БАЛТАЧЕВСКИИ РАЙОН Башкирские и этнически смешанные деревни



Все населенные пункты района в прошлом возникли на вотчинных землях башкирских волостей: Таныпской, Тазларской, Унларской (Ун, Суун, Байкы, Кыр-ун, Унларской тюб).

Племя танып включает три собственно таныпских рода (уфа-танып, су-танып, кыр-танып), а также прежде самостоятельные роды казанчи и кайпан, объединившиеся в составе таныпцев в кипчакский период, в процессе движения последних на лесной север. Таныпцы с бассейна р. Ик двигались на север по р. Танып, где их предки смешались с местными финно-уграми1. В 1730 г. Таныпская волость находилась «в таныпских вершинах и близ Уфы реки».

Из таныпских родов сильной и многоземельной была Кыр-Таныпская тюба, которую в XVIII в. называли даже самостоятельной волостью. В ее распоряжении по Генеральному межеванию земель (начало XIX в.) находилось 82205 десятин земли. До 1754 г. в казну кыр-таныпцы платили ясак в размере 88 куниц2. В 1776 г. Таныпская волость состояла из 335 дворов, из 9 тюб3.

Таныпская волость по мере усиления движения переселенцев получала царские грамоты на свои вотчинные земли: первую — от царя Михаила Федоровича Романова (1613—1645), вторую — в 1689 г. (в том году житель д. Унлар Таныпской волости Етемчура Дусметов с тов. обратился с прошением о выдаче сберегательной грамоты на их вотчину по р. Карыш из-за уничтожения жалованной грамоты во время пожара)4.

В 1696 г. кыр-таныпцы отделили свои владения от уфа-таныпцев. По раздельной грамоте решили: башкирам Кыр-Таныпской тюбы Янчуре Янгильдину и Кара-баю Байсумбину «владеть от Старой Тынбаевой деревни от ключа, что в логу, от того логу вверх по р. Сибизе* к речке Югу по левую сторону Сибизи речки, а в той Сибизе речке вверх вершине межа речка Яман-Илги вершина, а в вершину пришел лог с тальником, а с той линии прямо чрез поля межа пришла в лес в лог, что


 

Герб г. Бирск

словет* Чабы тюбы, в тех межах бортные ухожьи^ звериныя ловли и со всякими угодьи и с лесом со-снягом и з дельными деревьями владеть впредь вечно. Башкирцам Уфа-Таныпской волости Емею и Иштеряку Каиповым, Акбулату Калмакову с тов. и женам их и детем владеть впредь вечно вотчиною по речке Сибирге правою стороною от устья до вершины, а нам, Янчуре с тов., туда не входить»5. Тамги Емея , Иштеряка ^ Акбулата , Янчуры , Карабая

Об участии таныпцев разных деревень в Крымском походе 1675 г., а именно: Солтанчина Дейдертякеева, Чюраша Аювчина, Чипчика Чюрикова, Умира Чюбаева, Бекбова Кулбаева, Козянгула Кузеева, Назара Алиметева, Токана Актуганова, Юлюмбета Чипчикаева говорят следующие их слова: «Мы де на ево великого государя службу ехать готовы, куцы ево государьское повеление будет»6.

Племя ун (унлар) до передвижения на север расселялось в долине р. Агидель. Башкирский этноним ун, по мнению Р. Г. Кузеева, восходит к гуннской эпохе, к племенной конфедерации он-уйгуров7. Около 1730 г. местонахождение Унларской волости указано так: «по Уфе реке и по Байке речке».

Племя таз составляло часть табынского родоплемен-ного объединения в начальный период золотоордынской истории. В Башкортостан предки тазов мигрировали в конце XIII — в XIV вв.8 «Волость Тазларская находилась по Кизгеню-речке»9. У Тазларской волости после изъятий в конце XVIII в. оставалось лишь 19 244 десятины земли. По VIII ревизии (1834 г.) вотчинников-тазларцев насчитывалось 613 душ м.п.10


 


348.


Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 347,

ЦГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 1735. Л. 17. РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18894. Л. 19. РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 355. Л. 1-2. ' Сибизь и Сибирга — одна и та же речка.


* Словет — называется.

5 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 2274. Л. 20-24.

6МИБ.Ч. 1.С. 200.

7 Кузеев Р. Г. Указ. соч. С. 349.

8МИБ.Ч. 1.С. 355.

9 Там же. С. 137.

10 ЦГИА'РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 8. Л. 19.


БИРСКИИ УЕЗД


195


 


Все население Бирского уезда по V ревизии 1795 г. насчитывало 79923 души обоего пола, из них башкир — 20707 человек, т.е. примерно 25,9 % всего населения. Остальную часть представляли тептяри различных категорий — 16968 человек, марийцы — 11370 человек, удельные крестьяне — 9627 человек, мишари — 9475 человек, ясачные русские крестьяне — 4 299 человек, удмурты — 2 694 человека11 и т. д. В 1897 г. в Бирском (а также в Белебеевском) уезде башкиры составляли большинство населения12. В 1912—1913 гг. численность всего населения уезда составляла 595012 человек. Этнический состав его выглядел следующим образом: башкиры — 232869 человек (или 31 % всего населения), русские — 142286 человек, марийцы — 75942 человека, тептяри — 53448 человек, мишари — 45079 человек, удмурты - 23089 человек, татары — 17289 человек, украинцы — 2411 человек13 и т. д.

В XVII — в первой половине XVIII в. встречались башкирские деревни с такими названиями этнонимов, как кыр-унлар, унлар, таз, кущи* (от гидронима).

К концу XVIII в. территориальное смешение башкир и татар в Бирском уезде было очень заметным. Перемещение ясачных, служилых татар, мишарей и тептярей из татар в башкирскую среду в западных и северо-западных уездах Оренбургской губернии привело к численному сокращению башкирских деревень и увеличению этнически смешанных населенных пунктов. Об этом свидетельствует приведенная ниже таблица по итогам V ревизии (1795) (см. табл. 9).


По таблице видно, что в Бирском уезде этнически смешанные деревни составляли 35,7 % всех аулов, т.е. уезд занимал пятое место среди других 12 таких же административных единиц.

* * *

В первой половине XIX в. деревни Кыр-Тацыпской волости относились к 10-му башкирскому кантону, мишари, проживающие в этих или самостоятельных аулах, подчинялись 4-му мишарскому кантону, тептяри — разным тептярским командам. Башкиры жили оседло, выезды на яйляу давно канули в прошлое.

В составе 19-й юрты 10-го кантона находились деревни, которые сегодня вхддят в Балтачевский район.

Д. Старобалтачево — одно из коренных поселений кыр-таныпцев.

В 1795 г. было 21, в 1859 г. 124 двора, в т. ч. 32 дома припущенников. В 1920 г. в 209 дворах проживали 512 мужчин и 544 женщины. «Преобладающей национальностью» жителей указана башкирская.

Мишари были припущены в 1793 г., тептяри — в 1812—1815 гг. Раннее название деревни нам не известно. Возможно, ее называли Кыр-Танып или Танып.

Балтас — башкир-вотчинник, по-видимому, занимал старшинскую должность. Поскольку она была наследственной, то сын заменил его на этой должности. Кулуй действительно старшинствовал в 1759—1780 гг., причем


Таблица 9


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!