Одиночество и проблема самопознания человека.
Бубер М. Проблема человека/ Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика,1995. С. 227-233.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 214-222.
Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека/ Н.А. Бердяев
Проблема свободы и ответственности врача.
Ильин И.А. О назначении врача/ И.А. Ильин. Путь духовного обновления. – М.: ЭКСМО, 2006. С. 478-490.
Тульчинский Г.Л. О природе свободы// Вопросы философии. – 2006. - №4.
Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 604-611.
Смерть и вопрос о смысле жизни.
Варава В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»// Вопросы философии. – 2005. - №12.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 236-262.
Денисова Т.Ю. Смерть – предельное одиночество?// Человек. -2008. - №5.
Любовь как событие встречи Я и ТЫ.
Фромм Э. Искусство любить/ Э. Фромм. – СПб.: Азбука, 2002. С. 187.
Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. - С.83-90.
Соловьев В.С. Смысл любви/ В.С. Соловьев. Избранное. – М.: Советская Россия, 1990. С. 133-217.
Климова С.М. В.Розанов и М.Фуко о странностях любви. Век ХХ// Человек. – 2008. - №1.
Проблема происхождения человека.
Борзенков В.Г. О природе человека// Человек. – 2008.-№2.
Пелипенко А.А. Как мы эмигрировали из природы// Человек. – 2008. - №2.
Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего// Вопросы философии. – 2008. - №4.
|
|
Основная учебная литература
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 531-551.
Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 51-111.
Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. – М.: Академический Проект, 2004. С. 602-624.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики., 2008. С. 567-665.
Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 190-229.
Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 312-335, 402-424.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. С. 398-413.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 175-260.
Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека/ С.В. Алексеев, Ю. П. Пивоваров.- М.: ГОУ ВННМЦ МЗ РФ, 2001. С. 274-325
Дополнительная литература
Бердяев Н.А. Мир творчества/ Бердяев Н.А. Самопознание. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1991. С. 456-473.
Бубер М. Проблема человека/ Бубер М. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. С. 158-164;С.192-197.
Гольд С.И. Сравнительный анализ любовных этнокультур// Человек. – 2008. - №3.
Гусейнов А.И. Соционормативная сфера культуры// Вопросы философии. – 2008. - №8.
|
|
Дробышев А.А. Свобода и ответственность личности// Омский научный вестник. Приложение.Ч.2. – 2006. - №3(37).
Евлампиев И.И. Андрей Тарковский и новая философия человека// Вопросы философии. -1996. - №12.
Иошкин В.К. Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира// Вопросы философии. – 2006. - №8.
Порус В.Н. С.Л.Франк: антиномии духа как основания культуры// Вопросы философии. -2008. - №1.
Свасьян К. Человек как творение и творец культуры// Вопросы философии. – 1989. - №7.
Франк С.Л. Смысл жизни// Вопросы философии. – 1990. - №6.
Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека»// Вопросы философии. – 2001. - №2.
Юнг. К.Г. Современный человек и проблема его души/ К.Г. Юнг. Дух в человеке, искусстве и литературе. - Минск: ООО «Харвест», 2003. С. 335-359.
Соловьев О.В. Человеческое Я в «просвете» физического закона// Вопросы философии. -2008. - №11.
Григорьева Т.П. Эволюция к духу (от горизонтали к вертикали)// Человек. – 2009. - №1.
Самохвалов В.И. Творчество и энергия самоутверждения// Вопросы философии. – 2006. - №5.
Силаева В.Л. Суицидальные практики в интернете// Человек. – 2008. - №6.
Калюжная Н.А. Философский анализ опыта: экзистенциальные аспекты// Вопросы философии. – 2009. - №9.
|
|
Тема 14. Социальная философия: общество как предмет философского знания (2 часа/ 4 часа)
План семинарского занятия №1
1. Предмет, проблематика и метод социальной философии.
2. Классический и постклассический образ социальной реальности. Проблема интерсубъективности.
3. Философия истории: смысл истории, проблема цели и направленности исторического процесса.
4. Проблема «конца истории».
Ключевые понятия
Социальное, философия истории, социальная философия, интерсубъективность, эсхатология.
Методические рекомендации
Семинарское занятие №1
1. Необходимо отметить, что общество является достаточно сложным явлением, поэтому оно является объектом рассмотрения различных наук: социологии, политологии, истории, социальной психологии, теории государства и права и т.д Для социальной философии общество есть некая целостность (особое, отличное от мира природы, Космоса, диалектическое единство многого), особый «сверхличный»/ «надындивидуальный» феномен, существующий по своим законам и обладающий своими особыми качественными характеристиками.
Назовите проблемы, которые стоят перед социальной философией. Отличается ли рассмотрение общества в философии от его рассмотрения в рамках отдельных специализированных наук (истории, социологии, политологии)? Объясните, почему философское постижение феномена «социального», которое оказывается на первый взгляд абстрактным и слишком неконкретным знанием, является не менее значимо, чем научное?
|
|
2. Проблема общества в социальной философии требует прояснения того, что представляет собой социальное.
Необходимо отметить, что античные представления о социальном бытии еще не являются собственно социально-философским знанием. Подумайте, почему. Лишь в средневековой философии социальное бытие рассматривается как самостоятельное явление в рамках конкретных исторических условий (идея историзма). Общество представляет собой место борьбой мирского (тварного) «града Земного» и небесного – «града Божьего», Церкви. Результатом этой борьбы, протекающей во времени должно было быть становление Царства Божьего. Таким образом, здесь социальное (общество) предвосхищает (но само не является!) «Царство Христово».
В эпоху Нового времени была стерта дистанция между земным и небесными «градами», и был поставлен вопрос об «естественных» предпосылках и движущих силах существования и развития общества. В итоге складываются ряд философских концепций, среди которых выделяют: диалектико-материалистическую, натуралистическую, идеалистическую (см.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 287-291). Охарактеризуйте каждый из подходов, что они говорят о сущности социального.
Все многообразие философских подходов к определению обществу можно свести к двум фундаментальным подходам: классическому (новоевропейская социально-философская мысль, Г. Гегель, К. Маркс) и постклассическому (представители социальной философии ХХ века). Обратитесь к учебной литературе и сравните основные характеристики общества, выделяемые в рамках каждого подхода (см.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 462-469).
Поясните, что нам дает для понимания сущности социального выделение механического (общество, «Оно») и органического (общность, «МЫ», соборность) типов социальной целостности. Как это раскрывает сущность взаимосвязи «человек - общество», субъективного – сверхсубъективного? Поясните, что такое интерсубъективность. Какую особенность социальной философии ХХ века выражает данное понятие, что оно говорит о сущности социального?Как данное понятие раскрывает отличие человеческих социальных взаимодействий от взаимодействий в мире животных.
3. Философия истории тесно связна с социально-философским познанием общества. История рассматривается как особый процесс, отличный от процессов, существующих в мире природы, связанный с «законами созидательной человеческой деятельности». То есть история – это своеобразный модус существования общества как специфической реальности. В учебной литературе дана характеристика сущности «исторического» и раскрыта связь истории, закономерностей развития исторического процесса и социального бытия (вопрос о движущих силах истории есть одновременно вопрос о структурирующих элементах социального бытия). Поясните, почему одной из важных проблем философии истории является проблема смысла истории, цели ее движения
Существующие концептуальные модели истории (среди которых, прежде всего, выделяют формационную и цивилизационную концепции) призваны раскрыть основания и цель истории, а так же дать временную (концепции однолинейного развития, главным образом прогрессистского характера) или временно-пространственную (концепции «локальных цивилизаций») интерпретацию исторического процесса.
Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите и сравните между собой следующие исторические концепции:
А) Для Г. Гегеля и К. Маркса история предстает единым всемирным однонаправленным процессом развития. Укажите причины и этапы развития истории в данных концепциях. Вспомните, что такое общественно-историческая формация (К. Маркса). Поясните следующие черты, которыми наделяется исторический процесс в данных концепциях
· универсальность механизмов развития человечества
· европоцентризм
· прогрессивный характер развития
Определите сильные и слабые стороны данных моделей истории
Б) Понимание нелинейности исторического процесса включает в себя идею цикличности развития (идея цикла) и теорию «локальных цивилизаций». Здесь центральной «исторической единицей» является «цивилизация». Именно с существованием разнообразных (во времени и пространстве) цивилизаций (или ее определенных типов) связано понимание истории как проявления многообразия, эквивалентности и вариативности развития человечества в целом. Основные положения теории «локальных цивилизаций» обозначены в концепции О. Шпенглера, А. Тойнби и Н.Я. Данилевского (См.: Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 220-234; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 600-607).
О. Шпенглер. Рассмотрите его понимание культуры как исторической «единицы», а так же типологию и характеристику культур в истории в связи с идеей «душа культуры». Сам Шпенглер выделяет аполлоническую, фаустовскую и магическую душу; каковы характерные черты каждой из них? Сравните их между собой. Поясните соотношение культуры и цивилизации в данной концепции. Объясните, как «закат Европы» связан с закономерностью (стадиями) существования культуры.
А. Тойнби. Идея линейного прогрессивного развития заменена историческими циклами существования цивилизации. Одно из основных положений концепции А. Тойнби - идея «вызова-ответа». Поясните, каким образом данная идея раскрывает причины существования цивилизации. Определите значение «творческого меньшинства» в судьбе цивилизации.
В теории П. Сорокина раскрывается цикличность развития не столько отдельных цивилизаций, сколько мировой истории в целом как последовательно сменяющих друг друга культур – идеациональной, идеалистической и чувственной. Рассмотрите характеристики каждой из них и поясните, в чем видит кризис культуры П. Сорокин.
В) Особенность концепции многолинейного развития К.Ясперса состоит в синтезе двух моделей: всемирной истории и истории «локальных цивилизаций». В основе этого синтеза лежит идея «осевого времени». Обращаясь к учебной литературе, объясните, что такое «осевое время» и каково его значение для истории человечества. Рассмотрите схему мировой истории, предложенную К. Ясперсом и назовите некоторые черты современной исторической эпохи.
Обращаясь к концепциям многовариантности исторического процесса, определите его сильные и слабые стороны.
4. Взгляд на «конец истории» носит как «пессимистический характер» (Ф. Фукуяма: «Финал истории будет печальным периодом –… будет царить экономический расчет, решение утилитарных технических проблем, удовлетворение требований потребителей… наступит вековая скука»), так и «оптимистический» - Н. Бердяев ««Эпоха конца есть не только эпоха разрушения, но также и эпоха богочеловеческого творчества новой жизни и нового мира». Обращаясь к учебной литературе (Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 439-455), объясните, в чем состоит проблема «конца истории» или «финала истории», связана ли она с эсхатологическим истолкованием исторического процесса? Когда, в связи с чем появляется эсхатологические предствления?
Рассмотрите, как освещается данная проблема в рамках философии постмодернизма? Поясните, почему для современной исторической науки содержанием реальной историей становится история отдельного человека, а не история человечества. Подумайте, можно ли говорить об эвристичности идеи «конца истории»?
Проблемные задания и вопросы для самоподготовки
1. Как Вы думаете, что хочет нам сказать о современном человеке Ж. Липовецки: «Современный человек утратил опору, он как бы вездесущ. Приходит новая стадия индивидуализма, который означает возникновение нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу… возникает индивидуализм, освобожденный от последних социальных и моральных ценностей…»?
2. Можете ли Вы согласиться, что именно в условиях современной цивилизации человечество стало представлять собой реальное Единство, которое проявляется в том, что сегодня «нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех. … если все прежние периоды кардинальных преобразований были локальны, … если при катастрофе в одной из… культур оставалась возможность, что человек будет спасен с помощью другой культуры, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению» (К. Ясперс).
3. Как Вы думаете, какую опасность для Я может представлять Другой?
4. Поясните следующее предостережение Л. Толстого: насилие достигнет своего апофеоза, когда будут полностью «воплощены в жизнь самые лучшие идеалы, которые знало человечество».
5. Какие положительные и отрицательные стороны, с Вашей точки зрения, присущи классическому и неклассическому подходам в рассмотрении «социального»?
6. В чем состоит принципиальное отличие человеческого общества от различных форм общежития у животных?
7. Как Вы считаете, социальное бытие – это нечто чуждое, навязанное человеку или это имеет отношение к глубинным характеристикам самого человека?
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Дайте один или несколько правильных вариантов ответа
1. Утверждение о том, что источник общественных изменений – само общество характерно
1. для диалектико-материалистического подхода
2. для натураличстического подхода
3. для идеалистического подхода
4. для феноменологического подхода
2. Одно из центральных понятий феноменологической традиции, раскрывающее единство персональной и социальной реальности
- практика
- интерсубъективность
- труд
- структура
- эпохе
3. Культура и цивилизация противопоставляются друг другу в концепции
- О. Шпенглера
- А. Тойнби
- Ф. Броделя
- Н.Я. Данилевского
- К. Маркса
4. Термин «философия истории» был введен
1. Г. Гегелем
2. Вольтером
3. О. Контом
4. И. Г. Гердером
5. Аврелием Августином
5. Идеалистический подход в понимании общества характерен
- для С.Л. Франка
- для марксизма
- для Аврелия Августина
- для Д. Белла
- для Э. Дюркгейма
6. Под эсхатологией следует понимать
- философское учение о первоначалах мира
- христианское учение о конце истории
- представление о будущем социальном порядке
- философское учение о цели и движущих силах исторического процесса
- учение о смысле человеческого существования
ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!