Блаженны плачущие, ибо они утешатся.



СЛОВО ПАСТЫРЯ - 2005. Бог и человек. История спасения.

                        Митрополит Кирилл.

 

                        ВЕРА

     "Вера же есть уверенность в бытии того, что не поддается восприятию наших физических чувств".

     "Вопрос о существовании Бога лежит вне компетенции науки. Невозможно научно доказать или опровергнуть бытие Божие. Ибо это есть предмет веры".

     "Есть определенные нравственные условия развития религиозного чувства. В первую очередь - это чистота ума, души и сердца человека".

     "Бог пребывает в сверхчувственном мире вне физического пространства и времени. А человек по своей природе заключен во времени и в пространстве. Таким образом, ответ на вопрос, может ли человек, опираясь на свои чувства и разум, познать то, что лежит за пределами физического мира, очевиден: нет, не может".

     "Вся история человечества есть история Богоискания..."

 

              СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

     "Откровение, которое Бог сообщил о Себе пророкам и которое он явил миру через Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, именуется сверхестественным Откровением".

     "Откровение, передаваемое из поколения в поколение, именуется Священным Преданием. А часть Предания, записанная пророками и апостолами, - Священным писанием".

     "Разум, просвещенный Божественным Откровением, приводит в действие религиозное чувство, которое и воспламеняет веру, открывая человеку путь реального Богопознания".

     "Ветхий Завет - это история спасения рода человеческого до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Новый Завет - история спасения, связанная с пришествием Спасителя".

     "Библия научает нас не естествено-научным, а религиозным истинам".

     "Библия не является учебником - ни по космогонии, ни по естествознанию, ни даже по истории. Это книга не научная, а религиозная. А потому главное в ней - не естественно-научные факты или исторические сведения, а то, что Бог благоволил открыть о Себе людям".       

     "Физическими авторами Библии являлись люди с их достоинствами и несовершенствами..."

     "Автором этой книги является Сам Бог, Который, воздействуя на разум и сердце древних авторов, внушал им мысли о Себе".

     Человеческий фактор в библейском авторстве является потенциально-погрешимым.

     "К Божественной же стороне Библии человеческие критерии непреложимы".

     "Все то, что Бог поведал о Себе людям, является непогрешимым, Божественным, истинным".

     "Правильно читать Библию - значит уметь различать Божественное и человеческое в ней".

     "Библия была написана для избранного народа, наследником которого после пришествия в мир Господа и Спасителя стал народ Божий, то есть Церковь Христова. Библия есть книга Церкви. И поэтому понимать ее надо так, как понимает ее семья, которой она принадлежит, то есть Церковь".

     "Чтению Библии должна предшествовать молитва - концентрация духовных и умственных сил..."

     "Церковное вероучение, основанное на Слове Божием, есть по своей сути обширный комментарий к Слову, внушенный силою Святого Духа".

 

                        БОГ

     Бог, имеющий разум и волю, не является человеком, находится по своей природе вне нашего мира.

     Святость - одно из важнейших определений Бога.

     Бог есть Дух, Абсолютная Святость, Любовь и Правда.

     Бог есть Абсолютное Бытие в Его полноте.

     Бог - в начале всего, существует всегда, Он вне времени, вне пространства.

     Бог есть Личный Дух, Вечный, Всемогущий, Вездесущий, Праведный и Любящий.

     Бог есть Творец мира, Источник и Податель Жизни, а также Промыслитель, поддерживающий бытие творения.

         

                        РЕЛИГИЯ

     Религия есть способ установления связи человека с Богом. В сущности, это контакт, который необходим для "подключения" к источнику Божественной энергии.

     Человек войдет в общение с Богом только при том условии, что его нравственная природа будет соответствовать природе Божественной.

     Через оккультизм, колдовство и магию человек входит в общение не с Богом - Источником Жизни и Нравственным Совершенством, а с другим, противоположным духовным началом, которое также присутствует в сверхчувственном мире и на языке Священного Писания именуется диаволом.

     Православие есть такая религия, которая соединяет человека с Богом.

         

                        СОТВОРЕНИЕ МИРА

     Цель библейского повествования - не дать научные ответы на вопрос о происхождении мира, но открыть человеку важные религиозные истины и воспитать его в этих истинах.

     Бог сотворил мир, Вселенную из ничего - Словом Своим, Своею Всемогущей силой, Божественной волей.

     "Сотворил Бог небо..." - традиционное церковное толкование этих слов усматривает в них свидетельство о создании сверхчувственного ангельского мира; "...и землю" - здесь указание на сотворение материи.

     В основе творческого акта, преобразующего хаотическую материю, - создание энергии. Затем создание мира неживого и живого.

     Бог создал человека, определив ему главную цель его бытия - жизнь в полной гармонии с Творцом, иначе говоря, жизнь религиозную.

         

                        ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

     Человек - существо двусоставное, состоящее из бессмертной души, в которой запечатлено Божественное дыхание, и смертного тела, составленного из элементов физической природы (праха земного).

     Душою человек принадлежит миру духовному, сверхчувственному; телом - миру материальному.

     Конфликт между запросами духа и плоти учители Церкви называют похотью. Похоть плоти есть знак внутреннего разлада, разнонаправленности души и тела.

     Похоть - такое состояние дисгармонии человеческого естества, при котором удовлетворение физических потребностей наносит непоправимый ущерб потребностям духовным.

     Гармония духовного и физического начал в человеке достигается в том случае, когда начало физическое регулируется духовным началом.

     Похоть духа - состояние, когда поврежденное духовное начало наносит ущерб физической природе человека.

     Впасть в прелесть - значит иметь похоть духа, в том числе пренебрегать изначальными основами человеческого существования и наносить ущерб полноте своего физического бытия.

     Многие секты проповедуют не истинный духовный идеал, а некую духовную прелесть, похоть духа.

         

                        ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

     Уже в начале времен Богом было предопределено назначение человеческого существования: личное совершенствование вплоть до уподобления себя Отцу Небесному...

     Внутреннюю жизнь человека регулирует Богоустановленный нравственный закон. Если человек в своей деятельности этот закон соблюдает, то он идет верным путем, развивая и совершенствуя самого себя.

     Когда мы поступаем против нравственного закона, то обрекаем себя на страдания.

     Если мы живем по совести, если прислушиваемся к ее голосу, то исполняем нравственный закон.

     Дабы сохранить нормы нравственного закона, вывести их из-под власти людей, способных разрушить в себе и в других нравственную природу, Бог запечатлел эти нормы в Откровении.

     Цель нашего бытия - быть с Богом, уподобиться Богу, жить в согласии с Божественным нравственным законом и благодаря этому обрести гармонию духовного и материального начал, душевное равновесие, покой, радость, мир и благополучие. Эта полнота жизни на языке Церкви именуется спасением. Обрести такую полноту - значит не только найти ее в нынешней временной жизни, но через бессмертие души перенести ее в вечность.

         

                        ГРЕХОПАДЕНИЕ

     Часть разумных и свободных духовных существ, созданных Богом, возжелала противопоставить себя Богу, отдалилась от своего Творца и стала носительницей зла, соделавшись его источником для всей дальнейшей истории Вселенной. Эти духи получили название "темной силы". Сатана, диавол, демоны - вот их имена.

     Зло не является сущностью само по себе.

     Все, сотворенное Богом, и все, существующее в природе, является благим и прекрасным. Зло же есть искажение первоначального замысла Творца.

     Как тьма возникает по мере удаления от источников света, так и зло возникает по мере удаления от Бога.

     Библия содержит повествование о том, как сила тьмы повлияла на сознание первых людей. Диавол в образе змия внушает Еве вкусить плод от запретного древа, а Ева склоняет к этому своего мужа...

     Диавол предлагает путь, не требующий каких-либо усилий со стороны человека и не зависящий от воли Божией.

     Первородный грех - это отречение человека от Бога, непослушание Богу...

     Отныне человек предоставляется самому себе - происходит трагический разрыв между Богом и человеком, лишенным благодати и Божественного дара вечной жизни, Божественной энергии.

     Грех нарушил гармонию бытия, и человек оказался вынужденным вести борьбу за выживание в окружающем его мире, противостоя опасностям.

     Грех, вошедший в природу первых людей, преемственно передавался в последующие поколения.

     Господь изгнал первых людей из рая, но одновременно дал им удивительное обетование. Бог сказал, обращаясь к змию: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3.15).

     Драма грехопадения, имевшая столь опасные для людей последствия, включает также в себя и обетование о пришествии Спасителя мира и о грядущем всеобщем искуплении. Это библейское повествование является зримым свидетельством Божией любви к человеку.

     Находясь вне общения с Богом, люди все глубже погружаются в пучину греха, покрывая бесчестием Божественный дар жизни, разрушая замысел Творца о мире и человеке. За это Бог наказывает род человеческий Всемирным потопом, пощадив праведника Ноя и его семью, дабы продлилась жизнь на земле.

     Бог вмешивается в человеческую историю, в человеческие судьбы, когда необходимо пресечь зло, ибо Его свободная воля свята и совершенна.

         

                        ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. АВРААМ.

     Бог избирает человека по имени Авраам, жившего в Месопотамии, на территории современного Ирака. Он заключает с Авраамом завет - первый союз человека с Богом, получивший наименование Ветхого, или древнего, завета. Бог обещает Аврааму благоденствие и многочисленное потомство, а в ответ требует от Авраама веры и послушания.

     Авраам, несмотря на свои слабости и грехи, вступил на путь Богообщения и на этом пути достиг истинного величия, став праведником ветхозаветной Церкви, отцом всех верующих людей.

     Участие в завете-союзе предполагает соблюдение совершенно конкретных условий: Бог преподает свое благословение людям, дарует им поддержку и помощь в ответ на их веру в Него и на послушание Ему.

     Вера есть непременное условие пребывания человека в завете-союзе с Богом.

     Избранность - это дар Божий, который выражен в способности людей сохранять веру в истинного Бога, несмотря на, казалось бы, самые неблагоприятные внешние условия.

     Религиозный смысл Ветхозаветной истории выражается прежде всего в отношении избранного народа к исполнению им условий завета с Богом. Библия повествует как о верности сынов Авраама завету с Богом, Который вознаграждает их за эту верность, так и о нарушении ими этого завета с последующим воздаянием и наказанием за грех.

     Авраам (Ханаан, ныне Палестина) - Исаак - Иаков - Иосиф (Египет) - Моисей.

 

              ИСХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА. ЗАПОВЕДИ.

     В Синайской пустыне на горе Хорив Бог повелевает Моисею вывести народ израильский из египетского плена.

     Моисей не ведет евреев в Палестину самым коротким путем: он блуждает по Синаю 40 долгих лет. В течение этого времени Израиль неоднократно убеждался: всякий раз, когда народ являл свою веру в истинного Бога, исполняя Его волю, он получал благословение, помощь и спасение. И всякий раз наказывался народ, забывающий своего Бога и уклоняющийся от путей Его.

     На горе Хорив Бог оставил Моисею камни-скрижали, на которых были начертаны слова нравственного закона. Бог повелел передать этот закон народу, чтобы тот жил по нему.

     Таким образом, более 3000 лет назад, на раннем этапе цивилизации, к человеку уже предъявлялись высокие нравственные требования.

     Основные принципы человеческой морали, на которых покоится здание современной цивилизации, в том числе и ее правовая система, своими корнями уходят в те 10 заповедей, которые Бог даровал Моисею на горе Хорив.

     Бог спасает нас, когда мы живем по Его закону, и прощает наше прегрешение, если мы искренне в нем раскаиваемся.

 

                        СУДЬИ. ЦАРИ. ПРОРОКИ.

     Сыны Авраамовы, расселившиеся по лицу той земли, не имели, как и при выходе из Египта, иного вождя и царя, кроме Самого Бога.

     Видимым объединяющим началом для народа были в те времена особые национальные лидеры, именовавшиеся судьями.

     За 1000 лет до Рождества Христова пророк Самуил поставил на царство Саула, которому удалось объединить 12 колен Израилевых в один народ.

     Следующим царем, помазанным на царство пророком Самуилом, был царь Давид, сплотивший народ и основавший столицу своего царства - Иерусалим. Он был творцом молитв, гимнов, песнопений, которые получили название псалмов.

     После Давида царем стал Соломон, при котором государство достигло своего наибольшего рассвета. Соломон построил в Иерусалиме храм во имя единого истинного Бога. После его смерти царство разделилось на Северное и Южное. Произошло это за 930 лет до Рождества Христова.

     В VI в до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор покоряет Израиль и уводит евреев в плен, который длился почти 70 лет.

     Персидский царь Кир, победив Вавилон, позволил евреям вернуться в их землю.

     В 330 г до РХ Палестину завоевывает Александр Македонский (греческое язычество).

     За 63 г до РХ Палестина переходит под власть Рима. Римляне поставляют во главе евреев царя Ирода. Он восстанавливает Иерусалимский храм и объединяет народ, однако все это совершается в условиях несвободы и иноземного владычества.

     Подлинными руководителями, духовными лидерами избранного народа были пророки. Пророчество есть передача людям правды Божией, воли Божией. Пророчествовать - означает возвещать Божественную истину. Пророк есть олицетворение голоса совести, будящего религиозное чувство современников.

     Наиболее известны из них Самуил и Нафан, жившие в XI в. до РХ. Пророки Илия и Елисей в IX в. до РХ боролись с языческими соблазнами в среде израильтян. Исаия, пророк VIII в. до РХ, предсказал пришествие в мир Спасителя. Пророки Иеремия и Иезекииль (VII и VI вв. до РХ) дерзновенно обличали грехи своего народа и его правителей. Известны 12 малых пророков. Особо поучительна история пророка Даниила (VI в. до РХ), который в вавилонском плену оставался верен своему пророческому призванию и обратил к Богу идолопоклонников, искавших погибели пророка.

     Завершает череду ветхозаветных пророков честной славный Предтеча и Креститель Иоанн, который приготовил путь грядущему Мессии, Господу Иисусу Христу.

 

                        БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО

     Обретение рая и возвращение к Богу подразумевали непременное и активное соучастие самих людей, дабы обнаружилась свойственная человеку Божественная свобода и не был умален образ Творца в человеческой личности.

     И Бог предлагает нам поистине удивительное средство спасения, в котором великий дар человеческой свободы сочетается с Божественным участием в нашей судьбе. Сам Бог вступает в поток человеческой истории, вочеловечивается, соединяя в личности Иисуса Христа Свою Божественную природу и свободу с человеческой природой и свободой. В Иисусе Христе Божественное и человеческое объединяются для совместной борьбы с грехом и диаволом, ради возвращения в рай всего человеческого рода, ради спасения людей.

     Разные мыслители по-разному пытались истолковать побудительные причины Боговоплощения. Но, наверное, нет более достоверного объяснения, кроме одного: любви Божией к человеку. Только движимый великой любовью к роду человеческому, Бог мог послать на вольное страдание и Крестную смерть Единородного Сына Своего.

     Бог любит нас! Эта основополагающая религиозная истина с великой силою открывается именно в Богочеловечестве.

     Бог возлюбил нас и любит более, нежели плотские наши сродники и самые близкие люди. А это значит, что Богочеловечество разрушило средостение между Богом и человеком, соединив Божественную и человеческую природы в единой личности Богочеловека Христа.    

 

                        СВЯТАЯ ТРОИЦА

     В отличие от Ветхого завета, Новый завет говорит о Боге как о едином существе в трёх Лицах - об Отце, Сыне и Святом Духе. Бог есть единство трёх Лиц, имеющих одну и ту же Божественную природу, которая во всей полноте принадлежит каждому из трёх Лиц, так что они являют собою не трёх Богов, но одного единого Бога. И вместе с тем в Нем присутствуют три Божественные Личности, три Лица, три Ипостаси. Это сочетание единства и множественности остаётся для человеческого воображения непознаваемой тайной.

     За откровением о Троице скрывается тайна бесконечного Бога, и человек, будучи неспособен проникнуть в глубину этой тайны, может лишь прикоснуться к ней и благоговейно об этой тайне свидетельствовать.

     Бог - это единая природа, которая в полной мере выражается в каждой Божественной Ипостаси, в каждой Божественной Личности.

     В каждой Божественой Личности, в каждом Лице Святой Троицы всецело и в абсолютной полноте представлена вся Божественная природа. Бог имеет единую природу, и каждое из Лиц Святой Троицы обладает полнотой этой природы.

     Бог Отец предвечно рождает Бога Сына. "Предвечно" - значит вне времени, всегда.

     Сын Божий - Слово, Божественная Мысль и Божественная Премудрость.

     Бог Дух Святый - Божественная энергия, предвечно исходящая от Бога Отца.

     Каждое Лицо Святой Троицы имеет во всей полноте одну и ту же Божественную природу. Именно поэтому Троица и называется единосущной. Лица Святой Троицы, обладающие одной, то есть той же самой природой, являют собой нерасторжимое единство, они нераздельны.

     Новозаветное Откровение об устроении внутренней жизни Бога является основой всей христианской морали. Ибо мы узнаем, что сущностью Божества является любовь, и она же есть закон, по которому живет Бог внутри Себя.

 

              ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ

     Сын Божий является нам в исторической личности Иисуса из Назарета.

     Знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий, живший на рубеже I-II веков, в дошедшей до нас книге "Иудейские древности", рассказывает, например, о смерти Иоанна Крестителя и об Иисусе Христе...

     Прославленный римский историк Светоний около 120 г. написал книгу "Жизнь двенадцати цезарей". Говоря в ней об императоре Клавдии, он сообщает, что в 51 г. тот изгнал из Рима "евреев, ставших под влиянием Христоса постоянной причиной беспорядков".

     Крупнейший римский историк Тацит в III книге своего сочинения "Анналы" также довольно подробно пишет о христианах в сязи с пожаром, жертвой которого стал Рим...

     Плиний Младший (римский губернатор II в) пишет, что христиане "собираются в определенные дни, перед восходом солнца, чтобы петь гимны Христусу , как Богу"...

     В атеистическом государстве эти свидетельства скрывали, потому что в противном случае было бы невозможно их игнорировать, ложно уча о мифичности Христа и оспаривая историчность Его личности.

     Осталось множество материальных памятников и свидетельств земной жизни Спасителя. Они находятся в Палестине и называются Святыми местами.

     В IV веке эти места посетила святая равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого. Она воздвигала на этих местах замечательные храмы. Частично дошли до нашего времени храмы на месте распятия и погребения Спасителя в Иерусалиме и на месте Его рождения в Вифлееме.

 

                        О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ

     Существует ещё один и притом самый важный источник сведений о Спасителе. Это жизнеописания Иисуса Христа, составленные Его учениками апостолами. "Апостол" - посланник (с греч.), он же - свидетель жизни Иисуса Христа.

     По разным случаям и поводам Господь наставлял слушавших Его. Он совершал дивные дела, именуемые чудесами. Всё это явилось предметом апостольской проповеди, в определенное время письменно зафиксированной конкретными авторами.

     Первый из них Матфей, будучи евреем по рождению и воспитанию, служил таможенным чиновником в г. Капернауме, где и произошла его встреча со Спасителем. Он оставил свою не слишком уважаемую в тогдашнем еврейском обществе службу и последовал за Иисусом.

     Примерно в 60-65 гг по РХ , находясь в Сирии, Матфей написал о том, что видел, сопровождая Учителя. Так появилось Евангелие от Матфея. "Евангелие" - "Благая весть" (с греч.). Задачей Матфея было сказать евреям, что Иисус Христос и есть обещанный Мессия, долгожданный Спаситель, о приходе Которого говорилось в Ветхом Завете.

     Марк не был непосредственным учеником Спасителя. Он являлся спутником и учеником апостола Петра, со слов которого записал в Риме свое Евангелие. Написанное по-гречески, оно было обращено к язычникам. Марк говорит о Христе как о великом чудотворце, что было доступно пониманию язычников. В этом Евангелие Иисус Христос явлен как Богочеловек, в Котором действует сила Божия. Евангелие написано в 50 гг. по РХ.

     Лука был человеком образованным. По профессии врач и художник, он происходил из языческой семьи уроженцев Антиохии Сирийской. Верный ученик и спутник апостола Павла, Лука разделял с ним апостольские труды и во-многом со слов Павла написал свое Евангелие.

     Лука свидетельствует о деяниях Спасителя и старается последовательно выстроить историю земной жизни Христа. Он единственный из евангелистов, кто со слов Матери Божией записывает повествование о детстве Спасителя. Евангелие от Луки было написано, по всей вероятности, около 61 года в Риме.

     Иоанн был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, самым юным и любимым Его учеником. Отвечая еретикам, извращавшим христианское учение, Иоанн уже в преклонные годы создал свое Евангелие. Главной его целью было засвидетель- ствовать, что Господь Иисус Христос есть воплощенное Слово Божие и Сын Божий. Поэтому его Евангелие стали называть духовным Евангелием. Оно восполняет три предыдущих повествования. Написано примерно в 95-96 гг. в малоазийском г. Ефесе.

         

                        БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

     Дева Мария происходила из рода Давидова и являлась дочерью благочестивых Иоакима и Анны. В трехлетнем возрасте младенец Мария взошла по ступеням Иерусалимского храма, поручая Себя милости Божией. Достигнув известного возраста, Она была обручена с пожилым человеком по имени Иосиф, плотником из галилейского г. Назарета. Иосиф был не мужем Марии, но обручником и хранителем Ее девства.

     Посланный от Бога к Марии Ангел Гавриил благовествовал: "...зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего..."

     Наше отношение к Благовещению, к непорочному зачатию Пресвятой Девой Сына Божия должно характеризоваться одним словом: благоговение. Нам следует благоговейно веровать в то, что Божия Матерь и после того, как зачала во чреве, осталась Девой, и после того, как родила, осталась Девой. Такова вера Церкви.

 

                        РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

     В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу. Тогда они разместились на ночлег в пещере, где пастухи укрывали свой скот. Здесь и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

     Поклониться Богомладенцу пришли пастухи, которым явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Мессия, и восточные мудрецы (волхвы), увидевшие воссиявшую на небосводе новую звезду.

     Иудейский царь Ирод отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от роду.

     Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет. После смерти Ирода изгнанники поселились в Назарете.

     Нам неизвестен день, когда явился на свет Богомладенец Иисус. Празднование Рождества Христова совершается 25 декабря (7 января) - символическая дата, признаваемая всем христианским миром, день окончания зимнего солнцестояния.

         

                        БОГОЯВЛЕНИЕ - КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

     Из Евангелий мы знаем об Иоанне - великом Пророке, Предтече и Крестителе Господнем, ровеснике Его и сроднике по плоти. Отцом Иоанна был ветхозаветный священник Захария, а матерью - родственница Пресвятой Девы Марии Елизавета.

     Иоанн крестил крещением покаяния, которое символизировало обретение чистоты и освобождение от греха после принесения чистосердечного раскаяния.

     Безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские, приемля крещение покаяния. Это деяние Спасителя зримо свидетельствует о цели Его прихода в мир сей: взять на Себя грехи людские и, искупив их безвинной Своей кровью, освободить и спасти род человеческий.

     Крещение иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в голосе, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал крещение, Бог Дух Святой "в виде голубя" осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение о Боге - Троице, едином по существу и троичном в Лицах.

     Богоявление на реке Иордан и событие крещения открывают нам тайну не только Святой Троицы, но и воплощенного Сына Божия. Иисус Христос есть второе Лицо Святой Троицы, обладающее полнотой Божественной природы, но одновременно Он - человек.

     Богоявление - это знак присутствия Бога в мире, в человеческой истории. Иисусом Христом разрушается средостение, разделявшее Бога и человека.

     Празднуется 19 января.

 

              НАЧАЛО ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА

     Тот факт, что Господь именно с проповеди покаяния начал Свое служение людям, свидетельствует об особом значении покаяния для жизни человека. Можно сказать, что покаяние есть основополагающая религиозная истина, некое весьма существенное измерение нашей духовной жизни, без которого полнота человеческого существования остается недостижимой.

     Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взглянуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией.

     Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях мы уклоняемся от нравственной нормы, которую Бог вложил в природу человека.

     Покаяние - изменение (с греч.). Изменение сердца, разума, образа жизни...

     Покаяние - это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание. Без покаяния невозможно спасение.

         

                        ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ

     После крещения согласно Евангелию Спаситель уединился в пустыне, где постился 40 дней и 40 ночей. И приступил к нему диавол-искуситель.

     Первое искушение - хлебом. Ты взалкал? Ты хочешь есть? Сотвори же чудо, дабы камни сделались хлебами. Но Господь отвергает этот соблазн: "написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".

     Не ценность хлеба отрицает Господь, но отвергает убеждение, согласно которому материальное начало является высшим и абсолютным благом в жизни человека. Достижение материального достатка не есть ни абсолютная цель человеческого существования, ни выражение полноты нашего бытия, ни символ счастья.

     Другое искушение (на крыле храма) - "если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя...". Иисус сказал: "написано также: не искушай Господа Бога Твоего". Господь отказывается прибегать к силе, делая выбор в пользу могущества слова, обращенного к сердцу и разуму человека. Ибо использование силы означало бы нарушение свободы воли человека.

     И, наконец, искушение безграничной властью. Возведя Господа на высокую гору, князь мира сего предлагает поклониться ему, а взамен получить власть над всеми царствами земными. Иисус говорит: "Отойди от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи..."

     Господь утверждает, что власть сама по себе не является ценностью, что спасение и полнота жизни не могут быть обретены силою власти. Ибо невозможно насильно одарить счастьем...

     Принять искушение означало исполнить волю диавола, отказавшись от следования воле Божией.

         

 

                        НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ.

 

     Заповеди Блаженств - своего рода декларация христианских нравственных ценностей.

     1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

     Состояние, когда человек живет ради себя и центром своей внутренней вселенной имеет собственное "я", именуется гордыней. А состояние, обратное гордыне, когда человек потесняет свое "я" в сторону, а в центр жизни поставляет Бога, именуется смирением, или нищетой духовной.

     Нищета духовная и смирение - это не слабость, а великая сила. Это победа человека над самим собой, над демоном эгоизма и всесилием страстей.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

     Если человек способен плакать от сострадания к брату своему, то это свидетельствует о совершенно особом состоянии его души. Сердце такого человека живо, а потому отзывчиво на боль ближнего, и, значит, способно к делам добра и сострадания.

     "Блаженны плачущие" означает, что страдание есть реальность нашего мира. Страдание может быть благотворным, если оно мобилизует внутренние силы человека, и тогда оно становится источником человеческого мужества и духовного возрастания.

     Апостол Павел: "Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7.10).

     Если страданию сопутствуют внутренняя работа и честный самоанализ, то нахлынувшие слезы покаяния даруют человеку утешение, блаженство и духовный рост.

     3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

     Кротость - это великая способность человека понять и простить другого. Она есть результат смирения. Еще кротость есть терпение и великодушие.

     Покорность, безропотность, приниженность, незлобивость...


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!