Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 170 страница
Молодая, впечатлительная, умная и в общем ненавидящая мужчин студентка Дьяконова, которая внесла большой вклад в «малые дела» феминисток, вскоре осознала, что пока у женщин нет политических прав, эта бурная деятельность вряд ли доста точна для того, чтобы освободить женщину. Она презирала «официальную казарменную атмосферу, которую мужчины с та кой искусственностью насаждают везде», и признавала, что власть, связи и блестящие карьерные возможности доступны только им. Без политической власти, писала она, женщины неиз бежно останутся на обочине, рабынями однообразного механиче ского труда2. Как нельзя точно эти слова отразили чувства непол ноценности и фрустрации, которые толкали молодых женщин к борьбе за политические права.
|
|
Борьба за политическое равноправие: 1905-1907 годы
|
|
1904 г., накануне революции, Александр Амфитеатров заме тил, что десять лет назад о равноправии мечтали лишь несколько сотен русских женщин, в его же время их уже десятки тысяч. И если в первой части его утверждения содержится преуменьше ние, то будущие события вскоре подтвердили истинность второй части его высказывания. Во времена всеобщей апатии феминист ки задыхались в узких рамках благотворительности и изнывали от внутриорганизационных дискуссий; времена же репрессий по будили их к активной политической деятельности. К зиме 1904-1905 гг. они имели все, что было необходимо для политиче ской активности - уверенность в своих силах, организационные навыки, сформированные еще старыми феминистками, а также нежелание феминисток нового поколения ограничиваться толь ко внутриорганизационной и благотворительной деятельностью.
|
|
|
|
Первый женский календарь: В 16 т. СПб., 1899-1915. Два других печатных ор гана заслуживают краткого упоминания: Женское дело. СПб., 1899-1901, кото рый не следует путать с одноименным журналом, выходившем в 1910- 1917 гг., и Женский альманах. Одесса, 1901.
Дьяконова Е. Дневник Елизаветы Дьяконовой на высших женских курсах(1896-1899). С. 295. Вероятно, автор ошибается. Похожие (но не дословно) вы сказывания Дьяконовой в указанном автором издании ее дневников имеются на страницах 302-303. - Прим. ред.
277
Перед ними был прекрасный пример - суфражистское движение
Финляндии. Здесь история женской эмансипации развивалась по образцу континентальной Европы: философские искания в литературе в 1840-х гг.; борьба за образование в 1870-х гг.; и, на конец, «общественная работа» в конце века. Консервативная Финская ассоциация женщин (основанная в 1884 г.) и более во инственный Союз женских прав (созданный в 1892 г.), которые по-разному смотрели на избирательные права женщин, пришли к единому мнению на волне бурно развивавшегося в 1898-1906 гг. национально-освободительного движения в Финляндии. Их со лидарность нашла выражение в резолюции о политических пра вах женщин, принятой на женском конгрессе 8 ноября 1904 г. Че рез полтора года продолжавшаяся агитационная кампания возымела свое действие, и женщины получили право голоса. Со лидарность и опыт ведения агитации имели и русские феминист ки, ожидавшие лишь подходящего случая, который и предста вился им в январе 1905 года1.
Зимой 1904-1905 гг. Союз освобождения и другие либераль ные группы стали приглашать женщин на свои политические банкеты, хотя бы в качестве украшения. Месяц спустя после Кровавого воскресенья большая группа женщин (468 представи тельниц «Московского общества») опубликовали в «Русских ве домостях» статью, в которой выразили сожаление по поводу на силия в Петербурге и кровопролития на Дальнем Востоке. В конце того же месяца около 30 либералок провозгласили созда ние в Москве национальной женской политической организа ции - Всероссийского союза равноправия женщин, чьей основ ной целью была «свобода и равенство всех перед законом, вне зависимости от пола». Их первым действием была подача в го родскую думу и местное земство петиции с требованием наделе ния женщин правом голоса при выборах в эти органы власти. Следующим их шагом было создание филиалов своей организа ции по всей России, а уже через месяц в Петербурге, ставшим их центром, возникла мощная организация. Руководительницы Союза жили в обеих столицах и в большинстве своем были жур налистками: Зинаида Мирович-Иванова и Анна Кальманович - из Москвы, Любовь Гуревич и Мария Чехова - из Петербурга. Их ряды усилились за счет присоединения двух женщин - чле нов либеральных политических кружков, впоследствии транс
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!