Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 105 страница
привела к краху организации. *\ Первым шагом в привлечении к своей деятельности женщин было создание военным инженером и радикалом П.Б.Михайлов
Лемке М. Политические процессы в России 1860 гг. М.-Л., 1923 С. 521. Цитируемые отрывки см.: Бурцев В. За сто лет (1800-1896). Лондон, 1897. С. 40.
Дело Петрашевцев: В 3 т. М.-Л., 1937-1951. Т. 3. С. 19; «Ответ “Молодой Рос сии”» Путяты см.: ЦГАОР. Ф. 95. On. 1. Д. 214. Л. 11; Водовозова Е.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 539,121.
173
вым в 1863 г. в столице «свободной школы». При школе сущест вовала мастерская по пошиву платья, использовавшаяся для ре волюционной пропаганды среди швей, которую возглавляла сестра Ткачева Софья. Гораздо больший интерес представляют переплетная мастерская и коммуна, созданные в 1864 г. партне рами Худякова. Жизнь в этой коммуне необыкновенно повлияла ьЈa одну из ее участниц. Выпускница одного из лучших петер бургских институтов, А.А.Комарова, была помолвлена с писате лем Помяловским и введена им в радикальные круги. Следя за изнурительной борьбой польских повстанцев, она выразила го товность отправиться в Польшу сражаться на их стороне, но, уз нав, что беременна, Комарова осталась работать в состоявшей из 20 девушек переплетной мастерской и жить в коммуне при ней. В результате этой совместной трудовой деятельности Комарова пе ресмотрела свои убеждения о необходимости восстания, как фор мы реорганизации общества, и пришла к мысли об общественном переустройстве при помощи кооперативов, которые по ее мысли
|
|
|
|
|
|
будущем распространятся по всей земле. «Мне казалось, - пи сала она впоследствии, - что великий переворот совершится медленно и постепенно, посредством распространения здравых идей в народе». Убежденная в этом Комарова пошла к бедным, проповедуя, что «Христос был величайшим социалистом, чьи учения были искажены», и, читая им отрывки из «Что делать?»,
|
|
особенности сны Веры Павловны. Однако ее радикализм закон чился с ее молодостью, впоследствии она стала фанатично ве рующей женщиной1.
Москве подобные предприятия были более многочисленны и разнообразны, чем в Петербурге. Они включали в себя «ниги листский салон», созданный графиней Л.Н.Толстой для своих друзей-революционеров из Нижнего Новгорода; еще одну «сво бодную школу», в преподавательский состав которой входили шесть радикально настроенных женщин; а также коммуну жен-щин-композиторов, члены которой пытались повысить уровень своего самосознания при помощи чтения книг и дискуссий. В этих и еще в некоторых других организациях мы найдем предста вительниц самых разных социальных слоев, начиная от выпуск ниц Смольного и заканчивая бывшими проститутками, имевши ми не только разный образовательный уровень, но и огромные различия в политическом сознании, бсё эти предприятия были
Виленская Э.С. Революционное подполье в России (60-е годы XIX века). М.,1965. С. 333,341-350; Деятели революционного движения в России: Биобиблио-графический словарь.-1/2.178.
174
основаны, финансировались и руководились деятельными муж чинами - членами ишутинской организации, преследовавшими вполне определенную цель - поиск революционных талантов. Однако женщины редко становились настоящими радикалками, хотя практически все они арестовывались и подвергались допро сам во время полицейских облав 1866 г. Некоторые, как напри мер женщины из композиторской коммуны, даже отказались от своего намерения стать «политически» более активными1.
Наиболее известным и значительным из всех предприятий, созданных Ишутиным и его партнерами для женщин, была так называемая швейная мастерская сестер Ивановых. Йве~сестрыГ Екатерина и Александра, были представительницами нижегород ского дворянства. В 1864 г. они приехали в Москву, где их брат Д.Л.Иванов познакомил сестер с Ишутиным. Когда последний предложил им создать мастерскую при его финансовой помощи, то Екатерина сначала не восприняла эту идею всерьез, но Алек сандра взялась убедить сестру. Она доказывала ей, что совмест ный труд больше подходит молодым девушкам, нежели работа учительницами и гувернантками, которых заставляют препода вать сплошную ложь о жизни, а также более важна, чем труд пе реводчицы, которая зачастую переводит на русский язык всякий бесполезный вздор2. Эти рассуждения можно считать не только доказательством ясного понимания той ограниченной роли, ко торая была уготована образованным и независимым женщинам, но также и доказательством жесткости классовой системы, уси ленной подобной профессиональной ориентацией. В будущем сотни женщин-дворянок предпримут такие же «социальные пе ремещения» из самого высокого и привилегированного сословия
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!