Bolshevik Culture: Experiment and Order in the Russian Revolution / Ed. by A.Gleason. Bloomington, 1985. 4 страница
Пока еще в бывшем советском обществе не возникло никакого организованного независимого движения по «спасению» прости туток, каким зарекомендовали себя феминистки или ранние большевички. Общественное мнение вылилось в форму жалоб и сетований по поводу упадка нравственности. Вместе с тем появи лось и новое течение. В ответ на документальный фильм о
Группа риска (1988, реж. А.Никишин).
2 Кунин В. Интердевочка. М., 1988.
3 Интердевочка (Ленфильм, 1989, реж. П.Тодоровский).
|
|
578
проститутках и венерических заболеваниях 16 студентов-меди-ков опубликовали письмо, в котором высказались против борьбы со СПИДом, утверждая, что необходимо позволить этому заболе ванию распространяться в «естественных» группах риска, с тем чтобы оно могло уничтожить всех проституток, гомосексуали стов и наркоманов1. Угроза СПИДа случайно вскрыла иной при мер гендерной политики - из-за опасения заразиться СПИДом мужчины стали высказываться в пользу увеличения производст ва презервативов - требование, которое они редко прежде выдви гали, не задумываясь о предохранении женщин от многочислен ных абортов2. Сексуальность становится одним из главных политических и культурных вопросов, но вместе с тем она вызы вает и отрицательную реакцию. Так, в 1986 г. один из критиков в консервативном «Нашем современнике» напомнил о «санинщи-не» - явлении, существовавшем в начале XX в.3 (см. Гл. VI). Впервые после революции были открыто выражены страхи перед ужасной смесью урбанистических процессов, секса, торговли, попкультуры и космополитизма (космополитизм - часто кодо вое слово для евреев). Авторы последних статей, появившихся в консервативной «Молодой гвардии», умудрились на первых же двух страницах увязать похоть и наготу с эсперанто, Израилем, НАТО, Биллом Хейли, Элвисом Пресли, темными силами хаоса и «разрушением души и разума»4.
|
|
|
|
|
|
Сам феномен гласности и перестройки напоминает 1861, 1905 и 1917 гг., когда во всем обществе царил дух всеобщего об новления, сопровождавшийся подъемом женской активности, которая, правда, заканчивалась откатами назад. В настоящий момент еще особо нечему откатываться назад. Однако паралле ли с прошлым очевидны, особенно это касается женщин, объе динивших свои усилия в достижении реформ и требующих, что бы их при этом не забыли. Размышления о будущем - трудное дело, хотя часто имеет место в средствах массовой информации, но редко приносит плоды. Тем не менее в настоящее время в России вполне определенно появляется феминистское сознание. Десять лет назад участницы диссидентского феминистского движения в Ленинграде опубликовали подпольный документ,
См. предисловие к: Кунин В. Интердевочка. М., 1988.
Buckley М. Women and Ideology in the Soviet Union. N.Y., 1989.
OlcottA. Glasnost and Soviet Culture / / Soviet Society under Gorbachev / Ed. byM.Friedberg, H.Isham. Armonk, 1987. P. 106.
Ованесъян E. Секс-революция эпохи перестройки / / Молодая гвардия. 1990.
2. С. 217-232.
579
что привело к репрессиям против них и изгнанию некоторых из
СССР1. Само движение было равнодушно к истории женского освобождения, но оно предложило широкий спектр решений «женских» проблем, включая и обращение к Богу, - идея, кото рая до сих пор жива. Некоторые из высланных активисток сей час возвращаются назад.
последние годы некоторые женщины открыто выступили против «патриархальности» российского общества и призвали к созданию независимого женского движения. За день до Между народного женского дня, 7 марта 1990 г., в Москве была органи зована выставка-семинар «Женщина как субъект и объект в ис кусстве», скрывавшая под своим названием широкую феминистскую акцию. Одна из ее организаторов, Наталья Фи липпова (ученый-химик из Московского университета), заявила, что мужская «империя» провозгласила равенство полов точно так же, как государство провозгласило этническое равенство, - без понимания самой идеи и без проведения ее в жизнь. «Ко мандно-тоталитарная» система не смогла примириться с истин ным феминистским движением, так как она рассматривала лю дей как «винтики». Вторя Барбаре Хелдт, Филиппова сказала, что образ страдающей и готовой к самопожертвованию женщи ны, распространенный в русской литературе, был создан мужчи нами, которые их не понимали, равно как никогда не понимало их и советское государство. Женщины нуждались в своей отдель ной сфере - не в Берлинской стене или гендерной войне, но в ду ховном пространстве, в котором смогло бы развиться их самосоз нание. Как и многие советские интеллигенты, Филиппова смотрела на 1920-е гг. как на время, когда женщины могли с чув ством собственного достоинства самоутверждаться в своей жен ской идентичности и когда к ним не относились лишь как к осо бой группе рабочего класса. Этот аргумент - реминисценция из гендерных дискуссий, проходивших в среде феминисток накану не революции2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!