Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 24 страница
На ее место была назначена Коллонтай. В 1918 г. ее обошли, не предложив ей этот пост, вероятно, только из-за уверенности со стороны руководства партии, и особенно Ленина в надежности и преданности Арманд. Отдельно друг от друга до революции и вместе после нее, Коллонтай и Арманд помогали женскому дви жению оформляться; кроме того, они придерживались одинако вых взглядов и на проблему женского освобождения3. Коллонтай никогда не выступала в защиту самостоятельного «феминистско го» движения в рамках партии или вне ее, она даже надеялась ис коренить некоторые чисто «женские» черты работы Женотдела
|
|
Kьche, Kinder, Kirche (нем.) - кухня, дети, церковь. - Прим. пер.
С) работе Женотдела во время Гражданской войны см.: Коллонтай А.М. Работ ница и крестьянка в Советской России. С. 6-7, 31-32; Она же. Положение жен щины в эволюции хозяйства. М., 1922. С. 183; Она же. Три года диктатуры про летариата. М., 1921. С. 19-22; КПСС в резолюциях и решениях. Часть 1, 1898-1924. С. 503; Игумнова 3. Женщины Москвы в годы гражданской войны. С. 31-
|
|
О последних годах жизни Инессы Арманд см.: Frцville J. Une grande figure de la Revolution russe: Inessa Armand. Paris, 1957. P. 121-179; Подляшук П. Товарищ Инесса. C. 187-230; Balabanova A. Impressions of Lenin. Ann Arbor, 1964. P. 14. О Самойловой см.: Морозова В. Рассказы о Землячке; Клавдичке; Конкордии. М., 1970. С. 514-524.
При явном совпадение их взглядов они не очень-то ладили друг с другом и от крыто спорили по ряду вопросов (Виноградская П. Памятные встречи. М., 1972. С. 196-198).
|
|
449
15 Заказ 5510
(например «женские страницы» в партийных газетах). Однако она в равной степени сопротивлялась любым предложениям о ликвидации самого Женотдела. Отличительными чертами рус ских женщин, считала Коллонтай, были пассивность и отсутст вие самосознания. Она говорила Эмме Голдман (отклонившей ее приглашение работать в Женотделе), что женщины «невежест венны в отношении простейших жизненных принципов, физиче ских или каких-либо иных, а также в отношении своих собствен ных функций в качестве матерей и граждан». Поэтому необходи мо было настойчиво повышать уровень сознания этих женщин и по-особому решать специфические женские проблемы, например защиты материнства. Но это, говорила она, не был феминизм1.
|
|
Коллонтай была права. Это не был феминизм, по крайней мере, не в том смысле, в котором это слово тогда понималось. С 1848 по 1920 г. феминистское движение Западной Европы и Аме рики краеугольным камнем эмансипации считало право голоса. После его достижения ни одно феминистское движение на Запа де, вплоть до недавних лет, не предпринимало каких-либо даль нейших шагов по реализации программы экономического или сексуального освобождения, и в еще меньшей степени оно при нимало участие в массовом движении за освобождение работниц или национальных меньшинств. «Феминизм» большевиков пере смотрел повестку дня западного феминизма. Для последнего по литическая эмансипация являлась конечной целью, а для перво го - это было лишь началом.
Во время своих многочисленных назначений в годы Граждан ской войны Коллонтай всегда (за исключением периода серьез ной болезни) была в курсе работы Женотдела. Коллонтай руко водила Женотделом с неиссякаемым оптимизмом, энергией и талантом, который она уже продемонстрировала в иных сферах революционной деятельности. Два года ее пребывания в этой должности (1920-1922) явились для Коллонтай периодом эмо циональных и политических решений. Самым важным практиче ским достижением Коллонтай было то, что она переориентирова ла Женотдел со вспомогательной провоенной деятельности (война окончилась в 1920 г.) в русло психологической и социаль ной демобилизации. Наиболее впечатляющим мероприятием было начавшееся освобождение так называемых женщин Восто ка - мусульманок, христианок, евреек, буддисток из окраинных районов Кавказа, Волги и Центральной Азии, где господствовали
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!