Немецкая классическая философия.



Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим по крайней мере некоторые из ее положительных моментов. Философия Канта довершает поэтическую (ноэ-ма, ноэзис. — Пер.) философию. В философии Канта нашло свое выражение теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.

Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.

Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности). Другой причиной этой ориентации является так называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Яко-би (1743—1819) «Об учении Спинозы», изданной в 1785 г. Дискуссия, направленная на реабилитацию философии Спинозы, является одной из вех прогрессивного духовного развития в Германии того времени. Гердер участвовал в спинозовской дискуссии своим трактатом «Бог» (1787), в котором попытался модернизировать спинозизм (заменил «распространенность» «органическими силами», моделью для которых служит скорее живое существо, чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы, которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская дискуссия показывает, что послекантовская философия включала в себя и те философские направления в Германии, которые развивались независимо от Канта.

В социальном плане немецкая философия — свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.

Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов, — тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.

 

Философия эпохи Просвещения.

Французское Просвещение выступило за свободу научной и философской мысли против основ феодальной идеологии. Источниками идей французских просветителей были учения английского Просвещения.

Крупнейшим представителем Просвещения был Вольтер (1694–1778). Основные его философские произведения: «Философские письма», «Философский словарь», «Орлеанская девственница» и др.

Вольтер – деист, т. е., признавая детерминированность естественных и общественных явлений, философ склонялся к мысли, что конечная причина их движения и развития является Божественной.

Вольтер ввел в философию термин «философия истории», под которым он понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Исторический процесс определяется, по его мнению, развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Важную роль в развитии общества он отводил торговле, науке, росту народонаселения.

Социально-политические взгляды Вольтера имеют в целом антифеодальную направленность. Он выступал за свободу печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, философ в то же время считал неизбежным социальное неравенство. Наука, по его мнению, создана для просвещенного меньшинства, а не для простонародья. Демократическое крыло французского Просвещения возглавлял Жан-Жак Руссо (1712–1778). Основные его произведения: «Общественный договор», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей» и др.

Философское мировоззрение Руссо базировалось на дуализме и деизме. Он признавал как существование материи вне и независимо от человеческого сознания, так и существование нематериальной субстанции, или «Верховного разума». Материя, по его мнению, пассивна, движение осуществляется нематериальной субстанцией.

В познании Руссо был сторонником сенсуализма, абсолютизировал роль чувств и принижал роль теоретического мышления. Он полагал, что чувства представляют собой высшую и более ценную сферу духовной жизни людей, чем разум, так как развитие форм разума разрушило в человеке первоначальную гармонию и ослабило его естественную мощь.

 

Марксистская философия.

Основными источниками и составными частями марксизма, по мет­кому определению В. И. Ленина, являются немецкая классическая философия, французский утопический социализм и английская политическая экономия.

Опираясь на эти теоретические источники (французские социалисты Клод Анри СенэСимон, Ж. Прудон, Ш. Фурье, представители английской политической экономии А. Смит, Д. Рикардо и Дж. С. Милль), Карл Маркс(1818— 1883) создал свою концепцию, которая стала одновременно си­стемой диалектического материализма и программой рабочего движения. Первые работы основателя марксизма носи­ли публицистический характер и представляли собой критику прусской государственной системы. К началу 40-х гг. Маркс пере­шел от идей революционного демократизма к коммунистическим убеждениям. В 1844 г. Маркс познакомился с Фридрихом Энгельсом(1820— 1895), в соавторстве с которым написано большинство его трудов: «Святое семейство» (1845), «Тезисах о Фейербахе» (1845), «Нищета философии» (1847). В 1848 г. Маркс и Энгельс опубликовали «Манифест Комму­нистической партии», ставший первым программным документом научного коммунизма. Здесь они изложили свою теорию классовой борьбы и учение о всемирно-исторической революционной роли пролетариата, а также обосновали тезис о необходимости уста­новления диктатуры пролетариата. В этом документе прозвучал ставший всемирно известным призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 1859 г. выходит книга Маркса «Критика политической эко­номии», в которой он изложил свою теорию образования при­бавочной стоимости и заявил о невозможности освобождения от эксплуатации в рамках капитализма. Вершиной его деятельности стал фундаментальный труд «Капитал» (1-й том вышел в 1867 г., 2-й — в 1885 г., 3-й — в 1894 г.), в котором были раскрыты основ­ные механизмы функционирования капиталистического общества и законы производства. Здесь же всестороннее экономическое обо­снование получила теория пролетарской революции.

Свою цель Маркс видел в открытии экономического закона обще­ственного развития. Его экономическое учение представляет собой исследование производственных отношений в капиталистическом обществе, в котором господствует товарное производство. Согласно Марксу, товар есть вещь, удовлетворяющая какую-либо потреб­ность человека и обмениваемая на другую вещь. При развитии товарного производства деньги превращаются в капитал. Формула товарного обращения: товар-деньги-товар; формула капитала: деньги-товар-деньги. Историческими предпосылками возникновения капитала яв­ляются накопление денег при высоком уровне развития товарного производства и наличие свободной рабочей силы — пролетариата. Накопление капитала порождает относительный избыток свобод­ных рабочих, позволяющий капиталу расширять производство. Это ведет к периодическим кризисам перепроизводства, потрясающим капиталистическое общество. Крайняя централизация средств производства делает их несовместимыми с капиталистической структурой общества, что ведет к экспроприации экспроприаторов — социалистической революции.

Основой революционной тактики пролетариата должно стать материалистически-диалектическое миросозерцание. Классы и государсгва должны рассматриваться не в статике, а в динамике. На каждой ступени развития общества тактика пролетариата должна направляться к своей конечной цели, учитывая историческую си­туацию. Борьба против объединенного капитала должна стать для пролетариата важнее борьбы за заработную плату. Только это при­даст его борьбе политический характер. Экономические законы развития общества, по Марксу, свиде­тельствуют о неизбежности перехода от капиталистического обще­ства к социалистическому. Материальной основой грядущего социа­лизма выступают обобществление труда и возрастание финансового капитала. Уничтожая классы, социализм уничтожит государство как организованное насилие. Когда средства производства станут собственностью всего общества, государственная власть сделается ненужной и отомрет. Управление людьми сменится регулированием производственного процесса.

Маркс сделал возможным всестороннее изучение процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций и предложил универсальную научную теорию истори­ческих процессов. Рост стоимости вещей ведет к обесцениванию человеческого мира. Труд производит не только товары, но и самого рабочего в качестве товара. Продукт труда отчуждается от труда и становится чем-то чуждым ему. Так происходит закабаление труженика предметом. Отчужденный труд имеет три аспекта: отчуждение производителя от продуктов его труда, отчуждение производителя от собственной деятельности и отчуждение человека от его родовой сущности. Именно классовая борьба является двигателем общественного прогресса, а всякая классовая борьба есть борьба политическая. Капитализм упростил классовые противоречия, разделив общество на два класса — буржуазию и про­летариат. Пролетариат представляет собой единственный подлинно революционный класс, способный стать могильщиком буржуазии.

Маркс заимствовал у Гегеля формулировку принципа развития, соединив ее с материалистическим пониманием природы. Мир представляет собой совокупность процессов, в нем нет ничего веч­ного и застывшего. Развитие движется по спирали, так что уже пройденные этапы повторяются на более высоком уровне. Эти процессы отражаются человеческим сознанием. Диалектику Маркс понимал как пауку об общих законах движения внешнего мира и че­ловеческого мышления. «Диалектический материализм» рассматри­вает свой предмет исторически, как переход от незнания к знанию. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.

 


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!