ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН Башкирские поселения 10 страница



Ягитисам Азигулов имел тамгу , Мухаметзян Саг-диев —

На 35 человек в 1842 г. сеяли 72 пуда озимого и 96 пудов ярового хлеба.

* * *

А теперь поговорим о селениях Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости. К ней входили дд. Кашкалево, Старо-и Новокизганово, Даутларово, Карагушево, Бакалы.

В д. Кашкалево при одноименной речке и р. Кигазы в 1795 г. насчитывалось 130 башкир при 18 дворах; в 1816 г. — 178 башкир (21 двор), 5 мишарей при 1 дворе; в 1834 г. — 257 башкир при 42 дворах и 5 мишарей; в 1859 г. — 472 башкира и 10 мишарей при 77 дворах; в 1870 г. — 522 башкира при 84 дворах; в 1920 г. — 1078 башкир и 218 дворов.

В 1842 г..на 257 жителей сеяли 480 пудов озимого и 552 пуда ярового хлеба. 42 двора имели 205 лошадей, 215 коров, 257 овец, 66 коз. Пчеловодам принадлежало 58 ульев, 47 бортей. 5 мишарей владели 5 лошадьми,

7 коровами, 8 овцами, 5 козами. Имели 5 ульев. В деревне
была мечеть.

Новокашкалево впервые зафиксировано в 1925 г. 31-дворной деревней.

Д. Кизганово при одноименной речке еще в 7179 (или 1671) г. стала этнически смешанным поселением.

8 1839 г. тептяри деревни представили договорную запись
башкир Кыр-Унларской тюбы Султангильды Дусметова,
Кускильде Биккузина от 13 февраля. 1671 г., по которой
чувашей Иштугана и Утяка Байзигитовых, Биктимера «с
товарыщи» 10 дворами припустили к себе в деревню «без
обозначения срока с платежей оброка по 2 алтына с двора
в год». Границы той арендованной чувашами вотчины
следующие: «верхняя межа к черемискому городьку по
Таныпу, а нижняя межа до речки Кизген»57.

Новый припуск, на этот раз ясачных татар, был осуществлен в 30-х гг. XVIII в. «1736 года января 1-го дня Уфимского уезда Сибирской дороги Унларской волости ясачный башкирец Давыд Зиянов дал сию запись

с общаго совету тое волости своей братьи башкирцев Осинской дороги д. Кизгеню ясачным татарам Янбулату Ишметеву, Уразмету да Тоймету Уразбаевым, Айбулату Ямякову, Акманаю Бибарисову, Мустафе Султангулову, Дюсметю Уразгильдину, Тляшу Тойгильдину, Чирю Уте-ганову, Ишею Бекбавову, Ишбулату Кулметову, Бухару Ялкашеву и братьям их и племянникам в том, что отдал я, Давыд, им, Янбулату с товарыщи, вотчинную свою землю ... кроме бортного ухожья и бобровых гонов и рыбных ловель впредь во владение вечно, которою вотчин-ною пахотною землею и сенными покосами напредь сего владел д. Кизген татарин Айбулат Ямяков по татарскому письму без крепости, а межи той вотчинной земле и сенным покосам ... с устья Шадейки речки и до вершины и от тое вершины до вязового куста и от того куста до Кигазы речки и по Кигазе речке вверх, на которой будут мельницу строить на угодном месте ... пашню пахать ... да посе-

56 Там же. Л. 49.

75 Там же. Д. 174. Л. 78.


БИРСКИЙ УЕЗД


349


 


литца дворами сколько они Янбулат с товарыщи похотят ...а нам, Давыду с тов., с них, Янбулата с тов., оброку имать и помочь ее императорского величества в ясак по рублю по пять копеек на всякой год»58.

Как видно по содержанию записи, припущенник из татар Айбулат Ямяков прожил в д. Кизганово один срок, т.е. 8—12 лет, на какое время обычно заключали первый договор. Запись 1736 г. разрешает ему и новой группе татар обосноваться навсегда в новом селении под названием Новокизганово.

О развитии их приводим таблицу.

Таблица 180

На 150 башкир в коренной деревне в 1842 г. было засеяно по 360 пудов озимого и ярового хлеба. В двух деревнях было по 2 мельницы.

23 двора с 150 башкирами владели 126 лошадьми, 135 коровами, 23 овцами, 77 козами, у кого-то было 12 ульев.

В коренной деревне была 1, в дочерней — 2 мечети.

Д. Даутларово, находящаяся при р. М. Кашкалеу, была однонациональным селением с мечетью. Название ее происходит от антропонима — имени первопоселенца Даута, превратившегося, по-видимому, в этноним — название группы семей — ,. По переписи 1834 г.

известен сын основателя деревни Абдуллатиф Даутов, которому тогда исполнилось 86 лет, т.е. он с 1748 г.

В 1795 г. в 16 дворах проживали 98 башкир, в 1816 г. в 21 дворе — 160, в 1834 г. в 35 дворах — 192, в 1859 г. в 75 дворах - 450, в 1870 г. в 75 домах - 496, в 1920 г. в 232 дворах — 1113 башкир.

Урядник Рахманкул Динисов сын Махмутов — участник войны против Франции на территории Пруссии и Польши еще до начала Отечественной войны 1812 г. Кроме того, он «находился у препровождения пожертвованных башкирцами в пользу армии лошадей до г. Вильно в 1813 г.»59, имеется в виду 4139 строевых коней, подаренных башкирами действующей русской армии.

Даутларовцы занимались земледелием: в 1842 г. на каждого из 192 человек сеяли по 5,1 пуда хлеба (420 пудов озимого и 552 пуда ярового хлеба), имели мельницу. Состояние животноводства видно в следующих цифрах: на 35 дворов имели 195 лошадей, 205 коров, 162 овцы, 109 коз. Отдельным домохозяевам принадлежало 69 ульев и 10 бортей.

Д. Карагушево при одноименном озере стала этнически смешанным поселением, когда башкиры кыр-унлар-ской тюбы по договорной записи от 1 октября в 1742 г. припустили ясачных татар в 6 дворах «для общего житья


в деревне Карагуш, но без обозначения срока с платежей оброка с двора по 10 коп. в год»60. Башкиры-вотчинники Карагушево в середине XIX в. обратились к властям с просьбой о том, что «пили мы воду из озера, но теперь оно стало сильно пахнуть; пить воду нельзя и поэтому хотим переселиться расстоянием от деревни в 7 верстах и поселиться между двумя речками, называемыми Тюр-гинем и Баразой, чтобы по переселению нас новая наша деревня была названа Баразатамаковой»61. Однако нам не известно удовлетворение их просьбы или создание новой деревни. Уточнение этих моментов, думается, — дело местных краеведов.

В делах общины большую активность проявляли вотчинники Мрат Альмухаметов, Амирхан Рыскулов, Ибрагим Абдулсалямов, Мухамадияр Шарипов (1834 г.).

А теперь предлагаем сведения о развитии деревни.

Таблица 181

Как видно, перепись 1920 г. искажает соотношение башкир и тептярей из татар. На самом деле, первые составляли четвертую часть всех жителей, в то время как вторые — две трети.

Башкиры деревни занимались земледелием: в 1842 г. на 93 человека было засеяно 168 пудов озимого и 208 пудов ярового хлеба. У них было 2 мельницы. Они имели 40 лошадей, 55 коров, 40 овец, 39 коз. 16 дворов башкир владело 8 ульями и 165 бортями. У тептярей на 56 дворов было 283 лошади, 160 коров, 243 овцы, 141 коза. Имели 3 мельницы. У пчеловодов имелось 156 ульев.

Д. Иман-Купыр, или Староиман-Купыр сегодня называется Бакалы. Находится при р. Кизган. В документе за 1721 г. упоминается д. Бакалы Сибирской дороги, когда подпрапорщик Царегородцев был послан туда «для высылки беглецов: башкирцы де Акман с товарыщи сказали ему, что беглецы у них есть, только их они не отдадут, для того что положен у них срок о семик быть збору и впредь ездить не велели»62. Разыскивались беглые люди из татар. Выходит, что сегодняшнее наименование деревни было известно давно, оно, по-видимому, было даже первичным, т.е. более ранним.

Башкирское поселение в 80-х гг. XVIII в. становится национально смешанным. Об этом говорится в прошении башкира Агидуллы Хабибуллина: «Отец мой Хаби-булла Атнагулов с товарыщи припустили 44 души тептярей, кои у нас и теперь, т.е. в 1768 г., живут на нынешнем конце деревни по течению речки Кизгане, на коей мой отец, ныне покойный походный мулла, умер в 1811 г.,


 


58     Там же. Д. 174. Л. 71.

59     Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091; Любезные вы мои... С. 59.


60 Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 174. Л. 5.

61 Там же. Д. 5. Л. 66.
62МИБ. Ч. 1.С. 294-295.


350


БУРАЕВСКИЙ РАЙОН


 


внизу деревни с согласия деревенских жителей-вотчинников построил перед смертью мельницу о двух поставах с толчею, коей с того времени до настоящего владели мы беспрекословно»63. Одним словом, тептяри были приняты в это селение между 1784 и 1794 гг.

В 1795 г. в деревне насчитывалось 32 башкира, 52 теп-тяря; в 1816 г. — 68 башкир, 100 тептярей; в 1834 г. — 73 башкира, 140 тептярей; в 1859 г. — 127 башкир, 177 тептярей; в 1870 г. все 330 человек названы мишарями, что не соответствует действительности; точно так же обстоит дело и с данными 1920 г., когда все 788 человек определили как башкир, в то время как по предыдущим ревизиям больше половины жителей было тептярями.

В 1842 г. на 73 башкира было засеяно 54 пуда озимого и 132 пуда ярового хлеба, т.е. по 3,4 пуда на каждого. Имели 2 мельницы и «ветхую мечеть» (1816г.).

* * *

К Бураевской тюбе Ельдякской волости относились дд. Бураево, Чишма-Бураево, Мустафино, Дюсметово. Но прежде поговорим о волости. По словам Р. Г. Кузеева, древним районом расселения племен ельдяк и каршин было левобережье р. Белая, т.е. территория наиболее активной кыпчакской экспансии. В настоящее время ельдякских аулов на левобережье практически нет. Но Р. Г. Кузеев по источникам восстановил не только расселение ельдякцев на Белой, но и проследил этапы довольно позднего (XV — XVI вв.) их передвижения на север, на таныпские берега, а оттуда — в долину р. Уфа. Среди ельдякских тамг по типу преобладают кыпчакские. Распространены и старобашкирские тамги — усерган-ские, юрматынские и др.64

К 1714 г. Ельдякская волость подразделялась на 4 аймака (тюбы): 1-й аймак Акмира (Ахмера) Асанова (Хасанова по родословной), 2-й — Сырыма Бисубина, 3-й - Султанбека Мятикова, 4-й — Балты Мунякова «с товарыщи»65. А в середине XVIII в. П. И. Рычковым зафиксировано лишь 3 аймака: Уфа-Ельдяк, Кыр-Ель-дяк, Буре-Ельдяк66.

Ельдякцы несколько раз получали от царей грамоты, подтверждающие их право на владение населяемой ими землей. В 1643 г. башкиры Ельдякской волости Ялма-метка Аккулаков «с товарыщи» обратились через воеводу П. Г. Кондырева к царю Алексею Михайловичу с просьбой «пожаловать им песок на Белой реке нижняя межа остров серед Белой реки, а сверх нею де сторону бол-чиской соснягу ... для прокормления рыбу ловить», поскольку «от измены в прошлом 7145 (1637) г. они обратились и приехали с Яику реки в Уфимский уезд в старые свои жилья и жили де они на берегу по Белой реке по обе стороны в вотчинах своих, а хлеба не сеяли, прокормитца им нечем, жены де и дети их помирают голодною смер-тию». Им дали царскую владенную память, чтобы им «песко Балзи владеть и рыбу ловить», поскольку «песок на перед сего лежал и ныне лежит в пусте»67.


В 1662 г. башкир Китап Баймурзин «с товарыщами» получил сберегательную память, по которой ему с тов. «велено дедовскими и отцовскими вотчинами владеть попрежнему»68.

В 1700 г. племянники вышеупомянутого Ялмамета Аккулакова башкиры-ельдякцы Сырым Бисубин, Сул-танбек Мятиков «с товарыщи» получили царскую грамоту «с прочетом» о подтверждении владельческих прав на их вотчинную землю, на которую их дед в свое время получил владенную память. Вот ее границы: «велено тем песком владеть и от того Балзинского песку вверх по Белой реке до Яубазинского устья до Верхнева острова, что стоит середь Белой реки до верхнева конца того острова и до Ишпилинского урочища, что на Белой реке на луговой стороне, да Кундрушты речки до устья и до ее вершины и вниз по Белой реке по обе стороны пашенною землею, и сенными покосами, и лугами, песками, и стрежнями, и с мелкими речками и озерками, и з затонами и з заводными, и с ыстоками и з заливными водами, и с судовыми заделками и бортными угодьями и со всякими звериными и рыбными ловлями, и бобровыми гонами, и со всякою угодою до Куяши речки да вниз по Куя-ше речки да устья Саряды речки, а с усть Саряды до озера Уялги до Соколова, а с Соколова до Красного Яру»69. С этой вотчины они платили в казну по 30 куниц и по 10 батманов меда в год. С этой вотчины, кроме ясака, несли и другие повинности: «всякие службы служат и подати платят, подводы по Большой Казанской дороге гоняют, были в донском походе под Азовым». Надо полагать, что эта вотчина принадлежала нескольким аймакам ельдякцев.

В 1714 г. возник спор между представителями Еланской (Ванышской) и Ельдякской волостей о вотчинной земле, находящейся по р. Танып от р. Азяк до р. Сибир-ган. В результате розыска башкиры 4 волостей 3 дорог подтвердили, что башкир Акмир Асанов с товарыщами из Ельдякской волости «владели дедовскою вотчиною по Таныпу реке». Однако «после де башкирской шатости (т.е. восстания) владели означенной вотчиной башкирцы Ванышской волости Карашай Урахчин* с тов. насильно». Прапрапрадедом Акмира Асанова был башкир Бурай, который и владел этой вотчиной до начала башкирского восстания, затем он переехал из Уфимского уезда в Казанский, где и умер. Поэтому ванышских башкир Карашая и других власти решили «обвинить и от вотчины ... отказать», а Акмира с товарищами оправдали и дали ему «владенную выпись» на право владения спорной вотчинной землей70. Аймак Акмира Асанова за эту вотчину платил казне по 37 батманов меда, а вся Ельдякская волость — по 112 куниц и 50 батманов меда в год.

Башкиры Ельдякской волости во главе с Кулейкой Байтеряковым по указу царя Алексея Михайловича (1645—1676) от стольника и воеводы г. Уфа Ф. Я. Мило-славского (воеводствовал в 1649—1652 гг.) получили «правую грамоту» на вотчину по р. Сармаш Изу (Езу)71.


 


ЦГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 116.

Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 363.

МИБ. Ч. 1.С. 104.

Рынков П. И. Топография Оренбургская. С. 71.

РГАДА-Ф. П73.0п. 1.Д. 643.Л. 3,20.


68 МИБ. Ч. 1.С. 102.

69 Там же. С. 103.

* Карашай упоминается в документе за 1712 г. МИБ. Т. 3. С. 87.

70 МИБ. Ч. 1.С. 104-107.

71 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 431. Л. 1-3.


БИРСКИИ УЕЗД


По итогам Генерального межевания земель к началу XIX в. Ельдякская волость имела 30331 десятину вотчины. Всех владельцев-вотчинников по VIII ревизии 1834 г. насчитывалось 1152 души м.п., которым по закону о земле 1832 г. полагалось по 40 десятин земли на душу м.п. Всей волостной земли, таким образом, не хватало даже ее владельцам: недоставало 15748 десятин. Кроме вотчинников на волостной территории проживало много припу-щенников: 841 душа мишарей, 643 души тептярей, 122 души ясачных татар и других крестьян мужского пола по VII ревизии 1816 г.72

А теперь перейдем к характеристике селений Ельдяк-ской волости.

Название д. Бураево тесно связано с именем башкира-вотчинника Бурая Ергозина. Чуть выше о нем уже говорилось. Здесь приведем отрывок из документа, где речь идет о нем и его родословной. «Да в челобитье ж ответчиков Мусая Яшпулатова и новокрещена Якушки Исаева написано: изстари де прадед их башкирец Бурай владел вотчиною бортным ухожьем по Таныпу реке, и тот де прадед их Бурай переехал жить из Уфимского уезду в Казанской уезд и жил в Казанском уезде и умре, а после де ево остались дети ево, а их деды Мусайкин де Мурза-гул, Якушкин дед новокрещен Стенька; а после де дедов остались отцы их (Яшпулат и Исай) и они Мусайко и Якушко з братьями, и после смерти прадедов, и дедов, и отцов их, у тое вотчину прадеда их Бурая, владели насильством бес крепостей башкирцы Сава да Татлыбай Кокбашевы с товарыщи с прежние башкирские шатости по 205-й (1697) год»73. Ельдякские башкиры Мусайка Яшпулатов и новокрещен Якушка Исаев «по сыску и по старине» были признаны владельцами вотчины между pp. Азяк и Сибирган.

Но имеется и другая родословная Бурая, опубликованная в газете Ахметом Латиповым. Вот она: Аккуш — его сын Караман — его сын Ильбак — его сын Алмак — его


72 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 8. Л. 13.

"МИБ. Ч. 1.С. 106.

74РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 431. Л. 2 (1752 г.).


А теперь из приведенного материала составим генеалогию Бурая.


сын Бурай — его сын Илмурза — его сын Ишбулат — его сын Бикмухамет — его сын Хасан — его 5 сыновей Ахун, Ахмер (выше речь шла об Акмире Асанове), Шагбан, Муслим, Муртаза75.

Что можно сказать об этих двух шежере? Первая родословная послужила основным документом для подтверждения права родственников Бурая на вотчину одного аймака Ельдякской волости. Эта родословная Бурая проверялась и перепроверялась. Поэтому в ее достоверности нет сомнений. Вторая родословная вызывает недоверие тем, что отец и сын Бурая не совпадают с данными первой. Достоверны сведения о Хасане и его детях. Как бы то ни было, на основе новых данных следует проверить достоверность второго шежере.

Думается, что Бурай Ергозин выехал в Казанский уезд до 1661 — 1664 гг., когда происходило башкирское восстание.

В 1795 г. взято на учет в 87 дворах 639 башкир, в 6 дворах — 38 тептярей, в 5 дворах — 26 казахов; в 1816 г. — 1052 башкира, 60 тептярей, 13 ясачных татар, всех дворов 140; в 1834 г. в 269 дворах — 1584 башкира, 62 тептяря, 12 ясачных татар; в 1859 г. в 441 дворе — 2331 башкир-вотчинник, в 11 дворах — 65 припущенников; в 1870 г. в 450 дворах — 2682 башкира; в 1920 г. в 839 дворах — 4297 башкир.

Зауряд-сотник Минлибай Валитов сын Кильметов в составе 7-го башкирского полка в 1807 г. находился на территории Пруссии. Затем 6 раз был на линейной службе вдоль р. Урал. Юртовой старшина Абдулхалик Тимербаев сын Кильметов 4 раза находился на пограничной службе. В 1830—1837 гг. был сельским заседателем в Бирском уездном суде; его сыновья Тимергали, Нуритдин.

Бураево с 1864 г. становится центром одноименной волости. В 1870 г. здесь было 4 мечети (в 1842 г. — 3), 5 училищ, 4 мельницы, 40 лавок, по вторникам проводился базар, 20—27 декабря — ярмарка. В конце XIX в. существовал частный книжный магазин.

Еще в 1737 г. Гумер Усаев (Умир Мусаев) некоторое время жил в д. Рахмангулово Кущинской волости Сибирской дороги «для обучения грамоте башкирских детей»76.

В 30-х гг. XVIII в. в Башкирии был известен Ахмед-мулла Бураев — друг И. К. Кирилова, главы Оренбургской экспедиции. Бураев был в Москве, имеются его письма Кирилову77. Эта редкая фамилия, может быть, имеет прямое отношение к Бураю Ергозину.

Борьба башкирского крестьянства против русификаторской политики царизма иногда принимала форму сопротивления религиозно-национальным притеснениям. В д. Бураево в начале 1907 г. жандармы отбирали у торговцев на базаре и уничтожали коран и другие книги. Это вызвало взрыв возмущения у башкир, и они напали на урядников, полицию и станового. Разъяренные полицейские стреляли в безоружных башкир, а когда они стали разбегаться, конные полицейские шашками рубили бегущих78.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!