Семинар № 5. Эллинистическая философия (3 часа)
Вопросы для собеседования на семинаре:
1. Развитие античной культуры и философии в эпоху эллинизма ( вторая половина IV в. до н.э. –V в.н.э.) Философия Древнего Рима и ее этическая направленность.
2. Эпикуреизм: проблема свободы и счастья человека. А
3. томизм Эпикура.
4. Скептицизм: кризис античной рациональности. Эпохе и атараксия Пиррона. Этика здравого смысла в работах Секста Эмпирика.
5. Этика стоицизма: позднеантичный идеал мудреца. Римские стоики: Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет.
6. Философия неоплатонизма. Плотин об эманации и иерархии бытия. Идея мистического экстаза и гибель античной философии.
Обязательная литература:
1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 3.5. Эллинистическая философия. С.187-213.
2. Введение в философию. Ред. Фролов И.Т. М.: Республика, 2003. С.55-57.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2001. С. 300-396.
4. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С.237-340.
5. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М.: Академический Проект, 2008. С. 156-200.
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: АСТ,1994.
7. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2006. С. 275-364.
|
|
8. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2005. С.342-561.
Дополнительная литература:
1. Адо П. Плотин или простота взгляда. М., 1991.
2. Антология кинизма. М., 1984.
3. Блонский П.П. Философия Плотина. Петроград, 1918.
4. Диллон Дж. Средние платоники. СПб., 2002.
5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
6. Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. СПб., 2003.
7. Лега В.П. История западной философии. Ч I Античность. Средневековье. Возрождение. СПб.: ПСТГУ, 2007.
8. Лосев А.Ф. История античной философии. Последние века. М., 1998.
9. Лукреций. О природе вещей Т. I-II М., 1946-1947.
10. Луций Аней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
11. Марк Аврелий Размышления. Л., 1985.
12. Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956.
13. Нахов И.М. Философия киников. М., 2010.
14. Плотин. Сочинения. СПб, 1995.
15. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2т. Т. I-II. М., 1975-1976.
16. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.
17. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.. 1983.
18. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.,1979.
19. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.
Ключевые понятия:
эллинизм, индивидуализм, космополитизм, Мусейон, школа, экзистенциальная терапия, кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, эпохе, атараксия, апатия, сомнение, пневма, имманентная божественная сила, наслаждение, счастье, гедонизм, эвдемонизм, свобода, смерть, долг, неоплатонизм, Единое и Благо, Ум, Душа, христианство, трансцендентность Бога, идея творения, эманация, ипостась, синкретизм, гностицизм, герметическая литература, озарение, божественные философы, теургия.
|
|
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. В чем сходство и различие (в этике, в мировоззрении) между христианством и стоицизмом?
2. Античная философия и русская культура.
3. Что нового внес Эпикур и эпикуреизм в античный атомизм?
4. .Чем отличается этика классического периода (Сократа, Платона, Аристотеля) от этики эллинистического периода античности?
5. Понятия красоты и блага в неоплатонизме.
6. Платонизм и неоплатонизм
7. В чем заключался кризис античной культуры в начале новой эры?
8. Каковы, на Ваш взгляд, кардинальные новшества, внесенные Эпикуром в атомистическую картину мира, нарисованную Демокритом? Каковы источники и цели этих нововведений Эпикура?
9. Что, помимо хронологии объединяет, философские школы эллинистической эпохи?
10. Ф. Сейер писал о философе эллинистического периода: «Он потерял гражданство на родине и не приобрел его ни в Афинах, ни в Коринфе. Это был человек без родины. Он пользовался дурной славой из-за преступления, совершенного в юности, и его непреклонного поведения. Он был лишен человеческих привязанностей, друзей, дома, собственности, честолюбия, цели в жизни. Он не создал философской системы, но обладал хорошо подвешенным языком и серьезные дискуссии вел, должно быть, посредством острот и шуток. Доминирующая черта характера (философа) – лень». Назовите имя этого мыслителя. Дайте характеристику философскому направлению, к которому он принадлежал. Вы согласны с мнением автора об отсутствии честолюбия данного философа? Обоснуйте свою позицию.
|
|
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!