Глава 2. КРЫЛАТЫЕ ДИСКИ И ХРУСТЯЩИЕ ЛЕПЁШКИ



 

Теперь мы знаем, как много общего между современными рассказами о контактах с НЛО и старинными преданиями, повествующими о неведомых призрачных существах. Но насколько тесно связаны эти истории? Можем ли мы быть уверены в том, что речь идёт о настоящей преемственности и выходе на поверхность того же самого «подземного течения»?

В данной главе мы ещё глубже проникнем в эти истории и найдём строгие параллели между чисто физическими описаниями наблюдений, выполненными в древние времена, и рассказами о современных так называемых «близких контактах». Физические проявления весьма различны: форма летающих объектов, их изображение в виде крылатых дисков, связанные с ними существа, световые лучи, которыми они могут манипулировать, вызываемое ими изменение восприятия времени и необычные характеристики взаимодействия между свидетелями-людьми и неведомыми существами. Часто характерной особенностью диалога является его абсурдность, служащая для передачи не какого-то единичного факта, но высшей, символической истины. Эта абсурдность распространяется и на предметы, которыми люди обмениваются с пришельцами, и даже на материальные следы, оставляемые ими: круги примятой травы, обожжённая земля, площадки, подвергшиеся действию сильного давления. Пока мы не найдём чёткого объяснения этим деталям и не осознаем, что они обнаруживаются уже в античных и средневековых источниках, у нас не будет шансов понять феномен НЛО в целом.

 

Всеобщее явление

 

Если реальность, стоящая за феноменом НЛО, имеет и физическую, и психическую природу, и если она обращается с пространством и временем таким путём, который не укладывается в наши научные представления, может ли это служить единственным основанием для утверждения, будто происходящее ограничено только нашей культурой и нашим поколением? Мы уже отмечали, что ни одна страна не имеет особых привилегий в отношении проявления феномена. Будем рассуждать дальше: если феномен НЛО не связан ни с социальными условиями, характерными для нашей эпохи, ни с определёнными техническими достижениями, то он мог существовать в той или иной форме с тех пор, как человечество возникло на этой планете.

Современные исторические концепции не могут удовлетворительно объяснить некоторые события античной эпохи. Начиная со II в. до н.э. и вплоть до падения Римской империи интеллектуальная элита средиземноморского мира, воспитанная в духе научного рационализма, сталкивалась (и зачастую не могла противостоять) с иррациональным началом, схожим с современными проявлениями необъяснимого феномена, началом, которое наука того времени полностью отвергала. Проявление этого начала всякий раз совпадало с крушением древних цивилизаций.

Комментируя эту параллель, французский учёный и писатель Эме Мишель предложил следующий мысленный эксперимент. Представим себе какого-нибудь знаменитого александрийского мыслителя, например Птолемея, астронома II в. н.э., исповедующего рациональный метод Архимеда, Евклида и Аристотеля, и вообразим его читающим Апокалипсис и разные тексты, повествующие об Армагеддоне. Какова была бы его реакция? Он бы только пожал плечами, говорит Эме Мишель. «Ему никогда не пришло бы в голову поверить в это нагромождение несуразицы. На закате античности такая сцена должна была повторяться тысячи раз. И всякий раз она сопровождалась тем же неприятием, таким же пожиманием плечами, поскольку мы не имеем никаких письменных свидетельств какого-либо критического осмысления учений, идей и притязаний контркультуры, выразившей свои мысли через Апокалипсис. Она была слишком абсурдна, чтобы удержать внимание читателя Платона. Но прошло немного времени — совсем немного времени, — и контркультура восторжествовала, а Платон был забыт на тысячу лет. Может ли всё это повториться вновь?»

Только тщательное изучение древних текстов может спасти нас от последствий подобной «культурной близорукости». Среди других интересных предметов некоторые дошедшие до нас следы материальной культуры Финикии дают повод думать, что вера в «контакт» существовала уже в античности.

 

Финикийские амулеты

 

Финикийская цивилизация возникла задолго до переселения древних евреев, когда группа семитских племён основала на средиземноморском побережье ряд городов — Тир, Сидон, Триполи, Библ, — в которых правили олигархия или царь. В период расцвета Финикия расширила свои владения за счёт части Сирии, от реки Нахр-эль-Кебир (Элевтер) на севере до горы Кармель на юге.

По утверждению одного из крупнейших современных специалистов по истории Египта и Месопотамии Э.А. Уоллиса Баджа, у финикийцев не было своей литературы. В отличие от большинства семитских народов они любили море и для строительства кораблей использовали свои богатые леса. Работали финикийцы необычайно тонко, и их изделия продавались по всему Древнему миру: на рынках Европы, Азии, Африки и Индии. В Вавилоне они научились искусству окраски тканей, в Египте — стеклодувному ремеслу. У них была очень точная система весов. Мало известно о религиозных верованиях финикийцев, хотя имена их богов указывают на вавилонское, египетское и греческое влияние.

Что касается их ритуальной практики, то в трудные времена они приносили в жертву своих первенцев, убивали военнопленных на алтарях богов, а женщины-финикийки лишались девственности в святилищах Астарты. В целях личной магической защиты финикийцы, по-видимому, заимствовали из Вавилона и Ассирии определённого типа амулеты. В Британском музее хранится коллекция цилиндрических печатей финикийского происхождения. Некоторые из этих древних находок, представленные в книге Уоллиса Баджа Amulets and Superstitions («Амулеты и суеверия»), могут быть отнесены примерно к IV в. до н.э. На пяти цилиндрических печатях изображены крылатые диски, часто ещё с какими-то дополнительными деталями. Фигуры, называемые в археологической литературе «божественными существами», в четырёх случаях показываются из этих дисков. На каждой печати видны также человеческие фигуры в ритуальных одеяниях, совершающие некий обряд.

На первой цилиндрической печати изображено главное действующее лицо. Оно держит в каждой руке передние лапы двух крылатых зверей. Один из этих зверей — с рогами и хвостом. Над человеком располагается крылатый диск, из которого появляется бог («Ахурамазда или какой-то другой ассирийский бог», — уточняет Уоллис Бадж).

Согласно интерпретации второго амулета, на нём изображены человеко-скорпионы и фаллическая символика. Два странных существа явно мужского пола держат над священным деревом крылатый диск. Справа стоит жрец, а ещё один человек несёт какое-то жертвенное животное. Здесь снова видны две божественные фигуры, показывающиеся из диска.

На третьем амулете две большие крылатые фигуры, традиционно интерпретируемые как «жрецы, облачённые в крылатые одежды», стоят по обе стороны огромного диска с выпущенными опорами. Прямо под диском — символ молнии, перед которым стоит человек, видимо, поклоняясь ему. Над диском находится ещё какой-то неразличимый предмет.

На четвёртом амулете сфинкс и коза стоят по обе стороны священного дерева, над которым парит крылатый диск. Два человека совершают обряд, имеющий отношение к этой сцене.

На последнем амулете два необычных низкорослых персонажа (специалисты называют их «мужчины-скорпионы» несмотря на хорошо заметную на этой печати женскую грудь) поддерживают «крылатый диск, из которого выступают головы трёх божественных существ». Два человека поклоняются диску, парящему над сводом, а слева расположена странная фигура, интерпретируемая как «бог, у которого в каждой руке газель или коза».

Эта коллекция древних находок рождает несколько серьёзных вопросов. Традиционное понимание, будто крылатый диск — это просто примитивное изображение солнца или души, оставляет желать лучшего. Насколько сочетаются с крылатым диском (распространённым в античности религиозным символом) изображения существ в его верхней части? В каком контексте следует понимать такие изображения? Если диск интерпретировать как мифологический символ, связанный с космосом (факт, подтверждаемый изобилием астрономических деталей на печатях: звёзды, лунный серп в разных видах), то должны ли мы заключить, что изображение диска с выпущенными опорами предназначено для сохранения памяти о наблюдении летательного аппарата, способного приземляться?

Это предположение не позволяет ответить на все наши вопросы, но открывает новые перспективы в изучении древней символики. Любопытно, что наиболее приемлемым объяснением для зигзагообразного символа на некоторых амулетах является «молния». Но почему молния должна ассоциироваться с крылатым диском, и почему трое людей в ритуальных облачениях должны поклоняться ему? Сцена скорее свидетельствует о действии, совершаемом по некоторому плану с определённой целью, нём о случайном наблюдении какого-то вполне естественного явления. Она наводит на мысль о контакте с летательным аппаратом.

Тех, кто изучает случаи близких контактов, приводят в восхищение сцены, в которых парящие диски уносят животных. В одном случае мы видим, как божество держит в каждой руке по зверю — сюжет, напоминающий рассказы о похищении животных обитателями НЛО. Три цилиндрические печати демонстрируют приблизительно одно и то же: диск над изображением чего-то, стоящего на земле, поклоняющийся человек и некто, несущий к центру сцены рогатое животное.

Сами существа можно разделить на следующие категории:

1. Человеческие существа. Ассириологи называют их молящимися, жрецами, царями и т.д. Иногда они облачены в крылатые одежды.

2. Боги. Иногда они показываются из дисков в замысловатых головных уборах, иногда идут около диска, как на одном амулете, где у существа по обе стороны головы как будто заплетены по три длинные косы.

3. Человеко-скорпионы. Изображены с увеличенной фаллической атрибутикой, но в одном случае речь, скорее, должна идти о женщине-скорпионе. Они всегда поддерживают диск. Было бы интересно выяснить, откуда в этом контексте появилось слово «скорпион». Рост человеко-скорпионов составляет около 2/3 роста обыкновенных людей, а те в свою очередь уступают по размерам богам. (Профессор Дуглас Прайс-Уильямс из университета Лос-Анджелеса сообщил мне, что в эпосе о Гильгамеше человеко-скорпионы охраняют гору Солнца. В вавилонском тексте Энума Элит человек-скорпион — это чудовище, созданное хаосом в самом начале творения. Прайс-Уильямс добавляет: «Эти создания, видимо, являются теллурическими или, как сказал бы Юнг, хтоническими существами».)

4. Разнообразные чудовища, такие как тварь с рогами или сфинксы.

С какой стати наблюдение летающих дисков должно изображаться в контексте явно магической церемонии, не закреплённой, насколько нам известно, в финикийской религии никакой особой традицией? Нам говорят, что, к примеру, финикийцы исповедовали те же взгляды, что и иудеи, относительно бессмертия души, что они заботливо хоронили умерших и что их церемонии жертвоприношения включали убиение людей и сакральную проституцию. Если всё это так и если печати имеют отношение к духовным или религиозным ценностям, то почему они ничего из этого не демонстрируют? Почему вместо этого они изображают будто с неба спустившиеся крылатые диски со странными существами, которые похищают животных и мечут молнии? И почему наблюдающие за ними люди облачены в какие-то особые одеяния с крыльями?

Религиозное представление о летающих дисках не ограничивается только Финикией. Это один из основных символов раннего христианства, обычно ассоциирующийся с ангелами. Христианское богословие не много говорит об ангелах, как и официальная мусульманская теология сохраняет сдержанность в вопросе о джиннах. Тем не менее, некоторые редкие документы сообщают подробности о природе этих существ. По данным японского исследователя Ю.Мацумуры, София, религиозный текст греческой ортодоксальной церкви (копия хранится в одной из библиотек Санкт-Петербурга), описывает процесс общения Бога с ангелами:

«Как Господь руководит Ангелом, когда тот не может непосредственно видеть своего Владыку? У Ангела есть над глазами выступы, где покоится священное облако. У него есть также некий предмет на голове, позволяющий ему принимать звуки. Этот предмет подаёт сигнал, когда Ангел получает от Господа приказ явиться в определённое место. Тогда он быстро смотрит в зеркальце, находящееся у него в руке, и получает с его помощью указание от Бога.»

К сожалению, я не имел возможности самостоятельно проверить подлинность этого документа и точность перевода, но он вполне согласуется с многочисленными картинами, иконами и фресками, изображающими общение Бога со своими посланниками, а посланников — с людьми. В течение долгого времени это общение было представлено скорее живописными изображениями, чем словами, и нет ничего удивительного в том, что так редко встречаются письменные описания подобных контактов.

Я больше расположен к буквальной, чем к чисто символической интерпретации сцен, изображённых на финикийских амулетах, и склонен допустить в качестве рабочей гипотезы, что в минувшие времена существовал контакт между человеческим и каким-то иным сознанием — контакт, описанный и как демонический, и как ангельский, и просто как контакт с другим миром. Это объяснило бы значительную часть той символической силы, которая содержится сегодня в понятии «небесное знамение», а также то, почему нынешние НЛО несут на себе как архаичные, так и футуристические черты (например, в случае с арабским астрологическим знаком Венеры на объекте, виденном полицейским Лонни Заморой в Сокорро, шт.Нью-Мексико). Это также объяснило бы то неодолимое влечение, которое всегда испытывают люди по отношению к неведомым существам «оттуда».

Насколько неизменными остаются эти наблюдения и образы, можно показать, сравнив историю финикийских амулетов с письмом, написанным женщиной, видевшей человека-скорпиона... в наше время.

 

Человек-скорпион из Оксфорда

 

Вот что сообщается в письме одной англичанки:

«Во время лекции Жака Валле, прочитанной 12 декабря 1973 г. в Лондоне в Обществе архитекторов, меня удивил один слайд с финикийской печатью, на которой была изображена крылатая сфера, поддерживаемая двумя существами — «человеко-скорпионами», как назвал их лектор. По-моему, я сама видела такого человека...»

Однажды в 1968 г. эта женщина ехала на своей машине из Лондона в местечко близ Стратфорда, где она собиралась провести с друзьями выходные дни. Вместе с ней в машине был один попутчик. Проехав Оксфорд, они увидели в небе блестящий диск. Они притормозили, а затем и остановились, чтобы понаблюдать за тем, как объект пикирует и вновь взмывает вверх. Рядом остановилась ещё одна машина. В конце концов диск скрылся за деревьями, и они продолжили своё путешествие, но самые поразительные события произошли после того, как диск исчез.

«Пока мы ехали от Берфорда до Стратфорда, я постигла совершенно удивительные и новые для меня вещи, имеющие отношение к тому, что я могу охарактеризовать только как Природа Реальности. Это постижение имело какую-то связь с блестящим диском и оказало на меня глубокое воздействие, послужив причиной того, что обычно называют трансформацией личности. Я бы не взялась описать постигшее меня озарение, поскольку почти все религии мира тщетно пытались делать это (в этот день я из агностика превратилась в гностика, если это может иметь какой-то смысл). Однако эти откровения поразили меня как гром среди ясного неба, проникая в меня одно за другим как бы извне. С тех пор я никогда не испытывала ничего подобного.»

Далее в письме описывается вечернее наблюдение, сделанное после ужина. Эта сцена как будто прямо взята из романа Джона Фаулза: гости находились в гостиной, застеклённые двери которой выходили на лужайку и были открыты. Женщина подошла к одной из них, чтобы ощутить дуновение свежего воздуха. По её словам, было «очень жарко и душно».

«Комнатный свет освещал наружное пространство метра на три. Подойдя к двери, я увидела на освещённой площадке странную фигуру. Она повергла меня в состояние леденящего ужаса. Я не сомневалась, что это сатана или дьявол; эту мысль, я полагаю, подсказывало мне моё западное восприятие подобного создания, животного или человека, уж не знаю, что это было. Как у “человека-скорпиона” или у Пана, у него были собачьи или козлиные ноги. Тёмный шелковистый и пушистый мех этого создания блестел на свету. Оно, без сомнения, было человекоподобным и, как мне показалось, источало зло. Притаившись, оно пристально, не мигая, смотрело на меня своими светящимися глазами цвета зелёного винограда, глазами без зрачков и с вертикальным разрезом. Они сияли и больше всего остального внушали ужас.»

Свидетельница до сих пор задаётся вопросом о значении этой встречи:

«Теперь, вспоминая, я думаю, что оно пыталось вступить со мной в контакт, но мой ужас помешал мне воспринять какое-либо адресованное мне послание. Если бы оно стояло в полный рост, то было бы высотой метра полтора или чуть ниже. На голове торчали острые уши; длинная морда придавала ему истощённый вид. Руки и пальцы казались тонкими, как прутья. В конце концов, решив, что это галлюцинация, я отошла от двери и немного посидела, пока не улеглась паника. Тогда я вернулась посмотреть, здесь ли оно ещё. Оно было здесь, но переместилось дальше в полумрак, на край конуса света. В течение всего оставшегося вечера я держалась подальше от той двери, а на следующий день уехала. Я никому об этом не рассказывала. Только увидев слайд, я подумала о возможной связи этого создания со сверкающим диском.»

В моём архиве есть и другие сообщения о схожих наблюдениях; свидетели не вспоминают о них, пока какой-нибудь слайд, обложка книги или лекция не вызовут их из памяти.

 

Луч света

 

Неизменной деталью всех преданий является упоминание о таинственных лучах света, нисходящих прямо с неба или из облака необычной формы и нацеленных на человека. Обычно этот луч расценивается как знак благословения, несущий какое-то известие божественного происхождения.

Это представление крайне интересно для меня, поскольку аналогичные ситуации повторяются и в современных случаях контактов. Роберт Монро стал свидетелем подобного явления во время опытов по перемещению сознания за пределы тела. В своей книге Out of the Body («Путешествие вне тела») Монро пишет:

«Когда ночью 9 сентября 1960 г. я лежал на своей кровати, я внезапно ощутил себя залитым и как бы окутанным очень ярким светом, который тонким лучом шёл, казалось, с севера под углом градусов тридцать к горизонту. Я был полностью подавлен, воля покинула меня, и я почувствовал, будто рядом со мной находится могущественная сила, вступившая со мной в контакт. Её разумность и способ мышления выходили за пределы моего понимания, и она, проникнув с помощью этого луча прямо ко мне в голову, казалось, обыскивала каждую ячейку моей памяти. По правде говоря, я очень испугался, так как был лишён возможности сопротивляться этому вторжению.»

Ночью 16 сентября, по словам Роберта Монро:

«Опять то же бесстрастное испытание, та же сила, исходившая из той же точки неба. Однако на сей раз у меня возникло твёрдое убеждение, что я неотвратимо связан с этой разумной силой, и так было всегда, и что у меня есть дело здесь, на Земле... Перед мысленным взором возник образ громадных старых труб, покрытых плесенью и ржавчиной. По ним текло нечто похожее на нефть, нечто жизненно важное и нужное где-то в другом месте (предположительно, не на этой материальной планете).»

30 сентября та же ситуация:

«Казалось, они уходят в небо, несмотря на мой зов и мольбы. Я был уверен, что их уровень мышления находится далеко за пределами моего понимания. Это безликий и холодный разум, не способный на чувства любви или сострадания — чувства, которые мы так почитаем, — и всё же это, возможно, то самое всемогущество, которое мы зовём Богом. Посещения человечества в прошлом, подобные этому, вполне могли лечь в основу всех религиозных верований, а наши сегодняшние знания не продвинулись за тысячу лет ни на шаг в поиске лучших ответов.

В этот момент стало светать, я сел на кровати и зарыдал. Впервые в жизни я плакал так горько, я окончательно и бесповоротно понял, что Бог моего детства, Бог церквей и религий всего мира вовсе не то, чему следует поклоняться; всю оставшуюся жизнь я буду “ощущать” утрату этой иллюзии.»

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!