Семинар № 14. Немецкая классическая философия. Послекантовский немецкий идеализм и принцип историзма (6 часов)



Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Философия деятельности И.Г.Фихте. Субъективный идеализм философии И.Г.Фихте. Три основоположения наукоучения И.Г. Фихте.

2. Основные философские системы Ф. Шеллинга. Система абсолютного тождества бытия и мышления Ф. Шеллинга. Влияние философии позднего Ф.Шеллинга на немецкий романтизм (Август и Фридрих Шлегели, Новалис, Э.А.Т.Гофман и др.). Ф. Шеллинг и русская философия.

3. Философская система Г.В.Ф. Гегеля и принцип историзма. Учение об Абсолютной идее и стадиях ее саморазвития. Принцип единства логического и исторического. Феноменология духа: субъективный и объективный дух. Формы абсолютного духа: искусство, религия, философия.

4. Диалектический метод и система Г. Гегеля. Диалектика Гегеля как теория развития. Противоречие как источник развития. Категории и законы диалектики. Особенности диалектического отрицания. Догматизм философии Г. Гегеля.

5. Антропологическая философия Л. Фейербаха. Онтология Л. Фейербаха и проблема соотношения природы и человека. Бытие как чувственность. Понятие «родовой» сущности человека. Диалектика «Я» и «Ты».

6.  Критика религии. «Новая религия» Л. Фейербаха.

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 9. Послекантовская немецкая философия. С.426-488.

2. Введение в философию. /под редакцией И. Т. Фролова/ М: Республика, 2003.

3. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга вторая. М.:Греко-латинский кабинет им. Ю.А.Шичалина. М., 1996.

2. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. Ч.2. М.,1991.

3. Спиркин А.Г. Философия. М.,2001. С. 149-156.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. С.-Пб.: Пневма, 2010.

5. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕР СЭ; СПб.:Университетская книга, 2000. С. 377-405.

6. Блок А.М. Гегель: «хитрость мирового разума». //Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. М.: «Добросвет-М», 2009. С.496-517.

7. Блок А.М. Людвиг Фейербах: религия любви. //Там же. С.518-530.

Дополнительная литература:

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. М., 1974-1977.

2. Гегель Г.В.Ф. Дух христианства и его судьба. //Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х тт. Т.1. М.,1976, С.101-194.

3. Фейербах Л. Сущность христианства. //Фейербах Л. Избранные произведения. В 2-х тт. Т.2. М., 1955.

4. Фихте И.Г. Сочинения в 2 –х тт. М., 1993.

5. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х тт. М.: Мысль, 1984.

6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,2001.

7. Гулыга А.В. Гегель. М., 2009.

8. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII-

начала ХIХ века. М.: Высшая школа, 1989.

9. Гайденко П.П. Прорыв к трансцедентному. Новая онтология ХХ век. М.: Республика, 1997.

10. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни ХIХ столетия. М.,1993.

11. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991. С.141-151,376-380.

12. Мейер-Штейнег Т. Медицина ХVII-ХIХ веков. М.: Вузовская книга,1999.

 

Ключевые понятия:

Абсолютная идея, субъект-субстанция, философская система, диалектический метод, объективный идеализм, субъективный идеализм, трансцендентальный идеализм, противоречие, единство логического и исторического, категории, диалектика, отрицание отрицания, «Я»-действие», деятельность, тождество субъекта и объекта, феноменология духа, субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух, «хитрость мирового разума», родовая сущность человека.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Как И.Г. Фихте обосновывает необходимость и возможность вывести из “Я” как основоположения мир природы, духа, общества и культуры?

2. Метафизика абсолюта Ф.В.Й. Шеллинга. Принцип историзма в теории познания.

3. Что имел в виду Гегель, когда говорил: «В кантовском, фихтевском и шеллинговском философских учениях революция дана и выражена в форме мысли» (Гегель Г.Ф.В. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. Т.2. М., Мысль, 1975, С. 404)?

4. Гегель понимает прекрасное как «воплощение идеи в материи», а задачу искусства видит «в познании истины в чувственной форме». Как эти эстетические идеи связаны с его учением об Абсолютной идее?

5. Что Гегель имеет в виду, говоря о «хитрости мирового разума»?

6. Чем отличается гегелевское «отрицание отрицания» от простого отрицания?

7. Каким образом в Абсолютной идее Гегеля совпадает субъект и субстанция?

8. Как вы понимаете утверждение Л.Фейербаха: «Ты приписываешь Богу любовь потому, что сам любишь, ты находишь доброту и рассудок своими лучшими качествами. Бог существуешь потому, что существуешь ты»?

9. Какую новую религию взамен христианства предлагает создать Л.Фейербах?

10. Приведите примеры проявления действия диалектических законов (противоречия, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания) в истории и в современности.

11.  Творческое задание: приведите примеры проявления действия законов диалектики в медицине, например, в соотношении «нормы» и «патологии», «здоровья» и «болезни».

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!