Иррационалистическая традиция в философии XIX века (А. Шопенгауер, Ф. Ницше, С. Кьеркегор)



 объектом критики-панлогизм Гегеля,

С. Кьеркегор противопоставил гегелевской идее бытия понятие экзистенции-конкретного человеческого существования,. уникальный внутренний опыт личности, ее искания, страдания, страхи, свобода. экзистенция непостижима для унифицирующего научного метода, однако только в ней следует искать основания и возможности человеческой истины. Путь к ней - это путь к Богу, обретение которого дарует человеку ощущение подлинности своего бытия. В становлении экзистенции Кьеркегор выделяет три основные стадии: 1) эстетическую, человек ориентирован на наслаждение; 2) этическую, подчиняющую человека долгу, выбор в пользу которого осуществляется уже самой личностью,; 3) религиозную, где человек выбирает уже не что-либо, но самого себя, и законы существования которой определяются верой.

А. Шопенгауэр течение-  «философия жизни». Жизнь-исходная природная реальность, наделенная собственными формами активности и самоорганизации и противостоящая внешним искусственным схемам логики и разума. принципа жизни,- воля, понимаемая как бессознательный слепой порыв, стремление к жизни, признающее лишь один закон - собственное желание. человек - это самое страдающее и нуждающееся существо, где страдание является следствием желания, а бесконечная гонка за жизнь обесценивается осознанием собственной смертности. Выход из тех тупиков, на которые обрекает нас воля, согласно Шопенгауэру, возможен лишь на пути ее «оборачивания», т. е. преодоления животного инстинкта жизни.

Фр. Ницше -концепцию иррационализма как по содержанию (критическая переоценка всех культурных ценностей и идеалов), так и по форме (отказ от системности и наукообразности, эссеистичный стиль письма). идею «воли к жизни» он конкретизирует как «волю к власти»,- стремление к самоосуществлению в рамках определенного жизненного пространства. Закон жизни - это «вечное возвращение» (воля всякий раз преодолевает себя, чтобы потом снова к себе вернуться). иерархия жизни - те, кто подчиняются, и те, кто повелевает. наука и искусство уводят человека от жизни в мир искусственной гармонии; Ницше говорит о том, что «бог умер», а «человек - это то, что должно преодолеть». История нуждается в новой иерархии ценностей, основанных не на сострадании к слабости («падающего подтолкни»), но на приоритете жизни и силы, носителями которых выступает грядущий сверхчеловек.

Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика).

Неопозитивизм (логический позитивизм). Начало положено в 20-х гг. ХХ в. Основоположники – Б. Рассел, Карнап. Оставили за философией роль общей методологии (науки, изучающей методы естественнонаучных исследований). В связи с этим большое внимание уделяли совершенствованию научной символики (в основном языка), т. к. в достаточно совершенном языке исчезнут философские проблемы и противоречия как иллюзии, обусловленные неправильным словоупотреблением и недопустимым соединением слов. Карнап сформулировал принцип верификации, согласно которому существуют не истины, а гипотезы. Причем каждая гипотеза тем лучше, чем больше фактов и экспериментов ее подтверждает.

Феноменология (Э. Гуссерль и др.). Феноменология вооружила философское знание принципиально новым методом анализа сознания и различных его состояний. По мнению Гуссерля философия должна исследовать «чистое сознание», представляющее собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие. Гуссерль стремится очистить сознание от эмпирического содержания, что достигается с помощью «феноменологической редукции» (т.е. воздержания от каких-либо суждений до тех пор, пока сознание не освободится от догм и аксиом).

Гуссерль считал, что философия может стать строгой наукой, но только тогда, когда сделает своим предметом структуру «чистого сознания» и откажется обосновывать свои выводы с помощью опытных наук.

Герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер, Ю.Хабермас и др.). С самых своих истоков философская герменевтика была связана с идеями интерпретации проблемы понимания.По мнению философов - сторонников идей герменевтики социально-гуманитарные науки не могут и не должны копировать методологию естествознания. Этой методологией можно пользоваться, но с учетом особенностей и своеобразия изучаемого предмета. Е динственно доступным и ценным миром герменевтика признает мир человеческого общения, внутри которого образуется мир культуры, ценностей, смыслов и т.д.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 468; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!