Категорический императив Канта.



 У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

1.поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;

2.относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;

3.к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

 

 

Социальная справедливость по Платону

 Поэтому он ищет смысл справедливости в идеале справедливого общества, независимо от того, возможно ли достичь его на земле. По мнению Платона, такое общество должно быть справедливым, поскольку будет отвечать его концепции справедливости. Согласно этой концепции всякая вещь или человек (Платон считал, что справедливость распространяется на вещи и на людей) имеет свою собственную сферу, и справедливость означает соответствие этой сфере. Например, такой инструмент, как пила или стамеска, имеет сферу применения в столярном деле, которую Платон считает «справедливой»; точно так же плотник или лекарь имеют свои собственные сферы — плотницкое дело или врачевание больных, добросовестное выполнение которых этими людьми и представляет собой «справедливость»

Билет №25

Философский смысл принципа монотеизма .

 Бог един и уникален (моноспо-гречески означает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т. е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Каков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала. Платони Аристотельназывали божественными космос, звезды, т. е. неличностное. В библии божественным является только сам Бог. Монотеизм — это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.

Идея в философской системе Гегеля. Метод восхождения от абстрактного к конкретному

 Метод восхождения от абстрактного к конкретному — это теоретический метод научного познания (см. Методы научного познания), основанный на последовательном переходе от абстрактного знания к конкретному в процессе реконструкции развития объекта исследования. Данный метод разработан в рамках диалектической философии и впервые был сформулирован Г. В. Ф. Гегелем, который, однако, дал ему идеалистическое толкование, представив его не как способ решения научно-теоретических задач, а как форму схематизации своей спекулятивной философской системы, приводящей к абсолютному знанию.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий (см. Теория) и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках, но при этом он осуществляется специфически для каждой науки и разных типов знания (см. Наука). Во всех случаях при его применении исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путём отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Основная цель метода восхождения от абстрактного к конкретному заключается в том, чтобы обеспечить раскрытие сущности изучаемого объекта. Метод предполагает движение от первых общих и абстрактных определений, схватывающих отдельные существенные стороны исследуемой действительности, к системе конкретных определений, воспроизводящих в мышлении взаимодействие этих сторон на новом уровне знания.

Под абстрактным и конкретным знаниями понимаются суждения или совокупности суждений о каком-либо предмете, различающиеся следующим: первое получается при условии отвлечения от каких-либо связей, имеющих значение при изучении предмета, а второе — при условии их привлечения. Отвлечение при этом представляет собой особую форму абстракции, выражающую гипотетическое или экспериментальное исключение этих связей (изоляцию изучаемого предмета), а привлечение выражает факт включения в них изучаемого предмета, то есть создание, выбор или допущение реальной ситуации, в которой эти связи имеют место. Изоляция существенно отличается от той формы абстракции, которая имеет место при мысленном выделении общего и образовании общей системы понятий: в последнем случае сама абстракция как таковая не выражает факта расчленения изучаемой ситуации и исключение некоторых её компонентов. Изоляция, далее, как момент построения конкретного знания отличается от изоляции как средства упрощения решения той или иной научной проблемы или построения теории; в первом случае она осуществляется не как упрощение проблемы, а как средство изучения отдельных связей, сторон, свойств некоторого сложного целого с целью последующего вывода на этой основе таких знаний, которые могут быть использованы при решении более или менее широкого класса задач, относящихся к разнообразным индивидуальным ситуациям. Следует отметить, что конкретное знание не есть просто результат непосредственного наблюдения данной ситуации, оно получается косвенным путём, в результате анализа ситуации, изучения её отдельных связей отвлечённо друг от друга и построения синтетического знания из абстрактных знаний логическим путём. Это обстоятельство особенно важно с точки зрения возможности построения теории, так как оно избавляет от необходимости непосредственного изучения каждой индивидуальной ситуации, сводя задачу изучения к отбору и исследованию сравнительно небольшого числа связей и к выявлению правил соединения отдельных знаний теории применительно к особенностям того или иного индивидуального случая. Сопоставление же получаемых этим путём знаний с индивидуальными ситуациями позволяет судить, насколько удачно произведён отбор связей и насколько правила их соединения соответствуют действительности.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!