ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА
мужчина достигает своего положения только посредством завоеваний мысли и многих технических усилий» (с. 215-216).
Цельность семье придают дети. Родители обязаны их содержать и воспитывать. Воспитание предполагает наказание. «Цель наказания есть не справедливость как таковая, а субъективна и моральна по своей природе и состоит в устрашении еще плененной природой свободы и возвышения всеобщего в сознании и воле детей» (с. 220). Через подавление природной жажды своеволия и происходит по Гегелю, воспитание свободных людей.
Брак — это уровень еще непосредственного, или природного, духа, поэтому здесь сохраняется очень много субъективного и случайного. В связи с этим, он может быть расторгнут, но только решением «нравственного авторитета» — церкви или суда.
Существование множества семей как отдельных лиц предполагает движение к дальнейшему единству — гражданскому обществу.
Гражданское общество
Гражданское общество исторически возникло позже государства. Более того, его становление и развитие уже предполагает наличие государства как внешней организующей силы. Гражданское общество, которое анализируется Гегелем, — современное ему буржуазное общество, которое сложилось в результате эмансипации личности и становления соответствующей экономической системы.
В гражданском обществе происходит взаимодействие особенного и всеобщего. Гегель пишет: «Одним принципом гражданского общества является конкретное лицо, которое есть для себя как особенная цель, как целостность потребностей и смешение природной необходимости и произвола, но особенное лицо как существенно соотносящееся с другой такой особенностью, так что каждое из них утверждает свою значимость и удовлетворяется только как опосредованное другой особенностью и вместе с тем как всецело опосредованное только формой всеобщности, другим принципом гражданского общества» (с. 227-228). Из сказанного следует, что гражданское общество — это система отношений между людьми как частными лицами, где каждый, преследуя эгоистический интерес, вносит свой вклад во всеобщее и действует сообразно со всеобщим. Частные интересы сталкиваются друг с другом, но удовлетворение они могут найти
|
|
298
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
только в гражданском обществе или, как иначе называет его Гегель, в «системе всесторонней зависимости», или «во внешнем государстве» «нужды и рассудка» (с. 228).
Гражданское общество состоит из трех частей: системы потребностей и сословий, отправления правосудия, полиции и корпорации.
Разнообразные человеческие потребности удовлетворяются посредством труда. Этот процесс имеет взаимный характер, и таким образом частные устремления становятся общественными. «Я приобретаю от других средства удовлетворения своих потребностей и должен вследствие этого принимать их мнение, — объясняет свою позицию Гегель. — Но одновременно я вынужден производить средства для удовлетворения потребностей других. Следовательно, одно переходит в другое и связано с ним: все частное становится, таким образом, общественным» (с. 236-237). В результате складывается «всеобщее имущество», и каждый в зависимости от своего вклада получает соответствующую долю.
|
|
Характер труда и способ получения доли всеобщего имущества зависит от сословия, членом которого является человек. Сословия — второй, после семьи, базис государства. Человек, находящийся вне сословия, как бы вырван из общества и продолжает оставаться частным лицом. «Говоря, что человек должен быть чем-нибудь, мы под этим разумеем, что он должен принадлежать к определенному сословию... Человек вне сословия — просто частное лицо и не пребывает в действительной всеобщности» (с. 245). Иначе говоря, вступление в сословие — еще один шаг к свободе.
Сословий всего три: субстанциональное, промышленное и всеобщее. Субстанциональное сословие включает всех имеющих отношение к сельскому хозяйству, промышленное соответственно — к промышленному производству. Причем и в первом, и во втором случае неважно, какое место в этом производстве занимает человек:
|
|
крестьянин он, или помещик, рабочий или фабрикант. Субстанциональное сословие из-за особенностей своего труда склонно к подчинению, а промышленное сословие — к правопорядку, а значит, к свободе.
Всеобщее сословие — это государственные чиновники. Его занятие «состоит в охранении всеобщих интересов общества, поэтому оно должно быть освобождено от непосредственного труда Для удовлетворения своих потребностей либо благодаря частному
299
Раздел IV
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX BElfA
состоянию, либо благодаря тому, что государство, заинтересованное в его деятельности, способствует его безбедному существованию и таким образом частный интерес находит свое удовлетворение в работе на пользу всеобщего» (с. 243-244). Получается, что бюрократия _-«посланник» государства в гражданском обществе. Она упорядочивает его и охраняет всеобщее в нем. Поэтому неудивительно, что и деятельность суда связана с жизнью гражданского общества.
|
|
Здесь рассматриваются две проблемы. Первая касается закона
как формы выражения права; вторая — собственно организации судопроизводства.
Закон понимается Гегелем в самом широком смысле, как все действующее, т. е. позитивное, право. Позитивное право не является предметом философии права. Но оно — момент в развитии идеи права, которая получает здесь всеобщность и определенность в форме общезначимых правил поведения. Последние начинают действовать тогда, когда люди узнают о них, и они становятся моментом сознания — или, как пишет Гегель, когда они «знаемы». Перед этими нормами все равны, они обращены к человеку как таковому, и неважно, «что он еврей, католик, протестант, немец, итальянец и т. д.» (с. 206);
они регулируют только внешнее поведение людей, моральная же сторона закрыта для правового регулирования. Сверхзадача закона — привнести «всеобщность» в жизнь гражданского общества. «Благодаря тому, что право положено и знаемо, все случайное, связанное с чувствами, мнениями, формой мщения, сострадания, корыстолюбия, отпадает, и, таким образом, право лишь теперь обретает свою истинную определенность и свою честь. Лишь благодаря культивированию восприятия оно становится способным достигнуть всеобщности» (с. 249). В связи с этим становится понятным резко отрицательное отношение Гегеля к английскому прецедентному праву, положительное — к кодификации законодательства и, как следствие, критика исторической школы права.
Гегель возмущается поведением профессиональных юристов, которые безосновательно присваивают исключительно себе право на знание законов, «Сословие юристов, обладающее особенным знанием законов, считает часто это знание своей монополией и полагает, что тому, кто не из их среды, не следует вмешиваться в их дела... Однако, так же, как не надо быть сапожником, чтобы знать, годятся ли башмаки, не надо быть специалистом, чтобы обладать знаниями о предметах, представляющих общий интерес. Право касается свободы,
300
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!