; это восходит к соответствующему состоянию, так как печальные потупляют глаза.

 

О лбе

 

У кого лоб маленький – глупые; это соотносится со свиньями. У кого лоб слишком большой – вялые; это соотносится с волами. Круглолобые тупы; это соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба – чуткие, проницательные, понятливые; это соотносится с собаками. Имеющие соразмерный квадрат во лбу – велики душой; это соотносится со львами. Имеющие нахмуренный лоб – гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие разглаженный лоб – льстецы; это восходит к соответствующему состоянию.

И у собак можно видеть, когда собаки ластятся, у них гладкий лоб. Поскольку нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное – лесть, то подходящим будет среднее состояние.

 

О голове

 

Имеющие большую голову – чувствительны; это соотносится с собаками. У кого маленькая голова – те бесчувственны; это соотносится со свиньями.

У кого голова сужается кверху – бесстыжие; это соотносится с птицами, имеющими кривые когти. Имеющие маленькие уши подобны обезьянам, большие – ослам; можно видеть, что у собак наиболее соразмерные уши.

 

О цвете кожи

 

Слишком смуглые робки; это соотносится с египтянами, эфиопами. Слишком белолицые (буквально «белые») тоже робки; это соотносится с женщинами. Следовательно, цвет, который свидетельствует о мужестве, должен быть средним.

 

О цвете волос

 

Желтоволосые (буквально «желтые») смелы; это соотносится со львами. Слишком рыжие хитры; это соотносится с лисами. Бледные и имеющие неравномерную окраску – робкие; это восходит к состоянию, вызываемому страхом. Те, у кого медово-желтый цвет, – холодны, а холодное замедлено в движениях; те же, у кого телесные движения замедлены, – вялые.

Красные быстры, потому что тело, разогретое движением, краснеет. Пламенно-рыжие склонны к бешенству, так как элементы тела, слишком разогретые, приобретают пламенный цвет, а крайне разгоряченные склонны к сумасшествию. У кого на груди проступает цвет, те очень гневливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у гневливых воспламеняется область груди.

 

О цвете глаз

 

У кого краснеют глаза – вспыльчивы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у вышедших из себя в гневе краснеют глаза. У кого глаза черные – робки; известно, что черный цвет обозначает робость. У кого глаза не совсем черные, но ближе к карему цвету, те имеют ровный характер. У кого глаза светло-голубые или белесые – робки; известно, что белесый цвет обозначает робость. У кого глаза не голубые, но карие – смелы; это соотносится со львом или орлом. У кого глаза темно-карие, те страстные; сравнивать с козами. У кого огненные – бесстыжи; сравнивать с собаками. У кого глаза светлые, нечистого цвета – робкие; это восходит к соответствующему состоянию, так как у испуганных глаза делаются светлыми, неравномерной окраски. У кого глаза блестящие – похотливы; сравнивать с петухами и воронами.

 

О волосяном покрове

 

У кого волосатая голень – похотлив; это соотносится с козами. У кого на груди и животе слишком большая волосатость, те никогда не доводят дело до конца; это соотносится с птицами, так как у них волосатые грудь и живот. У кого совершенно безволосая грудь – бесстыжи; это соотносится с женщинами. Поэтому она должна быть и не слишком волосата и не слишком безволоса: среднее состояние самое лучшее. У кого волосатые плечи, те (тоже) не доводят дело до конца; это соотносится с птицами.

У кого сзади волосатая шея – благородны; это соотносится со львами.

У кого редкая борода – имеют ровный характер; это соотносится с собаками.

У кого сросшиеся брови – угрюмы; это восходит к подобию соответствующего состояния.

У кого брови опущены книзу у носа и приподняты кверху у висков – простоваты; это соотносится со свиньями.

 

О волосах на голове

 

У кого волосы на голове торчат – робкие; это восходит к соответствующему состоянию, так как у испуганных волосы топорщатся.

У кого волосы слишком кудрявые – робки; это соотносится с эфиопами. Поскольку же и стоящие торчком и слишком кудрявые волосы восходят к робости, то о превосходных душевных качествах свидетельствуют слегка вьющиеся волосы; это можно соотносить и со львом.

Имеющие надо лбом волосы, обращенные вверх и назад, благородны; это соотносится со львами.

У кого против носа волосы головы выходят на лоб – неблагородны; это восходит к соответствующему состоянию, так как это явление свойственно рабам.

 

О голосе

 

Кто говорит низким голосом – нахальны; это соотносится с ослами. Те, кто говорит, начиная с низких тонов, а заканчивает высокими, – недовольные и жалобщики; это соотносится с быками и восходит к тому, что соответствует такому голосу.

Те, кто говорит высоким, слабым, прерывающимся голосом, – извращенные; это соотносится с женщинами и это восходит к соответствующей черте. Кто говорит громким, не надтреснутым голосом, сравнивается с сильными собаками; это восходит к соответствующей черте.

Кто говорит слабым, не напряженным голосом – смирны; сравниваются с овцами.

Кто говорит высоким голосом и выкрикивает – страстен; сравнивать с козами.

 

О ходьбе

 

Кто ходит медленными большими шагами, тот медлителен в начале дела, но исполнителен, так как широкий шаг обозначает деловитость, а медленный – нерешительность.

Ходящий медленным мелким шагом медлителен в начале дела и неэнергичен, так как короткий медленный шаг обозначает неисполнительность.

Ходящий быстрым и широким шагом не предприимчив, но деятелен, так как быстрое деятельно, а широта шага обозначает неисполнительность.

Ходящий быстрым мелким шагом предприимчив, но не деятелен.

 

О телодвижениях

 

Что касается движений кисти, локтя и руки, они восходят к тому же самому. Кто сотрясает плечами прямым и напряженным движением, у тех короткие локти; это соотносится с лошадьми. Кто сотрясает плечами наклонным движением – велики душой; это сравнивать со львами. Кто ходит, выворачивая ноги наружу и с голенями женского типа, это соотносится с женщинами. Согбенные телом и поношенные по своей наружности – льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. Наклоняющиеся вправо во время ходьбы – извращенные; это восходит к соответствующей черте.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!