ТУИМАЗИНСКИИ РАЙОН Башкирские и национально смешанные деревни 12 страница




 


82 Там же. Т. 3. С. 428.

83 Там же. С. 468-470.

84 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 255, 278; МИБ. Т. 3. С. 469-470; Т. 5. С. 87, 111, 207.


ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 629. Л. 64.

Там же. Оп. 21. Д. 4881. Л. 2.

Там же. Л. 5.

Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 554-6. Л. 39.

МИБ. Т. 4.4. 1.С. 77.

Там же. С. 92, 163, 172, 270, 276, 277.


БИРСКИЙ УЕЗД


287


 


Подтверждением тому является и сберегательная память, данная тептярям из татар в 7104 (1696) г.91 Тептяри жили на основе записи 1729 г., когда житель д. Буртюково Нияс Татлыбаев припустил башкира Сайганбулова; ясачные татары были припущены по договору от 18 июля 1779 г.92 Предлагаем таблицу о развитии деревни.

Таблица 144

И на этот раз статистические данные 1870 г. стоят особняком, явно искажая действительное положение этнического состава жителей. Перепись 1920 г. показала их башкирами и тептярями.

В 1843 г. 178 башкирами было засеяно 216 пудов озимого и 427 пудов ярового хлеба.

Деревня имела свою мечеть с «училищем», 3 мельницы.

О д. Биктово (бейек may — высокая гора) материалов мало. Ее называли и Суюрово. Она принадлежала к Каин-лыковой тюбе и 10-й юрте. Время основания ее нам не известно.

Таблица знакомит с итогами переписей.

Таблица 145

В 1870 г. все жители отнесены к мишарям, хотя здесь не было ни одного их представителя. В 1920 г. численность жителей двух деревень Большебиктово и Малобик-тово подсчитана вместе.

В 1843 г. на 18 башкир приходилось 408 пудов озимого и 1172 пуда ярового засеянного хлеба. Ревизиями или переписями не были показаны ни мечети, ни мектебе.

Приводим любопытный документ — прошение башкира д. Старобиктово Исмаиловской волости Бирского уезда, направленное Уфимскому губернскому по крестьянским делам присутствию: «Предки мои принадлежали

91 ЦГИА РБ. Ф. 2. On. 1.Д. 1755. Л. 501.

92 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 4. Л. 17.

93 Там же. Д. 132. Л. 7.


к числу вотчинников д. Новомедведевой, затем дед мой и отец были указными муллами в д. Старобиктовой и за ними и я живу в этой же деревне частным муллой и в 7-й ревизии (1816 г.) приписан к этой деревне 3 душами, сохранив за собою право пользования надела в даче Киргизской волости, т.к. другая сторона речки принадлежит этой даче и действительно поземельными угодьями пользовался я в д. Новомедведевой, имея в своем пользовании пахотной земли 12 переездов* и сенные покосы, уплачивая там все вообще казенные и земские сборы бездоимоч-но. В 1835 г. башкиры д. Новомедведевой Хайритдин Бикташев, Мухаметсадык Мухамедьяров, Хазиахмет Нугуманов, Абдрахим и Мухаметкарим Мухаметрахи-мовы самопроизвольно без всякого дозволения со стороны общества и начальства воспретили мне пользоваться означенными угодьями и припустили сами к пользованию, чем и лишили меня от 'пользования теми угодьями, коими пользовался я несколько десятилетних давностей без всяких споров. В настоящее время не имею ни одного клочка земли для посева и для сенокошения, сам я престарелых лет (74 года), больной, неспособный к труду, имею в семействе 8 человек едоков. Так как хотя я живу в д. Старобиктовой, но жители оной есть припу-щенники (в основной своей массе) другой дачи, а потому я, как вотчинник на свои 3 души должен получить отдельный по другую сторону речки участок из дачи Киргизской волости. О чем при составлении ... раздельного акта по даче Киргизской волости было мне объявлено, однако же я и до сего времени остаюсь без всякого надела. Ввиду своей крайней бедности я имею честь ... просить губернское присутствие сделать распоряжение о наделении меня узаконенною пропорциею земли из своей вотчинной дачи, т.к. я без поземельного надела решительно не в силах пропитывать себя с семейством. О распоряжении же своем мне объявить июля 6 дня 1889 г.»94

* * *

К Ельдятской волости в Бирском уезде относились дд. Верхнемончарово (Ypre Маншыр) и Новоаташево. Первая из Сырышевской тюбы. Башкиры — вотчинники. Точное время припуска тептярей нам не известно, возможно, они были приняты между IV—V ревизиями (1783-1795 гг.).

Башкир Бурангул Кутуков (тамга ) из д. Манчар Ельдятской волости в 1751 г. участвовал в отдаче в аренду крестьянам Каракулинской волости половины мест рыбных ловель в курье Иргыныш95.

Здесь проживал помощник юртового старшины 5-й юрты зауряд-есаул 1793 года рождения Абдулвахит Абдра-фиков сын Сарымов, его сыновья Абдулхалик, Абдрашит, Абдулвали. Зауряд-есаул Юнус Шаммасов сын Смаков (1782 г.) в 1830—1831 гг. находился с башкирским полком в Польше и Белоруссии для препровождения польских повстанцев в Россию. От двух жен — башкирки и ми-шарки — у него не было детей96.

* Переезд — земельная мера, обычно равная половине десятины. В Бирском уезде переезд был равен 1600 кв. саженей.

94 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1308. Л. 5-8.

95 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 34-36.

96 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091.


288


ИЛИШЕВСКИИ РАЙОН


 



Таблица 146


Как всегда, 1870 г. дает искаженную информацию: здесь не было мишарей. Жители — башкиры и тептяри. Последние составляли в 1858 г. 6,8% всех жителей.

В 1843 г. на всех башкир было засеяно 360 пудов озимого и 1568 пудов ярового хлеба.

В 1870 г. в деревне было 2 мечети.

Д. Новоаташево — поселение припущенников Ельдят-ской волости, жители которого выделились из Нижнеата-шево в начале XX в. До 1917 г. входила в Каръявдинскую волость, затем — в Чекмагушевскую. В 1917 г. 89 жителей из 16 дворов определили свою национальность как туме-ны (тюмены), следует понимать как мишари; 108 жителей в 17 дворах происходили из тептярей. Здесь же проживало 7 татар (1 двор)97. Через три года — в 1920 г. все они были показаны тептярями (190 человек в 30 дворах)98.

* * *

Булярской волости подчинялись дд. Исаметово (6-я юрта) и Аккузево (7-я юрта 10-го кантона).

Д. Исаметово при р. Аушты была основана в конце XVII в. Это — поселение башкир-вотчинников булярцев, которые в конце XVII и в начале XVIII в. приняли к себе тептярей. Один из последних в 1839 г. представил договорную запись вотчинников на право пользования тептярями землей булярцев. Вот ее текст: «Я, Ишкей Карманов сын, Уфимскаго уезду Казанской дороги Булярской волости башкирец дал есме на Уфе сию на себя запись тое же Казанской дороги д. Турачевой есачному татарину Салтанаю Исакову в том, (что) вотчина у меня, Ишкея, по той по Казанской дороге в вершинах Каммидаса Саутлы (Сютле) речки да по Шебизу речке да Сютле Сосняг да подле Белые реки две аремы Иргалиш да Ювда, да по Сюнь реке, по обе стороны всякие угодья мое повытье, что владел я, Ишкей, тое же волости з башкирцы с родственники своими Аднагулом Бекчуриновым да Исеменнем. Я, Ишкей, платил ясак по 3 бисера** меду на год и всякие службы служил и тому владеть моим повытьем»99. Запись была оформлена в 1693 г. Кроме этого договора в опубликованных и архивных источниках имеется другая запись о таком же припуске за 1701 г.100Упоминаемый Исемен, возможно, Исамет — первопоселенец.

* Все отнесены к мишарям, что не соответствует истине.

97 Башкирский край. Вып. 2. С. 56. Публикация М. И. Род-
нова.

98 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 37.

** Бисер — часть батмана, в 1 батмане 10 фунтов, 1 фунт — 409,5 г.

99 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1927. Л. 6.

100 Там же. Л. 4; Малоизученные источники по истории Баш
кирии. С. 127; МИБ. Т. 3. С. 10-11.


Здесь упоминается факт уступки башкиром своего повытья татарину, получившему все права вотчинника, т.е. последний вошел в башкирскую кровнородственную общину-коллектив на равных правах. Его сын Солтанов стал башкиром-вотчинником, но тамга Ишкея ( )

не перешла новоявленному вотчиннику-башкиру.

О развитии деревни рассказывает нижеприведенная таблица.

Таблица 147

Как видно, по многим ревизиям нет сведений о при-пущенниках. Татары перешли в сословие тептярей. Время припуска башкир в д. Исаметово не известно. Но можно предположить, что запись 1701 г. касается именно этих безземельных башкир. Мишари жили на покупной земле с1789г.

В деревне был известен вотчинник Мряс Исеметов, живший в 1759—1813 гг. Возможно, он сын первопоселенца Исамета. Другой Исаметов по имени Габдулгафар Иксанов сын, 1775 г., служил зауряд-сотником, участвовал в прусской кампании России 1806— 1807 гг. в составе башкирского полка (его сыновья Абдулханнан, 1807 г., Абдулфаттах, 1816 г.)102. Имена эти вовсе не случайные для одноименного поселения. Абдулханнан, безусловно, правнук Исамета.

В 1843 г. на всех 285 башкир засеяли 312 пудов озимого и 480 пудов ярового хлеба.

В 1870 г. деревня имела 2 мечети с мусульманским «училищем». При р. Аушта было 4 мельницы. Получили развитие разные ремесла: изготовляли ободья и колеса.

Д. Аккузево — поселение вотчинников-булярцев. Название деревни явно антропонимического характера. Поселение носит имя башкира-булярца Аккузя Мулеева. Это видно в договоре 1712 г. о припуске в 10 дворах в д. Аккузево Булярской волости башкир Енейской волости из одноименной деревни. Вотчинники Булярской волости Аккуз Мулеев (тамга ), Куккуз Исаев ■, Утекай Такеев , Мадияр Узекаев , Уразай Ишбер-дин ', Тяпис Сайтов , Ирка Якишев , Искак Мулеев , Муслюм Абдуллин (Акбулдин) за припуск енейцев взяли по 1 руб. с двора*. Тептяри представили башкирскому стряпчему грамоту от 21 марта 7201 (1693) г., т.е. с этого времени они проживают в Аккузево**.

101 ЮАС. Вып. 2. С. 329.

102 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091.
* Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 21.

** Там же. Л. 10.


БИРСКИЙ УЕЗД


289


 



Таблица 148


Здесь жил помощник юртового старшины зауряд-хорунжий из башкир Фаткулла Абдулнасыров сын Абзаев, 1787 года рождения; его сыновья Тухватулла, Мирхайдар103.

В 1843 г. 277 башкир засеяли 360 пудов озимого и 376 пудов ярового хлеба.

Была мечеть с «училищем» (1870 г.).

* * *

В 6-ю юрту 10-го кантона входили дд. Турачи, Кипча-ково, Зяйлево. Все они из Тогузларской тюбы Енейской волости.

Д. Турачи при р. Аушта была известна еще в 1693 г.104 Поселение вотчинников-енейцев включало и башкир-припущенников из Мушугинской тюбы Байлярской волости Мензелинского уезда105. В 1704 г. они названы тептярями106.

Д. Турачи, таким образом, была поселением в основном безземельных башкир-байлярцев, оказавшихся здесь в 1704 г.

А теперь проследим по таблице развитие деревни.

Таблица 149

В 1843 г. вотчинники-енейцы из турачинцев в количестве 21 человека засеяли 192 пуда хлеба, примерно по 9 с лишним пудов на каждого из них. В 70-х гг. XIX в. жителям принадлежала мечеть с «училищем». На берегах р. Аушта было 3 мельницы.

Из енейских поселений при р. Сюнь еще была д. Кип-чаково. Название деревни говорит о том, что она возникла на земле собственно Кипчакской волости, которая была известна в этих местах еще в XVII в.107 Следовательно, название ее — этноним. Затем в этом регионе такой волости не стало, но деревня сохранила в своем названии память о былой одноименной волости. Башкиры (волость не ука-

103 Там же. Ф. 2. On. 1. Д. 5091.

104 Там же. Ф. 1. Оп. 3. Д. 1927. Л. 6.

105 Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1257. Л. 17.

106 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 239.
,07МИБ.Ч. 1.С. 192.


зана) Бирского уезда д. Кипчак в 1842 г. стряпчему 11-го кантона Сокурову показали, что они жительствуют здесь и владеют землей по договору 1712 г., который представлен башкирами д. Аккузево. Перевод нигде не засвидетельствован, где же находится подлинник, они не знают. По ревизиям состояло их VII — 28 и VIII — 38 душ м.п. В том руки приложили Яуширвен Рафиков и др.*

Кипчаково — поселение башкир 6-й юрты 10-го башкирского кантона. Они приняли к себе мишарей, но время их припуска нам не известно.

В таблице даны итоги переписей.

Таблица 150

Если исходить из данных таблицы, то сведения 1870 и 1920 гг. лишь частично отражают действительность: в 1870 г. половину жителей составляли башкиры, точно так же, как и в 1920 г. Хотя в последнем случае все зафиксированы татарами.

В 1843 г. 78 башкирами было засеяно 96 пудов озимого и 204 пуда ярового хлеба.

Мусульманам принадлежала мечеть с «училищем».

Д. Зяйлово (йэйл aу — летовка) при р. Аушта относилась к Тогузларской тюбе Енейской волости.

Эту деревню V ревизия 1795 г. не фиксировала. Деревня возникла между двумя ревизиями. В самом деле, незначительное количество дворов и людей в 1816 г. явно показывает недавнее рождение данного поселения.

В 1842 г. еще был жив ветеран Отечественной войны 1812 г. зауряд-сотник Туйгун Ямангулов сын Якшигулов, 1766 года рождения (сыновья Мухаметшариф, Мухамет-гарей, Шагингарей, Шагимардан).

В 1843 г. на всех 40 башкир было засеяно 344 пуда хлеба, на каждого из них приходилось по 8,6 пуда.

При р. Аушта было 3 мельницы (1870 г.).

Развитие деревни представлено в таблице.

* ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 21. Л. 6 об. ** Ошибочно отнесены к мишарям, которых в деревне не было вообще.


Таблица 151


10 — История сел и деревень Башкортостана


290


АСКИНСКИЙ РАЙОН


 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!