Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 120 страница
длительный, хотя и незаконный, союз. Однако от царской поли ции вряд ли можно было ожидать внимания к подобным нюансам.
указе говорилось, что тем женщинам, которые останутся в Цю рихе после названного срока, будет навсегда запрещено учиться или работать в любом государственном учреждении1.
Бестактность указа и огульные обвинения в безнравственно сти и радикализме не только шокировали русскую общину в Цю рихе, но и вызвали настоящий раскол внутри ее. Некоторые из женщин, которые вышли замуж в Цюрихе и не планировали жить в России, остались в университете; другие, соблазненные обещанием о возможности учиться в России, отправились домой. Большинство же просто переехало учиться в другое место, хотя не больше 25% из них получили дипломы. Это были те женщи ны, которые, не придерживаясь радикальных взглядов, умоляли революционеров оставить их в покое и «позволить революции лежать на полках»2. Однако женщинами «Фричи» указ был вос принят как оскорбление и послужил толчком к разрыву с про шлым. Они создали «тайное общество» и поклялись вернуться в Россию, чтобы присоединиться к революционному движению. Их первая программа была переполнена шаблонными фразами
|
|
|
|
|
|
Указ цит. по: Богучарский В. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912. С. 213-215.
Meijer J.M. Op. cit. P. 145-146, 155-156; Лавров ПЛ. Народники-пропаганди сты, 1873-1878 годов. С. 62. Данные Мейера свидетельствуют о том, что 70 из
девушек, учившихся в университете Цюриха, попали в биографический сло варь деятелей революционного движения.
197
об эксплуатации масс и необходимости социалистического про изводства и распределения, но в ней отсутствовала тактика, при менимая к российским условиям. После переезда в Париж и Же неву некоторые из представительниц «Фричи» познакомились с группой грузинских студентов, которых настолько впечатлила их позиция, что они согласились объединиться с ними в партию под названием «Всероссийская социал-революционная организа ция». Грузинские студенты, хотя и признавали равенство полов в будущем обществе, игнорировали предложенный женщинами обет безбрачия для всей группы. Когда этот конфликт был ула жен в пользу грузин, партия была создана, и ее члены вернулись
|
|
Россию, чтобы посвятить себя революционной деятельности1. Вера Фигнер не являлась членом новой партии. Действитель
но, понадобилось долгое время, прежде чем она, вопреки желани ям своего консервативно настроенного мужа, присоединилась к кружку «Фричи». На ее решение повлиял указ. Став членом кружка, она начала переосмысливать свое положение и осознала, что медицина способна лишь залечить раны и «временно осла бить» болезни русской цивилизации. Требовалось фундаменталь ное изменение общественного и экономического порядка; и в ре зультате профессия врача, некогда казавшаяся ей столь высокой, теперь предстала как простое ремесло. Она вспоминала, как мед ленно в нее проникало понимание того, что ничто, кроме социа лизма, не исправит зла «железного закона заработной платы», и ничто не приведет к возникновению социализма, кроме организа ции и пропаганды его идей среди «рабочего класса и народа». Воо ружившись этой простой смесью лассальянства и лавризма, Фиг нер, в конце концов, приняла решение стать революционеркой2.
Таким образом, к лету 1873 г. женщины «Фричи», подобно ос тальным русским в Цюрихе, пришли к тем же идеям, к которым пришли и их сестры в кружке Чайковского в России. Они отверг ли учебу, самосовершенствование и профессиональную карьеру ради поисков своей женской и человеческой идентичности. Фе минизм и нигилистское самовыражение остались позади. Как вспоминала Фигнер, «заграничные студентки, в массе, не были поборницами “женского вопроса” и относились с улыбкой ко всякого рода напоминаниям о нем». «Мы приехали, не думая о
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!