Церковно-политический и историко-литературный контекст возникновения теории «Третьего Рима»



Происходившие в XV в. за пределами России события церковно-политической истории способствовали идеологическому оформлению указанных выше актуальных задач. Заключение в 1439 г. Ферраро-Флорентийской унии между православной и католической церквями,

" Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. С.419.

526


«ФИЛОФЕЕВ ЦИКЛ»

"лава 3

вынужденное политическими интересами Византии, и последовавшая в 1453 г. гибель христианской империи не только привели к измене­нию геополитической ситуации и ослаблению позиций константино­польской Церкви, но и способствовали изменению идеологического на­строя русских книжников.

В сочинениях второй половины XV в., созданных после гибе­ли империи, между этими двумя историческими событиями уста­навливается причинно-следственная связь: причина падения Ви­зантии — в отступлении от православия. Постепенно в литературе того времени формируется представление о Руси как о вселенском православном царстве, при отсутствии, однако, идеи translatio imperil, а также предпринимается попытка обоснования уже факти­чески осуществляемой автокефалии русской Церкви. Становление в произведениях данного периода царской титулатуры происходит при одновременном выделении главной функции князя-царя как за­щитника веры, что позволяет сделать вывод о том, что обоснование царского титула правителя было неразрывно связано с принци­пами симфонии. В связи с этим важно подчеркнуть, что симфония священства и царства формировалась в условиях противостояния активным попыткам со стороны папства распространить на Русь католическое влияние, а также в условиях противостояния унии и борьбы за независимость от Орды, что и актуализировало функции князя как защитника православия. В этом смысле симфония была исторической необходимостью.

Свержение ордынского ига в 1480 г. стало переломным мо­ментом в формировании политической идеологии XV в. До 1480 г. Русь проявляла осторожность в определении своего политического статуса. Обретение национальной независимости и усиление цент­рализации в последние десятилетия XV в. поставили перед полити­ческой мыслью того времени новые задачи: осмысление характера верховной власти, оценка места России среди современных госу­дарств и в мировой истории.

Возникновение и начало функционирования теории «Третьего Рима» происходило в контексте существующих связей России с тремя вставными частями тогдашнего римского (или претендовавшего на Римское преемство) мира — с «ветхим» Римом, столицей древней имской империи, а теперь центром католичества, «новым» Римом — онстантинополем, а также Священной Римской империей. Проблемы, "ашедшие выражение в концепции Филофея, не были предметом

527


Раздел VI


ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


 


теологических диспутов и литературных бесед: Рим, как «ветхий» так и «новый», оставался реальной силой и величиной — церковной политической, культурной. Продолжала сохранять актуальность про­блема международного признания московских государей — царями и России — царством, острой была проблема определения статуса рус­ской Церкви, ее отношений с константинопольской и римской ка­федрами. Концепция Филофея современна планам императоров Максимилиана I и Карла V создать универсальную христианскую монархию, а также попыткам папского престола возродить Флорен­тийскую унию и добиться соединения церквей. Поэтому единому государству, сформировавшемуся на рубеже XV-XVI вв., важно было утвердить свое место не только в системе международных отно­шений, но и в мировой истории.19

Поиски древних, римско-византийских, традиций русской госу­дарственности, начатые еще политической мыслью XV в., находят свое завершение, в частности, в цикле произведений, объединенных названием «Сказание о князьях владимирских»,20 в котором генеа­логия русских князей возводится к римскому императору Августу, из рода которого, согласно легенде, был Рюрик. Символика рассказа о венчании Августа «венцом римского царства» призвана была также провозгласить его наследником и предшествующих царств. Таким образом, «Сказание» удревняло традиции русской государственности, возводя их к римскому императору Августу, а через него — к еще более древним царствам.

В легенде о дарах Мономаха, включенной в состав «Сказа­ния», выражено ясное осознание русской политической мыслью того факта, что царский титул правителя, как и определение государ­ственности в качестве царства не могут быть результатом само­провозглашения, «самозванства», но их источниками должны быть, во-первых, древность родословия правителя, которая в данном контексте приобретала значение правового обоснования царской титулатуры московского князя; во-вторых, высокий авторитет, в данном случае византийский император. Легенда повествует о пе­редаче киевскому князю Владимиру Всеволодовичу византийским императором Константином IX Мономахом через митрополита, воз­главлявшего византийское посольство, знаков царского достоинства «с мольбой» о том, чтобы «боголюбивый и благоверный» русский

19 СиницынаН. В. Третий Рим... С. 210.

20 Сказание о князьях владимирских // БЛДР. Т. 9. С. 278-289.

528


«ФИЛОФЕЕВ ЦИКЛ»

венчался «ими на престол свободного и самодержавного цар-кн а» Согласно легенде Владимир Мономах получил в дар не только ^ятыни и царские инсигнии Восточной Римской империи, но также реликвии, принадлежавшие древнеримскому императору Августу.

В «Сказании» впервые вводится идея translatio imperil, так как царский титул великого князя сопровождается определением «великой Руси» как царства. Трансляция царства сопровождается возложением на «царей великой Руси» в соответствии с принципами симфонии главной обязанности византийских императоров — защиты Церкви: «все православие в покое пребудет под властью нашего цар­ства и твоего свободного самодержавства», — обращается глава ви­зантийского посольства к Владимиру Мономаху. Идеи и фрагменты «Сказания» впоследствии будут использованы в Чине венчания Ивана IV, и сам Грозный в дипломатических документах будет на­стаивать на том, что «мы от Августа кесаря родством ведемся».21

Историко-литературный контекст первой трети XVI в. проясняет смысл концепции Филофея. Историческая перспектива, которую создал автор «Сказания» делала Русское царство звеном в длительной и длящейся цепи земных царств. Определить его место в этой цепи и стало делом Филофея Псковского.

Теория «Третьего Рима»


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!