Религия и религиозные празднества греков



 

Эта область народной культуры формировалась у древних греков в условиях жизни, характеризующихся природной жизнерадостностью, бодростью и оптимизмом, верой в свои творческие силы. Для грека все предметы, явления природы, планеты, звезды, животные, люди и т. п. были сочленами целесообразной, стройной и прекрасной системы, своего рода идеального полиса. Божества занимали здесь высшее место, но их бессмертие, могущество и совершенство, которое ставило их намного выше человека, были так же естественны, как разум и способности человека, ставившие его, в свою очередь, выше животных.

В этой системе для греков не было место злу, которое воспринималось ими скорее как недостаток добра, как некое отступление, в силу тех или иных обстоятельств, от заданной когда‑то самой природой нормы. Отсюда – единство природного явления и его олицетворения в конкретном образе (Уран – небо, Гея – земля, Гелиос – солнце, Селена – луна и т. п.). Все эти простейшие формы обоготворения природы пронизывают древнегреческую мифологию.

Согласно мифам, первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос – жизненное начало. Гея породила звездное небо – Урана, который стал первым властителем мира и супругом богини Земли – Геи. От Урана и Геи ведет свое начало второе поколение богов – титанов. Уран был низвергнут своим сыном – титаном Кроносом, богом земледелия. Детьми Кроноса были Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра, Гера.

Дети Кроноса во главе с его младшим сыном Зевсом, свергнувшим отца, захватили власть над вселенной. Верховным божеством Олимпа стал Зевс, властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошавшей землю и моря, Аид (Плутон) стал владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера была покровительницей брака, Гестия – богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру. От брака Зевса и Геры родились Геба, богиня юности, Арес, бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, а также покровительствовавший кузнецам и ремесленникам.

Среди потомков Зевса особо выделяется Аполлон, бог светлого начала в природе. Он считался также покровителем искусств, богом‑врачевателем. Сестра Аполлона Артемида – богиня охоты и покровительница молодежи. Гермес принял на себя множество функций. Первоначально это бог материального достатка, затем – торговли, покровитель обманщиков и воров, позже – покровитель ораторов и спортсменов. Диониса (Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась воинственная Афина, богиня мудрости и рационального начала. Таким образом, божества греческого пантеона стали покровителями и выразителями того или иного явления природы и человеческого занятия.

Характерно, что для греческого религиозного сознания вовсе не характерна идея всемогущества. Боги греков не только были антропоморфны, но и испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям. Над миром олимпийских богов царила безликая сила – Судьба. Если боги казались конкретными существами в человеческом облике, то Судьба являлась обобщением всего непонятного, необъяснимого, неотвратимого.

С точки зрения древнего грека, не существовало непреодолимой грани между миром людей и миром богов, причем посредующим звеном между ними выступали т. н. герои, т. е. полубоги, родившиеся от связи богов и земных женщин. Таков, например, был Геракл, за свои подвиги приобщенный к сонму богов.

Богам и героям, считавшимся покровителями отдельных полисов, строились храмы и приносились многочисленные жертвы. При некоторых храмах молящиеся через жрецов‑оракулов могли вопрошать божества о будущем. В греческом мире особенно славились оракулы при храме Аполлона в Дельфах и при храме Зевса в Додоне (Эпир).

При некоторых храмах раз в несколько лет организовывались торжественные празднества, так называемые «игры», на которых в честь богов совершались состязания в гимнастических упражнениях, чтении стихов, пении, плясках, ораторском искусстве.

Наиболее популярными в Греции были игры в честь Зевса, совершавшиеся раз в четыре года при храме божества в Олимпии (Западный Пелопоннес). Этот четырехлетний срок назывался у греков олимпиадой. С 776 г. до н. э. на олимпийские игры съезжались участники и зрители со всей Греции и колоний. На время празднества прерывались враждебные действия между воевавшими греческими полисами, так что богомольцы, направлявшиеся в Олимпию, могли проходить и даже останавливаться на территории врага. Победители на состязаниях в Олимпии получали награду в виде простого венка из листьев священного лаврового дерева, росшего подле храма. Получение этого скромного знака отличия считалось великой честью не только для самого награжденного, но и для его полиса, воздвигавшего в честь победителя‑олимпионика бронзовую или мраморную статую.

Эти состязания способствовали физическому развитию граждан и являлись военной тренировкой молодежи. Кроме того, они играли роль объединяющих центров, сближавших культурно и политически разобщенные и часто враждовавшие между собой города и союзы городов Греции. Однако эти связи были непрочны.

Для совместной организации празднеств, игр и охраны наиболее почитавшихся святилищ греки создавали особые союзы – т. н. амфиктионии, игравшие видную роль в культурной и общественно‑политической жизни Греции. Наиболее влиятельной была дельфийско‑фермопильская амфиктиония с центром в Дельфах.

 

Литература и театр

 

Наиболее характерной особенностью греческой литературы является рождение, расцвет и уход с литературного небосклона ее определенных жанров в различные исторические периоды в зависимости от качественного состояния такого социально‑политического организма, как древнегреческий полис. Древние греки создали основные литературные жанры – эпос, лирику, прозу. Именно здесь, в Древней Греции, было положено начало и театру. Следствием этого стало формирование основных видов драматического искусства – трагедии и комедии. Ораторское искусство возникло также на греческой почве.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» обычно рассматривают в качестве истоков греческой литературы. Однако это не так. В них обнаружены наслоения различных исторических эпох. Ныне признано, что греческая поэзия прошла длительный путь развития еще до Гомера. До появления его произведений существовал обширный греческий фольклор. Песни, сказки, мифы, басни стали настоящим фундаментом греческой литературы. Так как сам Гомер жил, очевидно, в VIII в. до н. э., многие реалии, быт и отношения раннего, ахейского общества он знал не очень хорошо. Более того, он воспринимал события прошлого сквозь призму своего времени. Отсюда те многочисленные наслоения разных эпох, имеющие место в его поэмах.

Появление дидактического эпоса Гесиода, в отличие от более раннего героического эпоса Гомера, – это уже начало нового этапа в развитии греческой литературы. Если ранее в центре внимания Гомера был родовой коллектив, то в творчестве Гесиода (конец VIII – начало VII в. до н. э.) на первый план выходит человек, творец, личность. Это связано с тем этапом формирования полиса, когда человек и его личность в качестве творца своего будущего были ведущей темой. Гесиод в «Трудах и днях» строго индивидуален, он ведет рассказ о себе, причем повод для этого – реальное происшествие, реальный факт.

Вскоре, однако, эпос как отражение опыта всего общества в условиях становления его новой организации, в условиях утверждения полисной системы перестал удовлетворять насущным потребностям этого общества. Поэтому эпос закономерно уступил первенство другим видам и жанрам литературы. В эпоху архаики, насыщенную бурными социальными конфликтами, появлением тиранических режимов, законотворческой деятельностью, стали быстро развиваться лирические жанры, отражавшие личностные переживания человека‑индивида, представителя формирующейся полисной гражданской общины. Среди поэтов‑лириков этой поры выделяются имена Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта и других.

Однако к концу VI в. до н. э. творчество лириков постепенно сходит на нет. Сформировавшуюся гражданскую общину – полис уже не устраивало творчество талантливых, но глубоко индивидуалистических лирических поэтов. В новых исторических и общественных условиях оно не отражало интеллектуальные, коллективистские потребности граждан города‑государства. На смену им приходят другие жанры литературы, способные отразить патриотические чаяния гражданина полиса как сочлена большого коллектива людей.

Прежде всего это греческая драма в виде двух ее жанров – трагедии и комедии. И здесь возникает вопрос о рождении греческого театра. Не случайно он появляется именно в конце архаического времени, в эпоху утверждения полисных структур. Театр был тесно связан с жизнью полиса, являясь, по сути, вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы жизни сограждан. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались во время полисных праздников. Театр, таким образом, являлся рупором идеологической пропаганды всего полисного коллектива, уже осознавшего себя в качестве творца собственной истории. Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. Два первых – Эсхил и Софокл – творцы античной трагедии в ее классической форме. Но уже в трагедиях Еврипида находит свое отражение приближающийся кризис традиционной полисной идеологии и морали. Через все его творчество проходит идея интереса к личности с ее субъективными устремлениями. Если Софокл сам определял своих героев как людей, «какими они должны быть», то героями Еврипида являлись те, «каковы они были на самом деле». В этом и заключается причина ухода трагедии с литературного небосклона во время начавшегося кризиса полиса. В этих условиях она уже не удовлетворяла требованиям гражданского коллектива «заболевшего» полиса, и, выполнив свою историческую миссию, она так и не возродится.

Наиболее острым в политическом отношении драматургическим жанром классического времени являлась т. н. древняя аттическая комедия, черпавшая темы из повседневной жизни полиса, затрагивавшая насущные политические и экономические проблемы, смело критиковавшая видных граждан. Ее ярким представителем был Аристофан. Этот поэт дал смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда полисная демократия уже испытывала симптомы кризиса. Аристофан пока еще интуитивно чувствовал то, что в IV в. до н. э. станет реальностью. Но когда кризис полиса стал явью, древняя комедия, как сатирическое выражение недостатков гражданского коллектива, прекращает свое существование, потеряв свою общественную актуальность и знаменуя упадок демократических институтов.

Возродится она уже в виде т. н. средней аттической комедии (примерно с начала IV в. до н. э.), о которой известно очень немного. Исчезает гражданское звучание, политическая и социальная критика, главное место в ней стали занимать пародийно‑мифологические сюжеты. Примерно на рубеже IV и III вв. до н. э. на смену средней приходит т. н. новая аттическая комедия (Менандр), или комедия нравов, сюжеты для которой – частная жизнь граждан, а основные действующие лица – отдельный человек с его мелкими житейскими проблемами, рабы, параситы, гетеры.

В эллинистическую эпоху при дворах монархов процветала уже утонченная, но лишенная связи с повседневной жизнью литература, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, Арата из Сол, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Все эти произведения были направлены на удовлетворение вкусов привилегированных слоев тогдашнего общества. Об охвате всех его представителей речь уже не могла идти, так как полисная солидарность была исчерпана еще в IV в. до н. э. Новая историческая действительность диктовала писателям и поэтам свои требования, радикально отличавшиеся от требований времени расцвета полисной системы V в. до н. э.

 

Ораторское искусство

 

Очень показательно, что на рубеже V и IV веков до н. э., в период четко обозначившихся тенденций начала кризиса полисной системы, появляется еще один жанр эллинской литературы – произведения ораторов, мастеров красноречия и риторики. В это время, характеризующееся ослаблением связей внутри гражданского коллектива полиса, наблюдается рост индивидуализма, в условиях которого общие интересы коллектива граждан начинают подмениваться интересами отдельных его представителей.

Наметившаяся имущественная дифференциация среди граждан, разделение их на богатых и бедных, политическая и социальная нестабильность в рамках полисных коллективов, а также межполисная борьба обусловили рождение жанра ораторского искусства, прежде всего искусства судебного красноречия. Растет число судебных процессов, связанных с имущественными и наследственными тяжбами, граждане пытаются защитить свои экономические интересы, отвести от себя подозрения (иногда вполне обоснованные) в сокрытии доходов, в нежелании участвовать своими средствами в общеполисных мероприятиях.

Со временем в связи с обострившимися в IV в. до н. э. межполисными противоречиями, столкновениями различных политических группировок в рамках отдельных городов‑государств и угрозой свободе греков со стороны окрепшей Македонии некоторые греческие ораторы от вопросов частного характера начинают обращаться к проблемам общеэллинского звучания (Исократ, Демосфен). Однако после событий, связанных с походом Александра Македонского на Восток и образованием на обломках его империи многочисленных эллинистических государств с их нивелирующей политикой в отношении всех подданных, греческое судебное и политическое красноречие, выполнившее свою историческую миссию в период кризиса полиса, сходит на нет.

Среди греческих ораторов сами древние выделили десять лучших аттических мастеров красноречия. Их речи чаще других читались и переписывались, поэтому значительная часть их произведений дошла до наших дней. В число этих десяти входят такие известные мастера аттического красноречия, как Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Эсхин, Демосфен, Гиперид, Ликург и Динарх. Их деятельность относится к периоду от второй половины Пелопоннесской войны вплоть до подчинения Афин македонскому господству.

 

Рождение истории

 

Эпоха расцвета греческого полиса V в. до н. э. – время зарождения исторической прозы, ставшей основой для развития особой отрасли научных знаний, посвященной развитию общества, – истории. Создателем этого литературного жанра был уроженец Галикарнаса Геродот (ок. 485–425 гг. до н. э.). Он много путешествовал, в Афинах вступил в круг друзей Перикла и написал «Историю Греко‑персидских войн» в девяти книгах. Несмотря на наличие в этом труде многочисленных легенд и сказаний, а также нередко наивное объяснение ряда фактов, произведение Геродота содержит богатый фактический материал и является одним из важнейших источников по истории Древней Греции.

Если Геродот по праву считается «отцом истории», то его младший современник афинянин Фукидид, написавший «Историю Пелопоннесской войны», – это уже основатель действительной историографии, а его произведение – реальное историческое исследование, в котором удалось преодолеть описательность изложения мифических и реальных фактов, присущую Геродоту. Первым из историков Фукидид попытался рассмотреть исторические события во взаимосвязи с движущими силами и путями развития, найти поводы и причины событий, применяя при этом методы научного анализа политической действительности.

И Геродот, и Фукидид обращаются к героике борьбы, патриотизму и самопожертвованию граждан греческих полисов, отстаивающих свою свободу. Но уже в исторических произведениях их преемника Ксенофонта, творившего в период кризиса греческого полиса IV в. до н. э., заметны иные мотивы – тенденциозность, антидемократические взгляды вплоть до политической беспринципности.

Вершиной развития греческой историографии является творчество Полибия (201–120 гг. до н. э.), написавшего первую по времени «Всеобщую историю», охватывавшую события с середины III в. вплоть до 146 г. до н. э. Описывая историю времени роста римского гегемонизма и постепенного упадка полисов Греции и эллинистических государств, этот историк впервые сделал попытку объяснить ход и законы общественного развития на фоне точного изложения фактического материала.

 

Греческая наука

 

Важно отметить, что эллинская наука, развивавшаяся в рамках свободных от религиозных догматов условий, носила глубоко светский и рациональный характер. Именно греками было положено начало многим важнейшим отраслям современных фундаментальных наук – астрономии, анатомии, ботанике, геометрии, грамматике, зоологии, истории, математике, механике, физике, филологии, философии и ряду других. Характерно, что все эти наименования – древнегреческие по своему происхождению.

В конце VII и в начале VI в. до н. э. в ряде греческих городов Малой Азии и Балканской Греции многие представители уже сформировавшихся полисных организмов стремились освоить богатые культурные достижения древневосточных народов, что и послужило отправным моментом в создании более высокой античной культуры и науки. Стремясь найти объяснение важнейших явлений окружавшей человека природы, их происхождения и изменения, философы (в переводе с греческого – «друзья мудрости») положили начало единой, пока еще нерасчлененной науке – философии.

Принято считать, что в основе генезиса древнегреческой философии лежал социальный опыт гражданина греческого полиса. Полис и отношения граждан в полисе – это та модель, по аналогии с которой мыслился философами мир и мировой порядок. Таковым являлся и космос, понимаемый ими как мировой полис, космос, который к тому же совершенен, прекрасно устроен, упорядочен. С этой точки зрения человек, гражданин полиса (как микрокосмос) составлял живую часть этого божественного единого целого (макрокосмоса). Силой своего разума, родственного всему миропорядку, он постигал окружающий его мир для его совершенствования и упорядочения.

На рубеже архаической и классической эпох и особенно во время расцвета греческого полиса происходит не только расчленение философии на различные философские школы, но и выделение из нее ряда уже конкретных наук – математики, астрономии, медицины, истории и др. После образования системы эллинистических государств и формирования крупнейших культурных и научных центров греческая наука достигла своих высот.

В Александрии Египетской Птолемеями была создана огромная библиотека рукописных сочинений, достигавшая 700 тыс. экземпляров. Здесь же было организовано специальное научное учреждение, называвшееся «мусейон» (т. е. храм муз), где работали состоявшие на царской службе ученые. Ими было сделано много различных открытий в области точных наук (математики, физики, географии, астрономии, механики, медицины, агрономии и т. п.). Появляется подлинная научная литература – филологические исследования, словари, переложения в стихах научных трактатов и др. Среди ученых Александрийского мусейона существовала группа исследователей, занимавшаяся собиранием, критической обработкой и комментированием произведений поэтов, драматургов и историков классического времени. Ими же были установлены правила письменной речи и создана научная грамматика.

Невозможно перечислить все достижения в научной и культурной области этого талантливого народа. По сути говоря, творческое наследие греков стало реальной основой культуры всего современного человечества.

 

Рим

 

Рим, согласно легенде, был основан 21 апреля 753 г. до н. э. Понятие «Древний Рим» включает в себя государство, общество и цивилизацию, история которых насчитывает свыше 12 веков (начавшись 21 апреля 753 г. до н. э., она завершилась вместе с падением Западной Римской империи 23 августа 476 г. н. э.). Будучи на заре своего существования небольшим полисом, Рим к 265 г. до н. э. подчинил себе Италию, к середине II в. до н. э. превратился в сильнейшую средиземноморскую державу, а в I II вв. н. э. стал огромной империей, вобравшей в себя колоссальное культурное наследие древних цивилизаций Средиземноморья. Именно Риму было суждено аккумулировать и синтезировать, а затем передать следующим поколениям величайшие достижения античной культуры на высшем этапе ее развития, что определило непреходящее значение Древнего Рима в мировой истории.

Римская история делится на шесть периодов:

1) царский Рим (VIII–VI вв. до н. э.). На это время приходится разложение родоплеменных структур, возникновение раннеклассового общества и начало формирования государственных институтов;

2) период Ранней республики (V–III вв. до н. э.). Он характеризуется интенсивным развитием рабовладельческого общества и государства;

3) период Поздней республики (II–I вв. до н. э.). Это время классического рабства и создания Римской средиземноморской державы;

4) Ранняя империя, или принципат (I II вв. н. э.). Этот период отмечен расцветом античной цивилизации Средиземноморья, подъемом экономики и культуры;

5) кризис III в. н. э. Он поразил все структуры римского общества и повлек за собой распад империи;

6) Поздняя империя, или доминат (IV–V вв. н. э.). Это период разложения рабовладельческого общества, зарождения и развития в его недрах отношений протофеодального типа.

 

Глава I


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!