I. Передвижения внутри страны



 

Несмотря на общераспространенное мнение, древние египтяне в действительности много путешествовали. Они постоянно передвигались между деревнями и столицей нома, между столицами номов и царской резиденцией. Большие религиозные праздники собирали паломников со всего Египта. Коптос, Силе, Суну, Пер-Рамсес, Мемфис в любое время года заполняли путники, которые отправлялись на рудники, в каменоломни, в оазисы, в Азию или Нубию и возвращались с дарами далеких стран.

Неимущим людям был доступен только один способ путешествовать, который Жан-Жак Руссо считал самым приятным. Они шли пешком. Одежда их была проста и легка: набедренная повязка, сандалии, а в руке палка.[426] У Синухета не было больше ничего, когда, полагая, что жизнь его в опасности, он пересек всю Дельту с запада на восток и после многочисленных зигзагов добрался до Горьких озер. По призыву брата Анупу берет одежду, сандалии, палку и оружие, покидает родную деревню и доходит до Долины Кедра в окрестностях Библа.[427] Крестьянин из Соляного оазиса тоже шел в Ненинесут пешком за своими ослами, навьюченными всяким товаром. А ведь он мог бы сесть верхом на одного из них, рискуя, правда, навлечь на себя насмешки прохожих, как мельник Лафонтена. Но его ожидало гораздо худшее: его обобрал до нитки затаившийся в укромном месте грабитель.

Воины тоже были истинным ужасом для путешественников. Когда они встречали одинокого безоружного путника с мешком муки па плече и в хороших сандалиях, они, как правило, обирали его. Уна принял решительные меры, чтобы прекратить эти безобразия.[428] Один номарх из Сиута утверждал, что в его время путник, застигнутый темнотой, мог спокойно заночевать у дороги, оставив рядом свои припасы и своих коз. Страх, внушаемый стражниками, охранял его покой от грабителей.[429] Нам хотелось бы в это поверить, но как раз подобные меры, принимаемые разными должностными лицами, свидетельствуют об обратном.

Дорог в Египте было много: столько же, сколько каналов, потому что во время рытья канала вынутую землю оставляли по берегам и она образовывала приподнятую дамбу, которую не заливало в период разливов. Таким образом, одновременно содержались в порядке и каналы и дороги. Очищая каналы, добывали грунт для починки дорог. Эти дамбы служили для передвижения пешеходов, для прогона скота и для причаливания судов. В египетском языке нет слова, означающего «мост», но нам известен по крайней мере один мост на рельефе, где изображено возвращение Сети I из победоносного похода в Палестину. Перекинутый через озеро с тростником и крокодилами, этот мост связывает две крепости; одна стоит на азиатском берегу, а другая – на африканском.[430] Очевидно, он состоял из опор, продольных перекладин-архитравов и поперечин. Разумеется, через великий Нил и даже его второстепенные рукава в Дельте в ту эпоху не было никаких мостов. Даже над каналами каменные или деревянные мосты встречались очень редко. Когда надо было пересечь канал или неглубокое болото, люди и животные без колебаний входили в воду. Многие египтяне умели плавать. Жители Тентюры (совр. Дандара) переплывали Нил, не страшась крокодилов, но такое было доступно далеко не каждому.[431] Охотники на водоплавающих птиц и рыбаки, если верить «Сатире на профессии»,[432] панически боялись этих чудовищ. Знатные особы считали своим долгом – таким же священным, как накормить голодного или одеть нагого, – переправить через воды тех, у кого не было лодки. В Фивах и других больших городах переправой через Нил занимались перевозчики. В процессе над грабителями гробниц упоминается один из них.[433] Боги, уединившись на острове посередине Нила, приказывают перевозчику, богу Анти[434] не переправлять богиню Исиду.[435] Синухет тоже находит на берегу лодку без весла и переправляется на пей через реку.

 

 

Торжественный выезд знатных дам из дворца Эхнатона

 

Для перемещений на небольшие расстояния знать издавна пользовалась переносными креслами с ручками – «портшезами», что выглядело весьма торжественно, но было дорого, медленно и неудобно. Носильщики пели в такт шагов: «Нам больше нравится [нести] полный, чем пустой!» Однако их приходилось вознаграждать или по крайней мере кормить.[436] В эпоху Нового царства фараон появлялся в таком кресле только во время некоторых церемоний. Например, Хоремхеб – в честь своего триумфа. Обычно же фараон, как и частные лица, предпочитал колесницу. Кони и колесница не считались предметами большой роскоши. Это было то, чего египтяне желали своим друзьям и о чем мечтали сами:

«Ты восходишь на колесницу, золотой хлыст в твоей руке. У тебя новые поводья. В упряжке – жеребчики из Сирии. Негры бегут впереди тебя, исполняя твои приказы».[437]

Второй пророк Амона, Аменхотепсис, собирается на прогулку.[438] В его изящную и прочную колесницу с резными фигурами и накладными украшениями впряжены два коня. У них нет ни удил, ни наглазников. Упряжь состоит из двух широких ремней, один обхватывает шею лошади и, по-видимому, очень ее стесняет, а второй проходит под брюхом; к дышлу между лошадьми привязаны вожжи. Аменхотепсис стоя правит сам, без колесничего. Впереди бегут скороходы. Сзади поспешают сопровождающие – «шемсу». Они несут все необходимое на случай, если хозяин захочет отдохнуть и привести себя в порядок.

Колесницей пользовались для посещений дворца фараона или везира, для осмотра полей и для охоты. Но на дальние расстояния на ней было ехать трудно и неудобно. Основной транспорт древнего Египта – суда.

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!