ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в.
с другими личностями в «свободном универсализме» и тем самым приобретает полную свободу и равенство, — таков политико-правовой и общественный идеал Новгородцева. Исходя из этого нравственного критерия и надлежит оценивать позитивный закон, действующее право; в том же заключается и основная идея «возрожденного естественного права», которое отнюдь не рассматривалось Новгородцевым как право в собственном смысле слова, а лишь как совокупность нравственных требований к действующему праву.
Следует отметить, что и действующее право Новгородцев понимал как явление многоаспектное. По сути, он близко подошел к интегративному правопониманию. Новгородцев был убежден, что право, как и нравственность, может и должно изучаться не только как историческое и общественное явление, «но также как внутренне-психическое индивидуальное переживание, как норма или принцип личности. Рядом с социологическим изучением должно быть признано индивидуально-психологическое и нормативно-этическое;
нравственность должна быть понята не только со стороны своей исторической изменчивости, но также как явление и закон личной жизни, как внутренняя абсолютная ценность».26
Одним из первых в России, вслед за В. С. Соловьевым, Новгородцев в 1905 г. провозгласил и теоретически обосновал право на достойное человеческое существование, которое и предлагал включить в российскую Декларацию прав. Под этим правом мыслитель понимал необходимость обеспечения для каждого возможности человеческого существования и освобождение «от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно». Субъектами такого права Новгородцев видел лиц, страдающих от экономической зависимости, от недостатка средств, от неблагоприятно сложившихся обстоятельств.27 Именно этот набор идей составляет и ныне основу концепции социального государства.
|
|
Право и нравственность. Отталкиваясь в своем понимании естественного права от учения Канта, ученый видел его заслугу в обосновании возможности от имени права естественного производить нравственную оценку права положительного, независимо «от тех
26 Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в праве // Проблемы идеализма. М., 1902. С.273-274.
27 Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование // Соч. М., 1995. С. 322.
762
«ВОЗРОЖДЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО»
Главой
или других исторических условий». Новгородцев считал, что тот дуализм теоретического и практического разума, дуализм теории и морали, генетической и критической «методы», которые установил Кант, являются «необыкновенно важными принципами». Ученый видел в них «прочный фундамент» для обоснования естественного
|
|
права.28
Другую заслугу Канта в выяснении идеи естественного права Новгородцев видел в том, что немецким философом была отвергнута возможность безусловного нравственного содержания, претендующего на вечное признание и, тем самым, как казалось, была открыта дорога к совмещению идеи естественного права с принципом историзма. Вечным оставалось лишь требование верности человека своей разумно-нравственной природе. Практическая задача, вытекающая из этой идеи, будет всегда эмпирической, полагал ученый. Она должна направлять стремления на возможно высшую эмпирическую цель. Поэтому «содержание нравственных законов может меняться, но всегда за ними остается эта форма — не условных советов, а безусловных предписаний, форма категорических императивов».29 Таким образом, ученый в целом солидаризировался с идеей «естественного права с изменяющимся содержанием», которая как в Германии, так и в России являлась первым вариантом «возрожденной» естественно-правовой доктрины, но уже с новым, постклассическим содержанием.
Критика естественного права. Через десять лет представления Новгородцева о значении естественного права были переосмыслены. Так, в 1913 г. он опубликовал статью «Современное положение проблемы естественного права», в которой подверг критике саму концепцию естественного права «с изменяющимся содержанием». Теперь ученый признавал, что «естественное право с изменяющимся содержанием есть понятие некорректное. Идеальный критерий с изменяющимся содержанием — это еще более противоречивое понятие, чем метр с изменяющейся длиной или килограмм с изменяющимся весом».30 Мыслитель теперь настаивал на объективности идеальных начал, которые могут быть определены «с точностью аксиом математики» и должны ориентировать право. Эти «абсолютные идеальные
|
|
28 Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. М., 1901. С.148.
29 Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в праве. С. 286.
30 Новгородцев П. И. Современное положение проблемы естественного права//Юридический вестник. Кн. 1. М., 1913. С. 19.
763
Раздел X
Мы поможем в написании ваших работ! |