Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 38 страница
Michelet J. Pages choisies: In 2 vols. / Ed. by H.Chabot. Paris, 1935. Vol. 1. P. 67; Idem. Oeuvres comletes (edition definitive): In 40 vols. Paris, 1829 - 1899. Vol. 34.P. 32 -33,44,18,334 -335 .
ddura lex, sed lex (лат.) - закон суров, но это закон. - Прим. пер.
Proudon P. Oeuvres complates / Ed. by C.Bougl& 12 vols. Paris, 1923-1946. Vol. VIII,P. 4,183 -185,197,47,201 -15 .
69
Наполеона III. Из этого кружка ^вышла и птяяжняя фрминигткя, первая в Европе жентина-врачгЭжени (Женни) д’Эрикур, защи щавшая права женщин от нападок, как клеветников, так йлживн* пиклоНников. Ш своей работе «La femme anffranchie» (I860) она назвала произведение Мишле «благоуханной похотью», предупре ждая, что его физиологические теоретизирования более изощрен-ны, нежели грубые и вульгарные нападки на женщин, предприня тые Прудоном. Последний, писала она, рассматривал женщину как «извечного инвалида, которого необходимо запереть». Именно против него д’Эрикур обратила свои доводы, без труда показав полное отсутствие у Прудона логики и интуиции, что делало его доказательства, так же как и доказательства Мишле, абсолютно несостоятельными. В качестве примера того, чего может достичь женщина, если ей не будут мешать архаичные традиции, ограниче ния и всякого рода общественные предрассудки, она указывала на свою собственную карьеру врача1.
|
|
|
|
/До появления статей Михайлова полемика по данной пробле матике не пользовалась в России особой популярностью. В 1859 г. в Санкт-Петербурге был опубликован анонимный и до вольно странный сборник статей под названием «Мужчина и женщина вместе и врозь в различные эпохи их жизни». Его со держание практически полностью было заимствовано из послед них работ Мишле и Прудона, точно так же, как и вынесенный женской судьбе приговор: «В детстве она любит свою куклу; выйдя замуж она любит своих детей и мужа; состарившись, он посвящает себя Богу». Однако прогрессивные журналы были на стороне д’Эрикур. «Отечественные записки» не были согласны с мнением Прудона о том, что женщина может быть либо женой, либо проституткой. «Любовь» Мишле была рецензирована в «Русском вестнике» выдающейся деятельницей периода «интел лигентских салонов» Евгенией Тур, которая, признавая, что жен щины зачастую нелогичны и ниже мужчин в умственном отно шении, обвинила Мишле в отсутствии вообще какой-либо логики. Мишле, отмечала она, способен называть женщину цари цей земли и мириться с тем, что муж ее бьет. Тур никогда не была феминисткой и, тем не менее, она смогла уловить абсолют ную ошибочность концепции любви Мишле. Пользуясь понятия ми, ставшими вскоре всем привычными, она описывала любовь
|
|
|
|
О д’Эрикур и ее кружке см.: Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Воспоминания: В 2 т. М., 1967. Т. 1. С. 82, 119-120; Т. 2. С. 75. Работа д’Эрикур была переведена на английский язык как: A Woman’s Philosophy of Woman. N. Y., 1864. P. 17.
70
как активную жизненную силу, придающую жизни энергию и способную изгнать старость и смерть1.
Д’Эрикур встретилась с Михайловым и другими русскими в Париже в 1850-х гг. и поддержала полемику в русской печати, за планировав даже прочитать в Санкт-Петербурге ряд лекций об эмансипации женщин, хотя так никогда и не сделала этого. В 1861 г. в «Рассвете» была опубликована одна из ее статей о жен ском образовании. Во Франции голос д’Эрикур, голос последней феминистки этого периода, уже не был слышен, заглушенный другими проблемами и интересами. Однако ее друг, Михайлов, вернувшись в Россию, на длительное время превратил ее давнюю борьбу с Мишле и Прудоном в «жгучий вопрос» современности.
Михаил Ларионович Михайлов (1829-1865) был сыном чи новника, (отец которого был крепостным в оренбургском поме стье семьи Аксаковых), сумевшего продвинуться по служебной лестнице и стать дворянином. Михаил Ларионович прошел путь, характерный для большинства представителей российской ин теллигенции 60-х годов XIX в.: учеба в Петербургском универси тете, короткий период государственной службы, разочарование в российской действительности и судьбоносное путешествие по Западной Европе. Прочитав Белинского и Герцена, он написал несколько своих собственных рассказов, в которых вопрос о по ложении женщин не занимал сколь-нибудь значительного места.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!