Пасха – Светлое Христово Воскресение



Пасха это древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в I веке, при жизни святых апостолов.

В Священном Писании описано не Само Воскресение Христово, но многочисленные свидетельства о явлениях Воскресшего Христа ученикам (Мф. 28.1-15; Мк. 16.1-11; Лк. 24.1-12; Ин. 20.1-18). Священное Предание говорит, что весть о Воскресении Христа первой узнала Пресвятая Богородица.

Евангелия сообщают нам, что на третий день после Распятия жены-мироносицы пошли к пещере, в которой был похоронен Иисус, чтобы довершить обряд погребения. Подойдя ко гробу, они увидели, что огромный камень, закрывавший вход в пещеру, отвален. Затем они увидели Ангела, возвестившего им, что Христа больше нет среди мертвых, Он воскрес.

Чуть позже Сам Господь явился Марии Магдалине, а потом и другим женам-мироносицам. В тот же день Воскресший Господь явился апостолу Петру, затем – двум апостолам, шедшим в Эммаус, затем, пройдя сквозь закрытые двери – пребывавшим вместе одиннадцати апостолам. 

В ряду годовых праздников Христово Воскресение является самым великим и радостным, это «праздников праздник и торжество из торжеств».

Другое название праздника – Пасха. Такое название этот праздник получил по соотношению с ветхозаветный Пасхой (от слова «песах» - «переход, прохождение мимо»). У иудеев этот праздник был установлен в честь избавления еврейских первенцев от смерти во время десятой египетской казни. Ангел проходил мимо еврейских домов, так как их двери были помазаны кровью жертвенного агнца. В христианской Церкви это наименование (Пасха) получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу, которое стало возможно для верующих благодаря Жертве Христовой.

Светлое Христово Воскресение празднуется Православною Церковью в первое воскресенье после весеннего полнолуния, всегда – после еврейской Пасхи. К этому празднику христиане готовятся в течение длительного и особенно строгого Великого поста.

Праздничное богослужение отмечается с особой торжественностью. Задолго до полуночи верующие приходят в храм и слушают чтение книги Деяний святых апостолов. Перед полуночью пасхальный крестный ход выходит из храма и обходит его под тихое пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все молящиеся идут с зажженными свечами, как когда-то жены-мироносицы со светильниками шли ранним утром ко гробу Спасителя. 

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам о Воскресении Христовом, первый возглашает о победе над смертью: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Этот тропарь часто повторяется на пасхальной службе, также как и возгласы священнослужителей: «Христос воскресе!», на что народ отвечает: «Воистину воскресе!».

Торжественное празднование Воскресения Христова продолжается в течение целой недели, называемой Светлой Седмицей. В эти дни христиане приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе !» и ответными словами: «Воистину Воскресе!». На Пасху есть обычай обмениваться крашеными (красными) яйцами, которые служат символом новой, блаженной жизни, открывшейся из гроба Спасителя.

Церковное богослужение сохраняет в верующих пасхальное настроение и после Светлой седмицы – пасхальные песнопения поются в храмах вплоть до отдания Пасхи и Вознесения Христова. В течение богослужебного года празднованию Воскресению Иисуса Христа посвящен также каждый седьмой день недели, называемый поэтому малой Пасхой.

Тропарь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (победив) и сущим во гробех живот даровав (дав жизнь находящимся во гробах, т.е. мертвым).

Кондак: Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне, (хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный), но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй (даруя), падшим подаяй (подавая) воскресение.

 

Вознесение Господне

Вознесение Господа Иисуса Христа празднуется Православною Церковью на 40-ой день после Пасхи.

Установление праздника Вознесения Господня восходит к самой глубокой древности и относится к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены самими апостолами.

Вознесение Господне описывается в Евангелии (Мк. 16.9-20; Лк. 24.36-53) и в книге Деяний святых апостолов (Деян. 1.1-12).

В сороковой день после Воскресения Господа Иисуса Христа ученики собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему (Лк. 24.46-48). Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (т. е. весть о Воскресении Христа и учение Христово) всей твари» (Мк. 16.15). Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет им Святого Духа; до этого времени ученики не были должны уходить из Иерусалима. Беседуя с учениками, Спаситель вышел с апостолами на гору Елеонскую. Там Он благословил учеников и, когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако скрыло Христа от глаз апостолов.

Вознесшись, Богочеловек Иисус Христос сел одесную Бога-Отца. Седение «одесную», т.е. «справа, по правую руку», означает особый почет, особую славу. Вознесение Христово на небо показывает цель жизни человека: соединение с Богом и жизнь во славе Царства Божия. Важно, что в этой славе участвует не только душа, но и тело человека. В Вознесении Христовом человеческая природа была посажена одесную славы Божией, т.е. прославлена.

Ангелы, явившиеся ученикам сразу по Вознесении, утешили изумленных и огорченных новой разлукой с Учителем апостолов, напомнив им, что Господь снова придет – таким же образом, как вознесся на небо. 

По Своем Вознесении на небо Христос Спаситель не оставил верующих. Он невидимо неотлучно пребывает в Церкви. 

Тропарь: Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира (когда они через благословение Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, Избавитель мира).

Кондак: Еже о нас исполнив смотрение (исполнив замысел о нашем спасении), и яже на земли (земное) соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный (не оставляя живущих на земле, но пребывая неразлучно с ними), и вопия (взывая) любящим Тя: Аз есмь с вами, иниктоже на вы (никто против вас)!

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!