ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ
Н. М. Корку нов
Николай Михайлович Коркунов (1853-1904), наряду с Л. И. Пе-тражицким, П. А. Сорокиным, Г. Д. Гурвичем, Н. С. Тимашевым и др., принадлежал к тем блестящим ученым, профессорам юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета, которые формировали оригинальную и самобытную петербургскую школу философии права. Многие правовые и политические идеи, актуализированные этими выдающимися мыслителями, сохраняют свое значение и сегодня. Политико-правовое учение Коркунова находилось у истоков этой школы.
Коркунов родился в семье известного русского академика. В 1874 г. он окончил курс обучения на юридическом факультете Петербургского университета (получив золотую медаль за сочинение по государственному праву) и с 1878 по 1897 г. читал лекции по энциклопедии права и государственному праву на этом же факультете. После смерти своего университетского учителя А. Д. Градовского, возглавил в Петербургском университете кафедру государственного права.
В 1895 г. профессор Коркунов был назначен помощником статс-секретаря Государственного Совета. Много сил он отдавал работе в кодификационном отделе и в комиссии по финляндским законам, но в конце 90-х годов, в связи с тяжелой болезнью, вынужден был оставить профессуру и административные должности.
Основные работы: «Лекции по общей теории права» (1886), «Международное право» (1886), «Общественное значение права» (1890), «Сравнительный очерк государственного права иностранных Держав» (1890), «Русское государственное право» (1892-1893— магистерская диссертация), «Указ и закон» (1894—докторская диссертация), «История философии права» (1896).
|
|
Понятие права. Учение Коркунова о праве и государстве несет на себе яркий отпечаток его индивидуальности, несмотря на определенную идейную зависимость от немецкой философско-правовой традиции. Профессору Коркунову удалось обосновать одну из первых в ^оссии «широкую» социологическую концепцию права, в соответствии
721
Раздел X |
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX .
с которой право «не перекрывается» государством, а относится к самой сути общества, сосуществуя в нем на разных уровнях и в самых различных формах. Соответственно Коркунов выделял в праве не только нормативный аспект, но и социально-деятельный, воплощающийся в правовых отношениях, а также аспект психический, обеспечивающий то, что сегодня можно назвать социально-ценностной легитимацией права. Фактически, мыслитель предвосхитил последующие попытки правовой теории выйти на интегральный вариант правопо-нимания, в рамках которого возможно примирение нескольких научно значимых подходов к праву и установление «единого понятия права, обнимающего все явления правовой жизни».2
|
|
Осуществить этот замысел в полной мере не удалось. Серьезным препятствием на этом пути явилось использование ученым методологии классического научного позитивизма. Это обстоятельство, тем не менее, не помешало Коркунову оказаться у истоков формирования не только русской, но и общеевропейской теории права.3
«Визитной карточкой» русского правоведа стала его концепция права, в центре которой находилось понятие объективного интереса. Основываясь на учении Р. Иеринга, Коркунов утверждал, что главным содержанием общественной жизни является столкновение различных интересов: политических, юридических, экономических и др. Для возможности сосуществования различных интересов они должны быть разграничены. Отсюда, по мысли Коркунова, и вытекает необходимость права как средства разграничения интересов и обеспечения социального порядка.
Именно в разграничении интересов Коркунов и видел основную задачу права в отличие от нравственности, которая те же интересы лишь оценивает (как хорошие или нехорошие, достойные — недостойные и т. д.). Коркунов полагал, что право, в отличие от нравственности, не дает масштаба для оценки интересов с точки зрения этических требований. Оно лишь определяет границы осуществления интересов, устанавливает определенные права и обязанности субъектов правоотношения. Из данной посылки следовало довольно расплывчатое определение права, имевшее однако то преимущество,
|
|
2 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1907. С. 56. —Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа.
3 По мнению проф. М. ван Хука (М. ван Хоека), теория права как наука зародилась впервые в России благодаря трудам Коркунова, Петражицкого и Шершене-вича (Ван Хук М. Что такое теория права // Право XX века. Идеи и ценности. Сб. обзоров и рефератов. М., 2001. С. 109).
722
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА
что оно позволяло петербургскому профессору избежать ряда ошибок, характерных для правопонимания, сложившегося в традиционных направлениях правоведения (в школах естественного права и правового этатизма — прежде всего).
Например, ученый усматривал отличительные признаки своего определения права в том, что им не устанавливается раз и навсегда содержание юридических норм, не указывается, как разграничиваются сталкивающиеся интересы и какой принцип лежит в основании такого разграничения. Коркунов принципиально оставлял открытым вопрос о способах и причинах правообразования, а принудительность права в качестве его основного признака категорически отвергал. Таким образом, с одной стороны, ученый явно стремился уйти от этатизма, сводившего право к принудительным установлениям государства, а с другой — ему претили и идеологические, нормативно-ценностные определения права, характерные для естественно-правового направления.
|
|
Его подход предполагал признание относительности (релятивности) права. К праву, по мнению Коркунова, нельзя подходить с точки зрения абсолютных критериев (как это имело место у сторонников юснатурализма). То, что у одних народов признается правовым, не признается таковым у других. Следовательно, утверждал ученый, не может быть абсолютной противоположности права и бесправия. Исходя из этого, он утверждал, что понятие права охватывает собой всякое разграничение интересов, независимо от того, справедливо оно или несправедливо и кем установлено: обычаем, законом, судебной практикой или просто субъективным правосознанием (с. 57).
Коркунов исходил из того, что любая попытка определить право по его содержанию неизбежно приведет к установлению дефиниций, указывающих не на то, каково в действительности всякое существующее право, а лишь «каким оно должно быть по чьему-либо субъективному мнению». Вместо определения общих признаков права в таком ^учае лишь «намечают идеал будущего его развития», который имеет вполне произвольную форму и идеологически заданное содержание.
Таковы, в частности, как полагал Коркунов, все попытки определить право через свободу. Свобода в этом случае чаще всего по-иимается как основное содержание всех правовых норм (как их ак-^ологически значимое, как цель). Но в истории, замечает Коркунов, Можно найти множество норм, не отвечающих указанному признаку.
723
Раздел X
Мы поможем в написании ваших работ! |