Принципов составления перечня заповедей 9 страница



Вопрошающий должен знать, что жертвы больного истечением и больной истечением не приносятся за грехи, но обязанность принести эти жертвы возникает, когда человек оказывается в определенном состоянии. И если бы это состояние было бы у мужчины и у женщины одинаковым, как одинаковы названия этого состояния - "истекающий" и "истекающая", тогда бы следовало обе жертвы учитывать как единую заповедь.

Но дело обстоит иначе. Мужчина обязан принесли жертву в случае, если у него выделялась семенная слизь. Однако, если что-то подобное такой семенной слизи истечет у женщины, она не станет от этого "больной истечением", но только истечение крови у женщины обязывает ее принести эту жертву. Однако, если кровь потечет у мужчины, он не будет обязан принести жертву. А само слово "истечение" подразумевает только жидкие выделения, однако не все жидкие выделения аналогичны. И ясно сказали мудрецы (Нида 32б): "Мужчина передает ритуальную нечистоту при истечении семенной слизи, а женщина - при истечении крови".

И закон об "истекающем" и "истекающей" не подобен закону о прокаженном и прокаженной. Ясным доказательством этому служат слова мудрецов, приведенные в трактате Кри-тот (8б): "Четверо не получат искупления, пока не принесут жертвы, и это - истекающий, истекающая, родившая и мецора (пораженный язвами цараат)". Ведь видно, что мудрецы принимают в расчет "истекающего" и "истекающую" как два отдельных вида ритуально нечистых, а "мецору" - как один вид, будь то мужчина или женщина. И это потому, что "истечение" мужчины и "истечение" женщины различны.

И вот стих Торы, говорящий об этой жертве: "А когда освободится женщина от своего истечения... на восьмой день возьмет она себе двух горлиц или двух молодых голубей и принесет их коэну, ко входу в Шатер Собрания..." (Ваикра 15:28-29).

76-я заповедь - повеление, чтобы каждая роженица приносила годовалого ягненка в жертву всесожжения и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву. А если она бедна, то приносит в жертву только двух горлиц или двух молодых голубей - одного в жертву всесожжения, а второго в грехоочистительную жертву. И она также не получает искупления до того, как принесет жертву.

И так Он сказал, да будет Он превознесен: "...Если женщина зачнет и родит сына... тридцать три дня должна она очищаться от своих кровей, не прикасаясь к святыням и в Святилище не входя... Если же она родит девочку... шестьдесят шесть дней должна она очищаться от своих кровей. Когда же исполнятся дни ее очищения за сына или за дочь, пусть принесет она годовалого ягненка во всесожжение и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву ко входу в Соборный Шатер, коэну. И он принесет это в жертву Ашему и искупит ее, и станет она чиста... Если же не в состоянии она принести в жертву ягненка, то пусть возьмет..." (Ваикра 12:2-8).

77-я заповедь - повеление, чтобы каждый, кто был болен цараат и излечился от своих язв, приносил трех жертвенных животных - в жертву всесожжения, в грехоочистительную и повинную жертву, и с ними лог масла. А если он беден, то приносит барана в повинную жертву и двух горлиц или двух молодых голубей - одного в жертву всесожжения и одного в грехоочистительную жертву. И излечившийся от цараат — четвертый из тех, кто не получает искупления до того, как принесет жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А на восьмой день возьмет двух баранов без порока и одну годовалую овцу... А если он беден..." (Ваикра 14:10, 21).

И могут сказать: "Почему ты не считаешь жертвы этих четырех - "истекающего", "истекающей", роженицы и излечившегося от цараат - в качестве одной заповеди? Ведь есть сторона, объединяющая их всех: все они не получают искупления (т.е. не становятся ритуально чистыми), пока не принесут жертву? Ты бы должен был сказать: "74-я заповедь - повеление, чтобы "истекающий", "истекающая", роженица и излечившийся от цараат приносили жертву, и пока они не принесут жертву, они не получают искупления". Ведь ты считаешь очищение в микве (ритуальном бассейне) одной заповедью (Д 109), невзирая на то, от каких именно видов ритуальной нечистоты в ней очищаются. Так и тут - ты бы мог учитывать жертву четырех, не получающих очищения без жертвы, как одну заповедь, не взирая на то, от каких именно видов ритуальной нечистоты они очищаются!".

Ашем знает - и Он свидетель, что так безусловно должно было бы быть в случае, если жертвы каждого из четырех искупаемых были бы аналогичными, без всякого изменения, подобно тому, как воды миквы одинаково очищают от разных видов ритуальной нечистоты.

Однако поскольку эти жертвы, как мы видим, различны, безусловно следует считать каждое из этих жертвоприношений отдельно, ибо то, чем очищается каждый из них не соответствует тому, чем очищаются другие. И подобно этому, очищение пеплом красной коровы, очищение водами миквы и очищение пораженного цараат с помощью четырех средств (веткой кедра, травой иссопа и т.д.) - это три разных заповеди, несмотря на то, что все они служат для очищения от ритуальной нечистоты, как мы разъясним (Д 110).

Законы и уставы этих четырех искупающих жертвоприношений - в общем и в частностях - разъясняются в первой и во второй главе трактата Критот, во вторых главах трактатов Арахим (8аб) и Зевахим (15б,17аб), в 8-ой главе трактата Назир (57а,59б-60б), в конце трактата Негаим и в трактате Киним, а также рассредоточены по многим местам Талмуда. Однако большинство законов приведены именно в указанных местах.

78-я заповедь - повеление отделять маасэр (десятину) от всего родившегося у нас за год камерного скота; нутряной жир и кровь отделенного скота приносить на жертвенник, а его мясо съедать самим в пределах Иерусалима. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И всякую десятину из крупного и мелкого скота, все, что проходит под посохом десятым, следует посвящать Б-гу" (Ваикра 27:32).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, объясняются в последней главе трактата Бехорот. И там (53а) разъяснено, что эта заповедь выполняется также вне Земли Израиля и когда нет Храма, - таков закон Торы. Однако (поскольку в отсутствии Храма отделенное животное может быть съедено, только если оно получит увечье,) мудрецы, опасаясь, (что люди не смогут долго ждать и) будут съедать отделенное животное без увечья, постановили, что эта заповедь "выполняется только, когда есть Храм". И когда будет построен Храм, эта заповедь будет выполняться и в Земле Израиля, и вне ее.

79-я заповедь - повеление посвящать первенцев, т.е. отделять их для того, что заповедано с ними делать. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Посвяти Мне всех первенцев, разверзающих утробу среди сынов Израиля, от человека до скота - Мне они" (Шмот 13:2). И из Торы следует, что под словом "скот" здесь подразумевается крупный и мелкий рогатый скот и ослы.

Это повеление повторено в Торе в иных выражениях, затрагивая только первенцев кошерного скота, - и это заповедь, о которой мы сейчас говорим. Сказал Он, да будет Он превознесен: "Всех первенцев-самцов, которые родятся у тебя от крупного и мелкого рогатого скота, посвящай Ашему, своему Б-гу" (Дварим 15:19). По закону Торы эти первенцы чистого скота передаются коэнам, которые приносят их нутряной жир и кровь на жертвенник, а мясо съедают. И законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в трактате Бехорот.

В конце трактата Хала (гл.4) поясняется, что эта заповедь выполняется только в Земле Израиля. И сказано в Сифри (Реэ): "Может быть, человек должен приводить и первенцев из других стран в Землю Израиля? Тора говорит (Дварим 14:23): "И ешь перед Ашемом, своим Б-гом, на том месте, которое Он изберет... десятину своего хлеба, своего вина и масла, и первенцев своего крупного и мелкого рогатого скота" - из мест, откуда ты приносишь десятину злаков (т.е. только из Земли Израиля), ты должен приводить первенцев скота. Но так, как ты не приносишь из-за границы десятину злаков, так и не должен приводить оттуда первенцев".

Итак, прояснилось, что эта заповедь выполняется только в Земле Израиля, как и заповедь об отделении десятины от злаков. А первенцы, родившиеся вне Земли Израиля, хотя и не приносятся на жертвенник, тем не менее тоже посвящены Ашему. И такое животное может быть съедено только, если оно получит увечье - и когда Храм отстроен, и в нашу эпоху. Левиты не обязаны выполнять эту заповедь.

Восьмидесятая заповедь - повеление выкупать своего первого сына и выкуп давать коэну. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Первенцев из своих сыновей отдавай Мне" (Шмот 22:28).

И вот как это осуществляется: поскольку наш первенец как бы принадлежит коэну, мы выкупаем сына у него за 5 села (серебряных шекелей). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И говорил Ашем Аарону: "Вот Я поручаю тебе попечение за приношениями Мне, за всем, что посвящают сыны Израиля, - тебе даю Я это в назначенную долю и твоим сыновьям в вечное установление. Вот что принадлежит тебе... каждый открывающий утробу (т.е. первенец) всякой плоти, которого приносят Ашему, от людей и от скота,- тебе будет. Но ты должен выкупить первенца из людей и первенца из нечистого скота. А выкуп его - когда исполнится ему месяц, выкупи его по цене пять серебряных шекелей..." (Бемидбар 18:8-9,15-16). И это заповедь о выкупе первенца.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь; но обязанность выкупить сына лежит на отце, как разъясняется в трактате Кидушин (29а).

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Бехорот (46а).

81-я заповедь - повеление выкупать первенца осла, давая в выкуп именно ягненка, и ничто другое, - и этого ягненка отдать коэну. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А осленка, открывшего утробу, выкупай ягненком"

(Шмот 34:20).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Бехорот (гл.1).

Левиты не обязаны выполнять эту заповедь.

82-я заповедь - повеление, в случае, если хозяин не желает выкупить осленка, проломить осленку затылок (поскольку, не выкупив осленка, хозяин нанес убыток коэну, он тоже должен понести убыток - Раши). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...Если же не выкупишь, то проломи ему затылок" (Шмот 34:20).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в трактате Бехорот (гл.1).

Можно возразить мне, сказав: "Почему ты считаешь выкуп осленка и "проламывание затылка" двумя заповедями, а не одной? Ведь " проламывание затылка" можно рассматривать в качестве одного из законов выполнения заповеди о выкупе, подобно тому, как разъяснено в Седьмом принципе?"

Ашем знает - и Он свидетель, что так обязательно было бы, если бы не высказывание мудрецов, указывающее на то, что это две заповеди. И об этом их слова: "Выполнить заповедь о выкупе осленка предпочтительнее, чем выполнить заповедь о проламывании затылка. И выполнить заповедь об ибуме (взять в жены вдову брата, умершего бездетным, см. Д 216) предпочтительнее, чем выполнить заповедь о халще (Д 217)" (Бехорот 13а). Т.е., как по отношению к бездетной вдове может быть выполнена или заповедь об ибуме, или заповедь о халще, но и ибум, и халица - самостоятельные заповеди, как было упомянуто, так и по отношению к первенцу осла может быть выполнена или заповедь о выкупе, или заповедь о проламывании затылка. И это, по словам мудрецов, отдельная заповедь.

83-я заповедь - повеление приносить в первый же наступающий праздник из шлоша регалим все жертвы, обязанность совершить которые возникла после предыдущего праздника, если мы не принесли их ранее. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...К месту, которое изберет Ашем, ваш Б-г... приходите туда, и приносите туда ваши всесожжения и ваши жертвы, и ваши десятины, и возношения вашей руки, и ваши обеты, и ваши дары, и первенцев вашего крупного скота и вашего мелкого скота" (Дварим 12:5-6). И в этом речении заложен приказ: когда вы приходите туда – в каждый праздник из шлоша регалим, вы обязаны приносить все возложенные на вас жертвы.

И говорится в Сифри (Реэ): "Зачем сказано - и "приходите туда", и "приносите" туда? Чтобы установить обязанность приносить все жертвы в первый же наступающий праздник из шлоша регалим (когда мы обязаны приходить в Храм)".

И там же сказано: "Но человек не преступает запрещающую заповедь "Не замедли" (НД 155) до тех пор, пока не пройдут все праздники этого года". Т.е., если миновали все шлоша регалим этого года и он не принес жертв, тогда он преступил заповедь "не делай"; но если миновал один праздник, он не исполнил только заповедь "делай".

А в трактате Рош ашана (4б) сказано: "По мнению раби Меира, пропустив даже один праздник, человек преступает заповедь "Не замедли". На чем основывается точка зрения раби Меира? На том, что написано: "Приходите туда, и приносите туда" - приходя, обязаны приносить (т.е. даже на один праздник запрещено задерживать свои долги перед Б-гом). А мудрецы считают, что этот стих - заповедь "делай".

Итак, выяснилось, что речение "И приносите туда" - заповедь "делай", и она заключается в том, чтобы каждый праздник приносить все долги перед Ашемом, лежащие на человеке, и рассчитываться за них - будь то различные виды жертвоприношений, даров, посвящений, а также лекет, шихеха и пэа (в случае, если вовремя не отделил эти пожертвования бедным, а взял их себе, см. Д 120-122).

И выполнить все эти обязанности в ближайший праздник - это и есть заповедь "делай", как разъясняется в трактате Рош ашана (4аб).

84-я заповедь - повеление совершать все жертвоприношения только в Храме. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Только на месте, которое изберет Ашем в одном из твоих колен, там возноси свои всесожжения, там делай все, что Я заповедую тебе" (Дварим 12:14).

А чтобы обосновать запрет совершать какое-либо из жертвоприношений вне Храма, мудрецы приводят доказательство из Его речения, да будет Он превознесен: "Остерегайся, не приноси своих всесожжении на всяком месте, которое ты увидишь" (там же 12:13). И сказано в Сифри (Реэ): "Здесь говорится только о всесожжениях. Откуда мы знаем, что запрет касается и остальных жертв? Из того, что Тора сказала: "Только на месте, которое изберет Ашем... там делай все, что Я заповедую тебе". Однако, по-прежнему получается, что к жертве всесожжения относится и запрет "не делай", и повеление "делай", но на все остальные жертвоприношения распространяется лишь заповедь "делай". Но ведь Тора добавила: "Там возноси свои всесожжения", - и мы разъясним это, когда будем говорить о заповеди "не делай" (НД 89).

Слова мудрецов о том, что "к жертве всесожжения относится и запрет "не делай", и повеление "делай", подразумевают: если человек принес жертву всесожжения вне Храма, он преступил как заповедь "делай", так и "не делай". Заповедь "не делай" - ведь сказано: "Не приноси своих всесожжении на всяком месте"; и заповедь "делай" - ведь сказано: "Там делай все, что Я заповедую тебе", а он сделал не "там". Но принесший остальные жертвы вне Храма нарушает только заповедь "делай", преступив сказанное ему: "Там делай все, что Я заповедую тебе",- и только.

Однако там (в Сифри) разъясняется, что и в отношении остальных жертвоприношений, помимо заповеди "делай", так же существует заповедь "не делай". И в конце трактата Зевахим (119б) разъясняется, что совершивший любые жертвы вне Храма преступил как заповедь "делай", так и заповедь "не делай", и наказывается каретом.

Итак, прояснилось из всего сказанного, что речение "И там делай все, что Я заповедую тебе" - вне сомнения заповедь "делай".

85-я заповедь - повеление приносить в Храм все предписанные жертвы - будь то грехоочистительная, всесожжения, повинная или мирная - даже из других стран. Т.е., если обязанность принести жертву возникла вне пределов Земли Израиля, нам заповедано принести ее в Храм. И мы обязаны принести ее, даже если необходимо преодолеть дальний путь. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если далеко от тебя будет место, которое изберет Ашем... возьми посвященное в жертву, то, что у тебя будет, и свои обеты, и приходи на место, которое изберет Ашем" (Дварим 12:21,26).

И сказано в Сифри (Реэ): "Возьми посвященное в жертву..." - стих говорит о посвященном вне Земли Израиля; "возьми... и приходи" - сказано так, чтобы научить нас, что человек обязан заботиться о жертвенном животном до тех пор, пока не доставит его в Храм". И там объясняется, что этот стих говорит только о грехоочистительных, повинных, мирных жертвах и о жертвах всесожжения, которые человек обязан принести (но не о других дарах и пожертвованиях).

86-я заповедь - повеление выкупать посвященное в жертву животное, получившее увечье; выкупленное животное можно зарезать и съесть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Но сколько угодно твоей душе можешь резать и есть мясо по благословению Ашема, своего Б-га" (Дварим 12:15). И сказано в Сифри (Реэ): "Но сколько угодно твоей душе можешь резать..." - этот стих говорит о выкупленных животных, ставших непригодными для жертвоприношения.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - т.е. как выкупается животное, посвященное в жертву, - разъяснены в трактатах Бехорот (15а) и Тмура (32а), а также в нескольких местах трактатов Хулин (746, 84а, 130а, 135а), Арахин и Меила (12а, 196).

87-я заповедь - повеление, чтобы законы святости, относящиеся к животному, которое отделено для жертвоприношения, распространялись бы и на заменившее его животное (тмура - замена). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не заменяйте его (т.е. жертвенное животное); если же заменят его, тогда и оно, и его подмена будут святыней" (Ваикра 27:33).


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!