Вера как опора психологической устойчивости



Психологическая устойчивость личности

 

Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не каждая личностная проблема, внутриличностный и межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к стрессу. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности.

Слово "устойчивый" во многих языках мира означает "стабильный, стойкий, твердый, прочный". В словаре А. Ребера "устойчивый" понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно.

Возможны различные подходы к трактовке психологической устойчивости. Она может быть понята как соразмерность постоянства и изменчивости личности.

Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих (преобладающих) мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях.

Изменчивость проявляется в динамике мотивов появлении новых форм поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации.

При таком рассмотрении подчеркивается, что в основе психологической устойчивости лежит взаимодополняющее сочетание, гармоничное единство непостоянства личности и динамичности.

Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности.

Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности целом.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез (сплав) отдельных качеств и способностей.

К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:

- способность к личностному росту и адекватным разрешениям внутриличностных конфликтов.

- относительную стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения.

- развитую волевую регуляцию.

Сущность воли заключается в сознательном преодолении человеком трудностей на пути к поставленной цели. Особенности волевой сферы человека проявляются в процессах психического самоуправления, саморегулирования, самоконтроля.

Психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в которой объединены:

- уравновешенность (равновесие)

- стойкость, стабильность

- сопротивляемость

Уравновешенность – это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса).

Стойкость – способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации.

Стабильность – постоянный уровень настроения.

Сопротивляемость – это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни. конфликт личность волевой

В этом наборе составляющих представлены все уровни организации человека, уровни его бытия: биологический, психологический и социальный.

Регуляция напряжения, уравновешенность силы мотивации и ресурсов организма, удержание напряжения в пределах границ приемлемого – одна из важнейших сторон биологического бытия человека.

Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психической саморегуляции – неотъемлемая часть психической жизни человека.

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных вещей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой – сопротивляемость излишне сильному взаимодействию – социальное бытие человека.

Таким образом, психологическая устойчивость – это качество личности, отдельными аспектами которого является уравновешенность, стабильность и сопротивляемость.

Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностные, социальная поддержка).

Факторы социальной среды (внешние):

- поддерживающие самооценку;

- способствующие самореализации;

- поддерживающие адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма;

- психологическая поддержка социального окружения

Внутренние факторы:

Сознание личности:

- вера в разных ее формах и проявлениях (вера в достижимость поставленной цели, религиозная вера, вера в общие цели);

- понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;

- установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;

- достаточное определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Отношения личности:

- оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;

- философское отношение к трудным ситуациям;

- согласованность Я-воспринимаемого и Я- желаемого;

- достаточно высокая самооценка;

- уверенность, отсутствие враждебности.

Когнитивная сфера:

- понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;

- адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;

- структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Эмоциональная сфера:

- доминирование позитивных эмоций;

- переживание успешности самореализации;

- переживание чувства сплоченности, единства.

Поведенческая сфера:

- поведенческая активность;

- эффективная волевая регуляция;

- использование эффективных способов преодоления трудностей.

Коммуникативная сфера:

- открытое общение, принятие других такими, какие они есть;

- устойчивые, удовлетворяющие индивиды межличностной роли;

- удовлетворяющий статус в группе и социуме.

В эмоциональной сфере важны, кроме перечисленных, тревожность, склонность к агрессии, гневливость. Существенное влияние оказывает выраженность волевых качеств: настойчивости, энергичности, умения управлять собой.

В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает. Как и в других странах, переживающих эпоху выраженной социальной нестабильности, в России удовлетворить эту потребность в политической степени способны межпоколенные общности (семья и этнос).

Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Выделяют индивидуальные особенности, предрасполагающие к снижению устойчивости:

- повышенная тревожность;

- гневливость, враждебность, агрессия, направленная на себя;

- эмоциональная возбудимость, нестабильность;

- замкнутость, закрытость;

- пессимистическое отношение к жизненной ситуации.

Психологическую устойчивость снижают также затруднения саморегуляции, восприятия себя неудачником, внутриличностные конфликты и т.д.

Существенным фактором в снижении устойчивости является тип поведения А, или коронарный тип – личностные особенности и стиль поведения, повышающие риск неустойчивости.

Коронарному типу свойственны:

а) честолюбие;

б) потребность в одобрении;

в) импульсивность;

г) нетерпеливость;

д) неспособность понизить активность;

е) стремление все успеть;

ж) эмоциональность;

з) враждебность.

К числу личностных особенностей такого типа относятся высокая мотивация достижения, стремление соревноваться, дух борьбы.

Тип Б – снижающий устойчивость.

Тип Б характеризуют более позитивные представления о себе, спокойствие, удовлетворенность жизнью, неторопливость. Они чередуют работу и отдых, им свойственна меньшая эмоциональная напряженность и другие качества, противоположные качества, который есть у типа А.

Тип поведения не имеет однозначной связи с жизнеспособностью. У людей, принадлежащих к типу А, больше шансов выжить после второго инфаркта, чем у людей типа Б.

Далее будут рассмотрены доминанты (опоры, основания) психологической устойчивости личности.

 

 Основными доминантами в аспекте психологической устойчивости личности является вера и один или несколько видов активности (познавательной, деятельностной, коммуникативной).

 

Вера как опора психологической устойчивости

Вера — предмет изучения не одной лишь психологической науки. Что касается психологии, то необходимо заметить, что в ней феномен веры мало исследован. Одна из главных причин этого в том, что веру часто отождествляют исключительно с религиозной верой.

Трудно найти что-либо в природе человека, сопоставимое по своему значению и сложностью с верой. Это короткое слово объединяет широкий круг разнообразных феноменов. Вера может выполнять функции мотива, установки и ориентира в человеческой деятельности. Вера часто сопровождается чувством уверенности и рядом других чувств.

В истории философии и психологии различают три подхода к пониманию веры:

1. Вера преимущественно как эмоциональное, чувственное понятие

2. Вера как феномен интеллекта

3. Вера как феномен воли, как атрибут воли.

Слово «вера» многозначно. Два значения выступают как основные: поклонение кому-либо, чему-либо и стойкость — спокойная уверенность в своем выборе, не требующая опоры на мнение окружающих, самодостаточная уверенность, независимая от точек зрения других. Если взглянуть на поклонение иначе, то у него причины внутренние, а не внешние. У человека религиозной веры Бог живет прежде всего в сердце, и в этом его сила. У слова «стойкость» не случайно один корень со словами «стоять, выстоять». Имея опору, больше шансов выстоять при различных испытаниях. Стойкость, устойчивость — это также способность не терять равновесие, поддавшись той или иной страсти, тому или иному увлечению, способность сохранять спокойствие среди искушений мира.

Веру и ее производные (уверенность, оптимистический настрой, доверие — чувства, составляющие позитивную установку) мы понимаем как важную часть нерациональной сферы личности. Человек живет в ситуации постоянной неопределенности, осознание которой — сильный стрессор.

Человек не может жить без веры. В теории психосоциального развития Э. Эриксона позитивное развитие личности на первой психосоциальной стадии формирует у человека способность к надежде. Эриксон замечал, что «религия веками служила возрождению через регулярные интервалы времени чувства доверия в форме веры, в то же время придавая ощутимую форму чувству зла, которое она обещает предать анафеме». Таким образом, религия и религиозная вера поддерживает развитие эго, свойственное первой стадии психосоциального развития, и укрепляет «базальное доверие», позволяя избавляться от «базального недоверия». Религию могут заменить другие формы социального и культурного бытия общества, они также могут поддерживать эту силу эго (базальное доверие). К источникам веры некоторых людей Эриксон причислил «товарищество, продуктивную работу, социальные акции, научный поиск и художественное творчество» Религиозная вера имеет еще один рычаг поддержания душевного равновесия. Вера в Бога и любовь к Богу «настраивают» на нужную высоту чувство гордости. Для многих нелишним может быть напоминание о том, что сколь ни велика твоя власть и сила, она — ничто в сравнении с могуществом Бога. Для чувства гордости может быть необходим «потолок», но может быть необходима и опора.

Поскольку социальная среда (макросреда и микросреда) — основная среда существования личности, то принципиально важной является психологическая устойчивость в межличностном взаимодействии. В плане межличностного взаимодействия на передний план выходит уверенность (ассертивность), способность к уверенному поведению.

Уверенность проявляется в умении выражать свои мысли и чувства в социально приемлемой форме, т. е. не унижая при этом достоинства других; в готовности принимать на себя ответственность за свои действия; в конструктивном подходе к решению проблем; в стремлении не ущемлять чужие интересы.

Цель уверенного поведения — самоактуализация. Уверенный человек может высказывать свои пожелания или просьбы к другому человеку изменить что-либо, он способен говорить об этом прямо и выслушивать несогласие или возражения, не теряясь. Дефицит уверенности проявляется в агрессивности или неуверенном поведении. Для агрессивного поведения характерна тенденция выражать свои мысли, чувства и желания в форме требований и приказов, обвинений и оскорблений; стремление перекладывать ответственность за свои действия на других, подавлять иные мнения и утверждать свою точку зрения как определяющую при решении проблем, делать выбор за других.

Цель агрессивного поведения — принуждение и наказание. Неуверенное поведение чаще всего реализуется в форме пассивно-агрессивного поведения, которому свойственны:

• неумение или нежелание прямо выразить свои мысли и чувства;

• непризнание ответственности за свои действия путем избегания выбора, предоставления этого права другим;

• жертвование своими интересами при решении проблем;

• боязнь задеть чужие интересы из-за внутренней, часто неосознаваемой убежденности во враждебности окружающего мира.

Кроме того, целью неуверенного поведения во многих случаях становится манипулирование, т. е. попытки скрыто управлять мыслями и чувствами окружающих и подчинять их своим интересам. Пассивно-агрессивное поведение в межличностных отношениях часто направлено на то, чтобы наказать другого человека косвенным способом, вызывая у него чувство вины. Скажем, человек не говорит прямо о своем желании, но делает это косвенно, намеками, с некоторыми опасениями и тревогой либо вообще не делает попыток добиться желаемого, например молчит. Преобладание такого типа поведения обычно приводит человека к неудовлетворенности своими взаимоотношениями с другими людьми, он все больше копит в себе невысказанные обиды. Окружающие, в свою очередь, начинают избегать контактов с ним, устав от чувства вины, — постоянного спутника взаимоотношений с этим человеком. Неуверенность и агрессивность не противоположные качества — это две разные формы проявления дефицита уверенности в себе. Исследования показали, что пассивность и неуместная агрессивность связаны с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим людям. Оба этих поведенческих паттерна негативно сказываются на психическом и физическом здоровье индивида, на благополучии и здоровье его семьи и другого близкого окружения.

Уверенный человек в определенной мере независим от окружения. Психологически устойчивый человек способен удерживать баланс между силой собственного влияния и чувствительностью к влиянию со стороны. Нарушение этого баланса, а тем более крайности снижают эффективность межличностных контактов, устраняют возможность позитивного эмоционального насыщения от общения и тем самым снижают переживания социального благополучия. Под социальным благополучием мы понимаем удовлетворенность своим социальным статусом и состоянием общества, к которому принадлежит индивид, удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении. Социальное благополучие — неотъемлемая составляющая субъективного благополучия, от которого напрямую зависит здоровье индивида.

Вера в магические силы (магическая направленность сознания).

 Рациональная вера и вера в Бога, не сопровождающаяся убеждением в собственном бессилии, поддерживают такие ценности, как терпение, упорство, ориентируют на длительные усилия и собственную активность, на принятие всей ответственности за себя или хотя бы ее разделение. Вера в магические силы означает полное непринятие ответственности за себя, ожидание волшебных преображений и помощи магических сил в решении жизненных задач.

Вера в магические силы освобождает от ответственности, устраняет тревогу, вызываемую возможной ошибкой при принятии решений, поскольку решения не принимаются. Жизненно важные решения предопределены судьбой. Через гадалку, ясновидца, астролога слышен голос судьбы, ему необходимо повиноваться.

Вера в Бога для многих мало приемлема, поскольку абстрактна, настраивает людей на длительную работу над собой, смирение, на борьбу со страстями, с грехом. Все это возможно, если личность направляема дальними мотивами, если есть способность двигаться к дальним целям, путь к которым долог. Люди с такими личностными особенностями составляют меньшинство. Вера же в магические силы возникает при малоразвитых, фрагментарных религиозных представлениях, но с выраженной потребностью переживать религиозные чувства. Религиозные чувства, как и любые другие, должны иметь какой-либо энергетический источник. Религиозная практика той или иной традиционной конфессии не дает энергии для этих чувств. В ней мало новизны, щекочущей нервы неопределенности, остроты переживаний. Многое из этого человек находит в секте. Секта изолированна, поэтому более сплочена, в ней интенсивнее общение, выше требовательность к членам. Жизнь секты порождает впечатление большей наполненности особым смыслом, особыми трудностями.

Вера в магию связана и с ожиданием, страстным желанием чуда. Под влиянием самовнушения и внушения магов разного рода человек начинает чаще находить маленькие или большие чудеса. Магическое мышление уходит корнями в язычество. В религиозном чувстве языческой веры доминирует страх перед неизведанным. В ней мало надежды. Вера в Абсолют избавила от этого и поселила в душе человека надежду. Избавила его от принижения и уменьшила страх, но оставила страх перед Богом. Этот страх не принижающий. Он не то же самое, что совесть, но идет с ней рядом. Выбор ориентира веры обусловлен личностными особенностями, социальным окружением, характером текущей жизненной ситуации и рядом других факторов.

Религиозная ориентация

Г. Оллпорт настаивал на необходимости различать две формы религиозной ориентации: внешнюю и внутреннюю. При внешней религиозной ориентации религия для многих людей — привычка или же родовое изобретение, используемое для церемоний, для удобства в семье, для личностного комфорта. Это нечто, нужное для того, чтобы его использовать, а не для того, чтобы ради него жить. Оно может быть способом повышения статуса, поддержания уверенности в себе. Оно может быть использовано как защита от реальности, как божественное одобрение образа жизни. Подобный тип религиозности коррелирует с наличием у человека большого количества предрассудков.

Внутренняя религиозная ориентация не является ни способом для борьбы со страхом, ни формой социабельности или конформности, ни средством реализации желаний. Все эти мотивы вторичны.

Этнические отношения, частная жизнь, личные проблемы, чувство вины, онтологическая тревога — все это регулируется всеобъемлющим обязательством, до некоторой степени интеллектуальным, но более всего фундаментально мотивационным. Это обязательство целостно, оно покрывает весь опыт личности, как научный, так и эмоциональный. Такая религия существует не для того, чтобы служить человеку удобным инструментом, скорее человек обязан служить ей.

Оллпорт был уверен, что сохранению психического здоровья человека способствует внутренняя, а не внешняя религиозная ориентация. Он обращал внимание на то, что в соответствии с этой гипотезой внутренняя религиозная ориентация не может существовать для того, чтобы исполнять терапевтическую или профилактическую роль. Она не предназначена для использования. Ей будут сопутствовать и нормальная психика, и спокойствие в отношениях с окружающими.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 661; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!