Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает



A.Индивидуализм

B. Коллективизм

C.  Субъективизм

D.Агностицизм

3. Система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости – желаемой нормой отношения между людьми:

A.Гедонизм

B.  Гуманизм

C.  Персонализм

D.Индивидуализм

Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии

A.Неопозитивизма

B. Экзистенциализма

C.  Структурализма

D.Психоанализа

5.Родоначальником позитивизма является:

A.Джон Стюарт Милль

B. Огюст Конт

C. Карл Поппер

D.Эрнст Мах

6.Какая стадия не входит в сформулированный Контом «закон трех стадий»:

A.Теологическая

B. Метафизическая

C. Органическая

D.Позитивная

7.Верификация – это:

A.Проверяемость, соответствие утверждения эмпирическим данным

B. Метод познания, заключающий от частного к общему

C. Способ проверки истинности утверждения, посредством опровержения

D.Утверждение, предполагающее доказательство

Пирс выдвинул принцип, согласно которому

A.Истинно то, что полезно

B. Познание есть приспособление организма к среде

C. Верь в успех и он придет

D.Вещь есть сумма наших ощущений

9. Автор выражения: «Вера в факт может способствовать возникновению последнего»:

A.Ч. Пирс

B. У. Джемс

C. Ф. Ницше

D.Дж. Дьюи

Сверхчеловек, по мнению Ницше, должен быть способен

A.Захватить власть

B. Стать богатым

C. Получить образование

D.К переоценке ценностей

11.Ницше не является автором следующей книги:

A.«Так говорил Заратустра»

B. «Мир как воля и представление»

C. «По ту сторону добра и зла»

D.«Рождение трагедии из духа музыки»

12.Ресентимент – это:

A.Бессильная зависть и чувство собственной неполноценности

B. Ревность

C. Чувство собственного превосходства

D.Предательство идеалов

13.Согласно психоанализу З. Фрейда, поступки человека определяются:

A.мышлением

B. бессознательным

C. рассудком

D.разумом.

14.Кто из нижеперечисленных не имеет отношения к психоанализу:

A.Ф. Ницше

B. Э. Фромм

C. К.-Г. Юнг

D.З. Фрейд

15.Основой мироздания у А. Шопенгауэра является:

A.Абсолютный Дух

B.  Мировая Воля

C.  Бог

D. Вечный Огонь

Автором концепции « сверхчеловека» был:

A.А. Шопенгауэр

B. Э. Фромм

C. Ф. Ницше

D. Ж.П. Сартр

Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что

A.В нашей жизни всё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение.

B.  Человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться.

C.  Что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока.

D. Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность.

Учение Ф Ницше относят к:

A.Философии жизни

B.  Экзистенциализму

C.  Марксизму

D. Позитивизму

Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает:

A.Любовь

B.  Познание

C. Существование

D. Развитие

 

Тема 10. Русская философия

Семинар № 20. Своеобразие древнерусской философской мысли и

Поиски оригинального способа русского философствования (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Мировоззренческие основы древнерусской философии. (X-XVII вв.). Крещение Руси: выбор византийской ориентации. Христианская патристика. Языческое наследие в культуре русского средневековья.

2. Философские идеи в древнерусской книжности. Проблема человека в древнерусской культуре.

3. Рационализм Иосифа Волоцкого. Иосифляне и нестяжатели в идейно-философских движениях эпохи московской централизации ХIV-ХVI вв.

4. Логико-психологическая теория Нила Сорского. Исихазм и русская культура. Использование философско-религиозных принципов во врачевании.

5. Соотношение науки и философии в мировоззрении русских мыслителей ХVIII века. Русское мировосприятие и метафизический способ мышления. «Корпускулярная философия» М.В. Ломоносова. Философия природы и человека Г.С. Сковороды. Философское обоснование проблемы человека А.Н. Радищевым.

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013.   Глава 12. Русская философия. С. 776-831.

2. Введение в философию. (Под редакцией Фролова И.Т). М., 2005.

3. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга третья. М.: Греко-латинский кабинет, 1996. С. 4-30, 132-165,190-209.

4. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. Ч.2. М.,1991.

5.  Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.157-200.

6. Очерки истории русской философии: Сборник статей. (Под общей ред. профессора И.З. Шишкова) М., 2013.

7. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Т.1. - Л., 1991, С.11-54.

8. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М.,1990.

9. Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии. //Гоголь Н.В. Духовная проза. М.,1993.

10. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.,1992.

11. Иларион. Слово о законе и благодати. //Русская идея. М.: Республика,1992.С.18-36.

12.  Русская философия. Словарь. (Под ред. М.А. Маслина). М.: Республика, 1995.

13. Трубецкой Е.С. Три очерка о русской иконе. //Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. М.: Прогресс,1993. С.195-219.

14. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука,1995.

15. Алексеев П.В. Философы России ХIХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М., Академический проект, 2002.

16. Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон. //Философия русского религиозного искусства ХVI-ХХ вв. Антология. М.: Прогресс, 1993. С.34-44.

Дополнительная литература:

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

2. Булгаков С.Н. Православие. М.,1991.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь,1992.

4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.,1992.

5. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л.: Наука,1987.

6. Ильин И.А. Россия есть живой организм. //Русская идея. М.,1992, С. 429-435.

7. Лихачев Д.С. Исследование по древнерусской литературе. Л., 1986.

8. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель,1991, С. 4-10.

9. Лосев А.Ф. Родина. //Русская идея. М.:Республика,1992, С. 420-429.

10. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994.

11. Прот. И.Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001.

12. Радищев А.Н. О человеке, его смерти и бессмертии. //Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. Свердловск, 1990, С. 347-387.

13. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.:Наука,1987.

14. Сковорода Г.С. Сочинения. В 2-х тт. М.: Мысль,1973.

15. Сопронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: Церковь и культура, 2000.

16. Соловьев В. Русская идея. //Русская идея. М.: Республика,1992, С. 185-204.

17. Трубецкой С.Н. Исторические основы христианского богопознания. //Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994, С. 231-482.

18. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.

19. Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. М.: Прогресс,1993.

20. Флоренский П. Иконостас. М.: Искусство, 1995.

21. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М.: Высшая школа, 1992.

Ключевые понятия:


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!