Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 82 страница
Когда Чернышевский создавал свой роман, фиктивный брак уже был распространен среди русской молодежи. Одним из про тотипов Веры Павловны была сестра известного радикала В.А.Обручева - Мария Обручева. По предложению Чернышев ского, студент-медик Петр Боков согласился давать ей частные уроки, а позже (1851) предложил заключить фиктивный брак, с тем, чтобы она смогла порвать со своей семьей и изучать медици ну в Санкт-Петербурге. Вера Павловна, так же как и Мария Об ручева, влюбилась в своего любезного освободителя, хотя это ни коим образом не было частью договора. Несмотря на идеальное соглашение о супружеском равенстве, включающее раздельные спальни, Вера спустя некоторое время влюбляется в лучшего друга своего мужа Кирсанова - преподавателя медицинской ака демии. В реальной жизни его прототипом явился выдающийся психолог Иван Сеченов, крайне популярный среди студентов и создавший с семьей Боковых в начале 1860-х гг. menage a trois2. Данный случай, треугольник Михайлов-Шелгунова-Шелгунов
|
|
|
|
свой жизненный опыт, предоставили Чернышевскому обшир ный материал для построения литературного треугольника3.
Домашний ад Нади из повести Помяловского, серьезной молодой девушки, напо минал институт, в котором директриса во время Великого Поста отделяла петухов от куриц, а затем сердилась из-за отсутствия к Пасхе яиц (Помяловский Н. Мещан ское счастье; Молотов. М., 1957). Чернышевский Н.Г. Что делать? М., 1963. С. 46.
|
|
menage a trois (фр.) - любовный треугольник. - Прим. пер.
Богданович ТА. Любовь людей шестидесятых годов. С. 426-438; Кара-Мурза С. Герой и героиня романа «Что делать?» / / Красная нива. 1928. 22 июля. № 6. С. 89; Сеченов И.М. Автобиографические записки. М., 1907. С. 117-118. В конце концов,Боков вышел из этого треугольника и женился. Несколько лет спустя его бывшая жена, которая оставила его фамилию, живя с Сеченовым, получила развод и вы шла за него замуж. Она пережила их всех и умерла в 1929 г. в возрасте 90 лет. В своем завещании Обручева написала; «Ни денег, ни ценных вещей у меня не име ется... Прошу похоронить меня без церковных обрядбв, как можно проще и дешев ле... подле моего мужа» (Ковалевская С.В. Воспоминания детства и автобиографи ческие очерки. М., 1945. С. 180-181, прим. 123). См. также: Пинаев Н.Т. Коммента рии к роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?» М., 1963. С. 93,94.
|
|
138
Осознав, что Лопухов ее не любит (сочетание же дружбы и секса не было для нее достаточным), Вера начинает тянуться к более общительному Кирсанову. Однако она не смогла сама раз решить данную проблему и оставила ее на откуп мужской ини циативе. После недолгого разбирательства во всех тонкостях «ра зумного эгоизма», Лопухов искусно, хотя и мелодраматично, разрубил гордиев узел, инсценировав самоубийство, и исчез. Его побуждения исходили из той же утилитаристской теории, кото рая разрушила супружескую «программу» самого Чернышевско го. Последний однажды намекнул Ольге Сократовне, что если он будет помехой на ее пути, то сможет последовать примеру героя Жорж Санд «Жака» и покончить с собой1.
ходе своей борьбы за независимость в любви Вера обнару жила, что любовь, брак и даже полноценная сексуальная жизнь недостаточны для того, чтобы сделать ее свободной женщиной. Как и большинство русских женщин этого периода, она понима ла, что экономическая независимость является более существен ной, нежели сексуальная свобода и равенство. «Все основано на деньгах», - говорит ее первый муж. «У кого деньги, у того власть
право» и «пока женщина живет за счет мужчины, она в зависи мости от него». Жюли Letellier, дама легкого поведения, объясня ла это иным образом: «Не тем я развращена, за что называют женщину погибшей, не тем, что было со мною, что я терпела, от чего страдала, не тем я развращена, что тело мое было предано поруганию, а тем, что я привыкла к праздности, к роскоши, не в силах жить сама собою...» Вера уже понимает это. «Я хочу быть независимой и жить по-своему», - говорит она. «Я не хочу нико му поддаваться, хочу быть свободной, не хочу никому быть обя зана ничем, чтобы никто не смел сказать мне: ты обязана делать для меня что-нибудь»2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!