СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА



Глава 6

признает, что ни одна норма не существует в изоляции. Необходимо сопоставить множество норм, чтобы получить полную картину жела­емых действий (р. 28-29).

По мысли ученого, действительное содержание норм, которое может относиться только к действиям людей, несколько затемняют технические нормы, непосредственно правила поведения не уста­навливающие. Однако и их смысл заключается в том, чтобы помочь понять, в чем заключается то или иное правило поведения.

Цель правовой нормы — внушить людям необходимость опре­деленного поведения. Поэтому норма права — всегда представляет собой императив, т. е. безусловное требование. Оливекрона высту­пает, тем не менее, против теории права как команды, провозглаша­ющей или устанавливающей чью-либо волю.

Ученый подчеркивает, что команда — это не воля, а действие, при помощи которого один человек пытается повлиять на волю дру­гого (р. 33). При этом команда, по мысли всех реалистов, не содер­жит обращения к ценностям, она влияет непосредственно на волю. Она должна иметь внушающий характер, а что при этом используется — слова или другие средства передачи информации — неважно.

Но норма — это и не команда в собственном смысле слова. Команды предполагают отдающего команды. В современном госу­дарстве командовать некому. Государство —это организация. Законо­дательный орган — всего лишь совокупность депутатов, имеющих чаще всего различные представления о проектах принимаемых за­конов. Думать, что государство командует, — это чистая мистика, если не пустые слова, полагает Оливекрона (р. 32-34).

Но право — и не творение государства. Для шведского ученого государство не есть что-то, существующее вне права. Поэтому нельзя утверждать, что право исходит от государства. Оливекрона исполь­зует здесь аргументы, характерные для социологического направле­ния в правоведении. Государство, взятое в реалистичном смысле, рассматривается мыслителем как организация. Но в любой органи­зации существуют нормы, которые производят «действительный социальный эффект». Только соблюдение этого условия спасает органи­зацию от анархии и делает ее именно организацией. Следовательно, Государство предполагает право, оно не может существовать без пра­ва. Поэтому и «нет смысла в утверждении, что право есть творение Государства» (р. 41).

Команда подразумевает личные отношения. Но аналогичное вйздействие на волю может осуществляться при помощи передачи

437


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX века

текста и в тех случаях, когда не существует каких-либо личных взаимо­отношений между лицом, отдающим команду, и его адресатом. Такого рода тексты Оливекрона называет «независимыми императивами». В качестве примера он приводит библейские десять заповедей. Они не являются, с точки зрения Оливекроны, чьими-либо приказами хотя выражены в языковой форме, интерпретируемой как приказ. Нормы права, по мысли ученого, имеют аналогичный характер. Это императивные заявления о предполагаемых действиях, правах, обя­занностях и т. д., которые по различным обстоятельствам вос­принимаются как модели действий в реальной жизни.

Оливекрона полагал, что в наших мыслях императивное выра­жение сопряжено с идеей действия. Но это всего лишь психологиче­ская связь, хотя по определенным причинам она кажется существу­ющей объективно. На этой основе и возникает идея ограничивающей силы права. По мысли правоведа, все это должно было свидетельст­вовать о том, что и норма права не является некоей реальной сущностью.

Оливекрона, как и все скандинавские реалисты, утверждает, что норме права невозможно приписать постоянное существование. «Норма существует только как представление в мыслях людей. Но представления такого рода не существуют постоянно в чьих-либо мыслях. Императивы представлены в мыслях только временно». Тот факт, что императивные выражения представлены в письменной форме, не меняет существа дела. Для него письменный текст — только знаки на бумаге для обозначения того, что должно вызвать опреде­ленные представления в мыслях читателя. Поэтому право предстает для Оливекроны как «огромная масса идей, относящихся к поведе­нию людей и усвоенных обществом». «Эти идеи выражаются в им­перативной форме их авторами, в особенности через формальное законодательство и сохраняются в той же форме в юридической ли­тературе. Идеи снова и снова оживают в человеческих мыслях, со­провождаемые императивными выражениями: "это поведение долж­но быть таким", или другими выражениями, имеющими тот же эффект» (р. 48).

«Независимые императивы» устанавливаются через законода­тельство и судебные прецеденты. Закон получает свою обязывающую силу в сознании членов общества через процедуры обсуждения и опуб­ликования. В этом случае вступают в силу законы психологии, нема­лую роль играет также факт наличия организации, способной принуж­дать при необходимости к соблюдению юридических законов.

438


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!