Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 141 страница
Еще более ужасающими были условия жизни рабочих. Неко торые просто-напросто спали у станков; другие старались найти себе комнату или угол. Однако с течением времени рабочие всех возрастов, как мужчины, так и женщины, стали жить в бараках, специально построенных для них хозяевами. Фабричный ин спектор Гвоздев оставил нам яркое описание бараков типичного фабричного района центральной части России, расположенных посередине пустынной местности, которую пересекала вонючая, грязная река. В сравнении с величественными домами владель
|
|
Туган-Барановский М. Русская фабрика (1898). М., 1934. С. 313-320; Гвоз дев С. Записки фабричного инспектора. М., 1911. С. 58-60; Соболев М.Н. Жен ский труд в народном хозяйстве XIX в. СПб., 1901. С. 84-86; Крыжановская-Ту-чапская В.Г. Из моих воспоминаний / / Каторга и ссылка. М., 1930. VI. С. 24-25; Тыркова-Вилъямс А. Женский труд и проституция / / Русская мысль. 1910. Июнь. С. 131 ,mMaynardJ. Russia in Flux. N.Y., 1962. P. 68.
|
|
232
цев фабрик здесь, где жили 44% рабочих округи, стояли уродли вые бараки, распространяя зловоние людей, не имевших возмож ности вымыться, три или четыре семьи делили между собой одну комнату, а два или три рабочих поочередно спали на кровати. Многочисленные источники свидетельствуют, что подобные ус ловия были характерны не только для текстильной промышлен ной зоны, но и для других регионов. В столице, Петергофе, Киеве некоторые рабочие занимали жизненное пространство размером
|
|
телефонную будку; мужчины, женщины, дети спали на полу, прислонившись к стене, слишком изнуренные даже для того, что бы раздеться. В действительности, вся убогость рабочего быта, дошедшая до нас в рассказах Горького, Куприна и других писате лей, достаточно полно отражается и в сухих докладах фабричных инспекторов1.
|
|
Этому образу жизни соответствовала и сексуальная мораль, так же как это было в недавнем прошлом Англии. Большое недо вольство вызывал феодальный сексуальный кодекс некоторых хозяев и управляющих. В начале 1870-х гг. фабричные «султа ны» использовали экономическое давление на своих работниц, чтобы те удовлетворяли их плотские прихоти. Начиная с 1890-х гг., рабочие газеты и подпольные листовки регулярно пе чатали жалобы женщин на сексуальную эксплуатацию и дурное обращение; а некоторые фабрики стали использоваться сводни цами для набора «белых рабынь». Лишь в исключительных слу чаях девушка могла вырваться из этого болота при помощи сво его очарования и красоты, как, например мотальщица, вышедшая замуж за Савву Морозова2. Нормой для фабричной девушки был брак с рабочим. В этом случае она, как с гордостью отмечали коммунисты, пользовалась большей сексуальной свободой до брака и равными правами в браке, в отличие от ее деревенских сестер. Значительное расхождение в отношении к сексуальным вопросам между провинцией и городом, которое в 1920-х гг. пре вратится в острое противостояние, было уже очевидным в по следнем десятилетии XIX века.
Гвоздев С. Указ. соч. С. 149-151; Соболев М.Н. Указ. соч. С. 85; Бобровская Ц. Записки подпольщика, 1894-1917. М., 1957. С. 87; Пажитнов К.А. Положение рабочего класса в России. СПб., 1908. С. 216-232. Модель рабочих бараков мож но увидеть в экспозиции Ленинградского музея этнографии.
Шишкин В.Н. Так складывалась революционная мораль: Исторический очерк. М., 1967. С. 63; Рабочая мысль. 1898. Окт. 4. (Цит. по: Wildman A. The Making of а Workers’ Revolution: Russian Social Democracy, 1891-1903. Chicago, 1967. P. 33); Листовки петербургских большевиков, 1902-1917: В 2 т. М., 1939. Т. 1. С. 38; Бу-рышкин П.А. Москва купеческая. Н.-Й., 1954. С. 115.
233
Между тем относительная свобода и равноправие работницы не гарантировали ей сохранность семьи или счастливую жизнь. Экономическим бременем для работавших пар были дети, в осо бенности для матерей, которые вплоть до 1912 г. не имели над лежащей социальной защиты. От нежелательных детей либо из бавлялись до их появления на свет, либо продавали после рож дения, а иногда отказывались от них или же убивали. Посколь ку нянек практически не было, то работницы были вынуждены отдавать своих детей на попечение старым бабкам или же стар шим детям - подобно девочке-подростку из чеховского рассказа «Спать хочется», которая нечаянно задушила своего подопечно го. Как отмечала Коллонтай, для большинства детей рабочих начальной школой была улица. Работавшие матери, мечущиеся среди фабричных станков, не обращали на детей внимания, а почти всегда пьяные мужья находили мало утешения в «проле тарском» моральном равноправии; и брак, по словам Коллон тай, представлял собой не более чем ряд кратких передышек ме жду запоями1.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!