Относительное и абсолютное в истине. Гипотеза и проблема достоверности знаний.



Так как знания непрерывно изменяются, развиваются, абсолютных истин нет, любая истина относительна. Другие философы отрицают существование относительных истин на том основании, что относительное знание нельзя считать истинным. Истинным может быть только абсолютное знание.
И ту, и другую позицию следует признать односторонней.
Относительное в истинном знании — это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. Так развивалось, например, знание о строении материи. Античные атомисты — Левкипп, Демокрит, Эпикур выдвинули учение об атомах — мельчайших неделимых частицах материи, из которых состоят все тела. Это была относительная истина, которая углублялась и уточнялась в ходе дальнейшего развития философии и естествознания.

Абсолютное в истинном знании — знание, тождественное своему объекту, и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. К абсолютным истинам могут быть отнесены истины факта: точно установленные даты конкретного события, например, годы рождения и смерти И. Канта (1724—1804), место его захоронения (г. Кенигсберг), выход в свет «Критики чистого разума» (1781) и т.п. Абсолютными можно считать истины, содержащие знания определенных закономерностей действительности, выражающие вечное. Например, мировые физические константы: гравитационная постоянная, постоянна Планка, скорость распространения электромагнитных волн. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, абсолютное складывается из суммы относительных истин.

Во многом проблема достоверности знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по знания: «Что есть истина?».


1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

 

Рациональное и иррациональное в познании. Понимание и объяснение, вера и сомнение.

Противоречивое соотношение рационального и иррационального в познании обсуждается в философии с древнейших времен. Причиной тому является сложность и неоднозначность познавательного процесса. Рациональное (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – обусловленное разумом, логически непротиворечивое, последовательно изложенное в соответствии с правилами, принятыми в определенную историческую эпоху. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.

Рациональная сторона связана с познанием недоступных опыту областей: сущностей, целостностей, общего и всеобщего в предметах и т.д. Средствами подобного описания объективного мира выступают знаки, символы, модели, метафорические и иные образования. Чем совершеннее и обширнее системы, репрезентирующие сверхчувственное бытие, тем совершеннее и изощреннее рациональное освоение мира.


К нерациональные актами также относятся – интуиция и творчество. Эти явления хорошо известны с древности и постоянно привлекают внимание. Платон считал творчество божественной способностью, особым видом безумия, И.Кант понимал творчество как удел гения, доступный лишь великим пророкам, философам или художникам. Следует отметить, что творчество означает выход за пределы обычного, традиционного, стандартного. Интуиция рассматривается как особое свойство сознания, которому придается различное смысловое содержание – рациональное, религиозно-мистическое, инстинктивно-бессознательное и другие. Интуиция проявляется как единство чувственного (непосредственного) и рационального (опосредованного). Но в ходе мысли осуществляется особое соотношение этих сторон, когда отдельные этапы мыслительной деятельности отчетливо не осознаются, но предельно ясно и отчетливо усматривается ее итог – непосредственная связь исходных данных и результата в форме истины.

В структуре познания выделяют также объяснение и понимание, как две взаимодополняющие процедуры. В процессе объяснения одни знания используются для объяснения других. Объяснением называют подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение. Различают структурные объяснения, отвечающие на вопрос, как устроен предмет; функциональные объяснения, отвечающие на вопрос, как действует предмет; причинные объяснения, отвечающие на вопрос, почему возникло данное явление. Объяснение устанавливает прочные и глубокие связи между системами знаний, позволяет предвидеть будущие ситуации.

Процедура понимания связана с понятием «смысл», с осмыслением. Понимание - это реальное движение в смыслах, практическое овладение смыслами. Понимание - поиск смысла.

В сознании человека действуют две способности – вера и сомнение. Каждая из них играет важную и своеобразную роль.

Вера принимает духовные ценности и закрепляет их. Как таковая вера является способностью, которая принимает все, что появляется в сфере сознания, без предварительных размышлений. Она сводится к такому доверию, которое не сомневается в чем-то и берет его без всяких испытаний. Формы веры разнообразны. Существует слепая вера на бессознательном уровне (такова «любовь с первого взгляда»), есть вера, действующая посредством авторитета (доверие к родителям, близким людям).

Предметом веры или верованиями выступают и духовные ценности. Бессознательная вера действует на всех этапах детства и здесь закладывается фундамент личностного мировоззрения. Если родители, бабушки и дедушки верили в Бога, то, как правило, дети в такой семье становятся верующими людьми. Светское мировоззрение родственников дает значительные шансы для безразличия к религии. Вера укореняет не только духовные чувства и жизненную мудрость, но и ценностные теории. Это происходит на различных ступенях школьного обучения и в трудовой жизни.

Сомнение испытывает духовные ценности, прежде чем отвергнуть или принять их. Суть сомнения заключается в том, что эта способность держит некоторый образ «на расстоянии» и не пропускает его в глубины сознания до тех пор, пока он не пройдет определенное испытание. Оно сводится к вопрошанию («что это такое?»), критическому анализу и доказательству, где данный образ оценивается и обрабатывается несомненными элементами знания.

В масштабе исторического времени культура сомнения значительно моложе веры. Если вера вышла из глубин животного мира и безраздельно господствовала в первобытном обществе, то искры сомнения зародились в древних развитых цивилизациях в начале I тысячелетия до нашей эры. Это было связано с развитием религии, возникновением философии и начал теоретической науки. Такая историческая последовательность своеобразно воспроизводится в индивидуальном развитии человека. Сначала ребенок воплощает в себе безраздельную веру в родителей и близких. Затем начинается период непрерывных вопросов («Почему?»), который в школе доходит до овладения приемами критики и доказательства. Нормальной мировоззрение сложившейся личности стремится к оптимальному балансу веры и сомнения. Каждому человеку в своей жизни необходимо во что-то верить (в доброе и светлое) и в чем-то сомневаться.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 587; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!