Годы жизни Клода Дебюсси и Мориса Равеля, их национальная принадлежность.



Клод Дебюсси 1862–1918

и Морис Равель 1875–1937

 

Франция последней четверти XIX века жила пестрой и многогранной художественной жизнью. В ней выдающиеся инструментальные и вокально-инструментальные произведения Франка, Сен-Санса, Форе, Дебюсси соседствовали с омертвевшим академизмом учреждений (Консерватории, Академии искусств); великая опера «Кармен» — с опереттами, не чуждыми пошлости; социально-критические песни парижских шансонье — с нарождающимся, склонным к вульгарности варьете; работа широко распространенных массовых певческих обществ — с субъективистскими творческими исканиями в духе «искусства для избранных».

На этой насыщенной противоречиями почве расцвело искусство двух величайших французских композиторов рубежа XIX-XX веков — Клода Дебюсси и его младшего современника Мориса Равеля. Основной общей чертой их творчества является принадлежность к направлению музыкального импрессионизма. Хотя понятие это в музыке гораздо более неоднозначное и проблематичное, чем, например, в живописи; кроме того ни Дебюсси, ни Равеля, и вообще ни одного крупного композитора невозможно целиком уложить в рамки понятия «импрессионнизм».

Дело в том, что в отличие от изобразительного искусства, музыкальный импрессионизм никогда не оформлялся в некое ясно очерченное движение, представленное многими мастерами. Можно лишь говорить об импрессионистских тенденциях, которые, кстати, наблюдались не только у французских композиторов, но и у представителей других школ, например, русской (Скрябин, Рахманинов, ранний Стравинский и др.). При этом, импрессионистские черты у большинства композиторов всегда сочетались с другими, часто не менее яркими, и порой берущими верх тенденциями. Так у Дебюсси, сильна символистская струя, а также нео-классические и нео-барочные элементы; у Равеля, особенно в довоенный период, заметны позднеромантические и даже экспрессионистские наклонности, а в послевоенный период преобладает неоклассическая тенденция.

Добавим, что сами композиторы к определению «импрессионизм» относились явно отрицательно. Приведем, например, известное высказывание Дебюсси, который считается создателем и главным представителем музыкального импрессионизма: «Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом».

Основные черты импрессионизма в музыке можно определить следующим образом: в первую очередь, это преобладание краски, цвета и света над линией, т.е. гармонии, тембра, фактуры, оркестрового колорита над мелодией; эта техническая характеристика неразрывно связана с изысканностью звучаний, с пейзажностью и некоторой статичностью, т.е. отсутствием или слабостью поступательного развития, с любованием текущим мгновением; все это, в свою очередь, порождает склонность к малым формам.

Для музыкального импрессионизма характерен восторженно-гедонистический взгляд на жизнь. Искусство воспринимается как чудесный мир эстетического наслаждения, любования красотой, — мир далекий от острых человеческих конфликтов и общественных противоречий.

Сравнивая музыку с изобразительным искусством, нужно добавить, что импрессионизм в ней возник лет на 30 позже живописи, и что такое запаздывание вообще характерно для музыки. Кроме того, в обеих областях он родился как противоположность подчиненному всевозможным нормам и правилам официальному «академическому» искусству. Он оживлял и освежал восприятие, культивировал раскованность творчества и поиск новых средств выразительности. При этом, музыкальному импрессионизму был свойственен некоторый крен к «искусству для избранных», в целом чуждый живописцам-импрессионистам.

 

[Далее используются тексты К. Зенкина, Б. Ионина, А. Кенигсберга, В. Базарновой, Л. Михеевой]

 

Клод Дебюсси

 

Клод Ашиль Дебюсси родился в 1862 году в предместье Парижа. Eго родители — мелкие буржуа — любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей незаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в Парижскую консерваторию. Это учебное заведение было в 70-80-е годы XIX века оплотом самых консервативных и рутинерских методов обучения молодых музыкантов. Уже в консерваторские годы проявились независимость и самобытность мышления Дебюсси, что вызвало столкновения с некоторыми преподавателями.

В 1881 г. Дебюсси в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку Надежду фон Мекк (большого друга Чайковского), а затем по ее приглашению дважды посетил Россию (1881, 1882 гг.). Так началось знакомство Дебюсси с русской музыкой, очень повлиявшее на формирование его собственного стиля. Он говорил: «Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они... открыли окно, выходящее на простор полей».

Дебюсси пленила красочность тембров и тонкая изобразительность, картинность музыки Н. Римского-Корсакова, свежесть гармоний у А. Бородина. М. Мусоргского он называл своим любимейшим композитором: «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приемов, без иссушающих правил».

В конце 80-х годов Дебюсси сближается с кружком поэтов-символистов во главе с о Стефаном Малларме. Музыкальность символистской поэзии, поиски таинственных связей между жизнью души и миром природы, их взаиморастворение — все это очень привлекло Дебюсси и во многом сформировало его эстетику. Полнее всего воздействие символизма сказалось в единственной опере Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» (1892–1902), написанной на прозаический текст драмы М. Метерлинка.

Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм: «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая.

Начало Первой мировой войны вызвало у Дебюсси подъем патриотических чувств. В печатных высказываниях он подчеркнуто называет себя: «Клод Дебюсси — французский музыкант». Целый ряд произведений этих лет навеян патриотической темой: «Героическая колыбельная», песня «Рождество детей, не имеющих крова»; в сюите для двух фортепиано «Белое и черное» Дебюсси хотел передать свои впечатления от ужасов войны. Неосуществленными остались «Ода Франции» и кантата «Жанна д'Арк». Последние произведения Дебюсси создавал будучи уже смертельно больным: в 1915 г. он перенес операцию, после которой прожил чуть более двух лет.

Юмор и ирония всегда оттеняли и как бы дополняли мягкость натуры Дебюсси, ее открытость впечатлениям. Они проявлялись не только в музыке, но и в метких высказываниях о композиторах, в письмах, в критических статьях. 14 лет Дебюсси был профессиональным музыкальным критиком; результатом этой работы стала книга «Господин Крош — антидилетант» (1914).

В основном Дебюсси писал фортепианную музыку. Сам композитор был талантливым пианистом. Одним из самых популярных его произведений стала пьеса «Лунный свет» — третья часть написанной в 1890 году «Бергамасской сюиты» для фортепиано (всего в этой сюите 4 части).

Бергамасская сюита для фортепьяно, часть 3, пьеса «Лунный свет», исполняет Эмиль Гилельс https://www.youtube.com/watch?v=aBUSYlqFRjQ

 

Прелюд «Послеполуденный отдых фавна» («Prélude à l’après-midi d’un faune», дословно «Прелюдия к после-полудню фавна») — первое симфоническое сочинение Дебюсси, в котором в совершенстве выражен его индивидуальный импрессионистский стиль. Это одно из самых характерных произведений Дебюсси и музыкального импрессионизма в целом. Премьера состоялась 22 декабря 1894 года в Париже, после которой, как говорится, автор проснулся знаменитым.

Пьеса навеяна одноименной эклогой Стефана Малларме (1842–1898), французского поэта, главы школы символистов. Поэтический стиль Малларме — нарочито сложный, непонятный, аллегорический — отличается в то же время чувственной яркостью образов, изяществом вкуса, утонченно-радостным восприятием жизни. Произведение Малларме привлекло композитора в первую очередь яркой живописностью мифологического существа, грезящего в знойный день о прекрасных нимфах.

Услышав пьесу впервые в авторском исполнении на фортепиано, Малларме был восхищен: «Я не ожидал чего-либо подобного! Эта музыка продолжает настроение моего стихотворения и дополняет его более ярко, чем краски».

Сохранившаяся программа, вероятно, принадлежит Дебюсси: «Музыка этой “ Прелюдии ” — очень свободная иллюстрация прекрасного стихотворения Малларме. Она отнюдь не претендует на синтез стихотворения. Скорее это следующие один за другим пейзажи, среди которых витают желания и грезы Фавна в послеполуденный зной. Затем, утомленный преследованием пугливо убегающих нимф, он отдается упоительному сну, полному осуществившихся наконец мечтаний о полноте обладания во всеобъемлющей природе».

Прелюд «Послеполуденный отдых фавна» , исполняет Пьер Булез с Кливлендским оркестром https://www.youtube.com/watch?v=vLHKwOkqV9o

 

Морис Равель

Морис Равель родился в семье швейцарского инженера Жозефа Равеля. Мать композитора происходила из баскской семьи. Отец был музыкально одарен, хорошо играл на трубе и флейте. Он приобщил юного Мориса и к технике, интерес к которой сохранился у композитора на всю жизнь.Позднее о своём впечатлении от заводов, увиденных во время путешествия с друзьями на яхте, композитор писал: «Великолепные, необыкновенные заводы. Особенно один — он похож на романский собор из чугуна... Как передать вам впечатление от этого царства металла, этих пышущих огнем соборов, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас. Над ними — красное, темное и пылающее небо... Как все это музыкально. Непременно использую».

Музыкой Равель начал заниматься в 7 лет. Закончил, как и Дебюсси, Парижскую консерваторию. Обучение по классу композиции проходило не очень гладко, т. к. педагоги с опаской относились к пристрастию молодого композитора к оригинальным звучаниям и диссонансам.

Весной 1905 года, после скандала с его недопущением к участию в конкурсе на Римскую премию, Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами. Композитор уже пользовался достаточным авторитетом, скандал же лишь разогрел к нему общественный интерес. Его известность возрастает буквально с каждым днем. Его сочинения издаются нарасхват, исполняются в концертах, о нем говорят и спорят. Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма и выходит на одну высоту с Клодом Дебюсси, композитором, которого он прежде всегда уважал.

В первый же месяц войны с Германией Морис Равель попал в число мобилизуемых в действующую армию. Однако, несмотря на хорошее состояние здоровья, медицинская комиссия не приняла его ни в один род войск. Причиной тому был слишком маленький рост Равеля, не подходивший ни под один из армейских стандартов, и, как следствие, явно недостаточный для солдата вес тела. В течение трех месяцев Равель, используя все свои связи, упорно добивался, чтобы его все же приняли в действующую армию. В конце концов, в октябре 1914 года он добился своего и был принят добровольцем в автомобильный дивизион, где и прослужил шофером грузовика чуть более трех лет, сначала при инфантерии, а потом при авиационном полку. В начале 1918 года, совершенно подорвав на службе свое здоровье, он был комиссован по болезни.

Начиная с 1933 года Равель страдал от серьезного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии (нарушения речи).

Равель отличался скрытностью как в вопросах творчества, так и в области личных переживаний, духовной жизни. Никто не видел, как он сочинял, не находили эскизов или набросков, его произведения не носили следов переделок. Однако удивительная точность, выверенность всех деталей и оттенков, предельная чистота и естественность линий — все говорит о внимании к каждой «мелочи», о длительной работе.

Хотя Равеля и причисляют к композиторам-импрессионистам, характерные черты импрессионизма проявились у него лишь в некоторых произведениях. Значительную часть его произведений, особенно послевоенного периода, вообще очень трудно классифицировать. Равель был одним из последних крупных композиторов, стремившихся, в эпоху модернизма, сочетать инновационные искания с по возможности широкой доступностью музыки.

 

На последнем году обучения в консерватории Равель попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По инициативе Форе он сочинил цикл произведений на испанские мелодии — «Хабанеру», «Павану на смерть инфанты», «Античный менуэт». «Павана на смерть инфанты» сразу завоевала симпатии любителей и профессионалов. Впоследствии сам композитор сурово оценивал эту пьесу, находил ее музыку несовершенной и несамостоятельной. Но она так и осталась одним из его самых исполняемых произведений.

Пьеса «Павана на смерть инфанты»,исполняет Лондонский симфонический оркестрhttps://www.youtube.com/watch?v=qvRrWLDfXwI

Авторское исполнение фортепианной версии:

https://www.youtube.com/watch?v=eGybwV3U9W8

 

Болеро — испанский трехдольный танец в умеренном темпе. Произведение под этим названием Равель написал по заказу русской танцовщицы Иды Рубинштейн. Интересно, что слушая музыку на репетициях балета, композитор и близкие ему музыканты считали, что концертная жизнь ей не суждена. Такую пьесу «никогда не решатся включить в программы больших воскресных концертов», — говорил Равель, и друзья с ним соглашались. Между тем, «Болеро» стало не только самым известным его сочинением, но одним из крупнейших явлений всей музыки XX века.

Пьеса основана на постоянном повторении одной и той же мелодии в разной оркестровке с неуклонным нарастанием силы и яркости звучания, доходящей до исступления в последних тактах (аналогичный прием сознательно повторил Дмитрий Шостакович в «эпизоде нашествия» из своей Седьмой симфонии).

Следует отметить, что «Болеро» не имеет практически ничего общего с импрессионизмом. Очень интересна необыкновенная широта спектра мнений о внутреннем содержании «Болеро», который простирается от «утверждения могучего оптимистического начала» и «борьбы испанского народа за свободу» (Заболоцкий), до «звукового образа зла», «пляски смерти», «навязчивой идеи кошмара». Сам композитор не оставил на этот счет никаких уточнений...

«Болеро» https://www.youtube.com/watch?v=mhhkGyJ092E

ВОПРОСЫ

Годы жизни Клода Дебюсси и Мориса Равеля, их национальная принадлежность.

Клод Дебюсси – 1862–1918, Морис Равель – 1875–1937. Французские композиторы.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!