Шедевры сценической структуры
Рассмотрим еще несколько примеров конструкции сцен и диалога в кино. Для этого обратимся к двум настоящим шедеврам киноискусства — фильмам «Касабланка» и «Крестный отец». Рассказанные в них истории по-настоящему гениальны, и построение сцен и диалога не менее талантливо. Поскольку написать удачную сцену, помимо прочего, означает правильно соотнести ее с конкретным этапом эволюции героя, я бы хотел разобрать сцены из начала, середины и конца этих двух фильмов.
«Касабланка», фильм (пьеса «Все приходят к Рику» Мюррея Бернетта и Джоан Элисон, сценарий Джулиуса Эпштайна, Филипа Эпштайна и Говарда Коха, 1942)
Открывающая сцена Рика
После подробного рассказа о вселенной повествования действие переносится в кафе Рика, где собирается вся Касабланка. Зрители впервые знакомятся с Риком.
• Этап эволюции героя: Рик в самом начале своего превращения из циничного и эгоистичного приспособленца в готового на самопожертвование борца за справедливое дело.
• Проблемы:
1. представить Рика так, чтобы была видна и его внешняя важность и напыщенность, и внутренняя боль и горечь; 2. дать понять, что его неотступно преследует призрак прошлого; 3. рассказать о внешнем мире и роли проездных документов; 4. дать возможность Рику получить документы, не убивая при этом немецких курьеров.
• Стратегия:
1. показать в начале сцены Рика, в одиночестве играющего в шахматы: лев в своем логове; 2. Угарте, который не обладает таким статусом и возможностями, как Рик, разговаривает с ним, как придворный с королем; 3. с самого начала показать, что Рик озлоблен, что его мучит призрак из прошлого, но не рассказывать, что это за призрак; 4. Угарте объясняет, что это за проездные документы, и передает их Рику для сохранения.
|
|
• Стремление: Угарте нужно, чтобы Рик согласился спрятать проездные документы, пока за ними не придет покупатель. Кроме того, он хочет добиться уважения Рика.
• Финальная точка: Рик соглашается спрятать визы у себя. Он несколько изменил свое отношение к Угарте.
• Противник: Рик.
• План: Угарте пытается подружиться с Риком, признает превосходство последнего.
• Построение конфликта: Угарте стремится избежать конфликта с Риком и уступает при каждом нападении со стороны Рика.
• Поворот или прозрение: подобострастный Угарте убил двух немецких курьеров и раздобыл два ценных проездных документа.
• Нравственный конфликт / ценности: это очень интересная сцена, потому что ни один из персонажей не говорит о моральных принципах. Наоборот, они как будто спорят, кого из них можно назвать более беспринципным и подлым, чем другой. Угарте — паразит, живущий за счет попавших в безвыходное положение беженцев. Но единственное, в чем его упрекает Рик, — это в том, что он мелкий паразит. Узнав, что Угарте убил двух человек, чтобы получить документы, Рик начинает уважать его чуть больше.
|
|
Такое построение сцены позволяет продемонстрировать, что моральные позиции Рика далеко не безупречны, но в то же время заставляет его выглядеть сильным и хладнокровным. Рик — это не типичный «привлекательный» герой. Он озлоблен, эгоистичен, и ему наплевать, что о нем думают окружающие. Но эта сцена не только показывает моральную слабость Рика. Авторам нужно донести до зрителя скрытое противоречие его характера: где-то глубоко в душе этого эгоистичного и равнодушного человека скрывается доброта и достоинство. У всех великих героев — великий потенциал, это верно и в отношении Рика. Этот скрытый потенциал виден в сопоставлении с образом Угарте, в мелком и жалком характере которого совсем нет ничего достойного. Угарте передает Рику ценные проездные документы со словами: «Ты меня презираешь — ты единственный, кому я могу довериться». Пока это доверие, основанное на воровской чести, не более. Но этот момент очень важен, чтобы зритель мог поверить в перевоплощение Рика в конце фильма.
|
|
• Ключевое слово: цена.
Диалог в этой сцене отрывистый, обычно не больше одного предложения в каждой реплике, так что он звучит почти как перепалка. Он очень остроумен. Рик демонстрирует остроту своего ума и юмор, хотя и не стремится намеренно никого смешить.
«Касабланка»
Внутри «Американского кафе» — ночь.
Угарте: Знаешь, Рик, наблюдая за тобой, можно подумать, что ты всю жизнь этим занимался.
Рик: А с чего ты взял, что это не так?
Угарте: Да нет, ни с чего... Но когда ты впервые приехал в Касабланку, я подумал, что...
Рик: Что ты подумал?
Угарте: Да разве у меня есть право думать?
Рик продолжает играть в шахматы с самим собой.
Угарте: Можно?
Угарте садится напротив.
Угарте: Не повезло этим двум немецким курьерам, да?
Рик: Как раз повезло. Вчера они были простыми немецкими служащими. А сегодня они — павшие герои.
Угарте: Ты очень циничный человек, Рик. Извини, что это говорю.
Рик: Извиняю.
Угарте: Э... спасибо. Выпьешь со мной? Пожалуйста.
Рик: Нет.
Угарте: А, я и забыл, ты же никогда не пьешь с... А мне еще один, пожалуйста.
Официант: Да, месье.
Угарте: Ты меня презираешь, ведь так?
Рик: Ну, если бы я вообще что-то о тебе думал, то да, наверное, презирал бы.
|
|
Угарте: Но почему? А, тебе, наверное, не нравится мой бизнес! Но ты подумай, сколько беженцев сгнили бы здесь, если бы я им не помог? Это не так уж плохо, а? У меня свои методы, но я нахожу для них проездные документы.
Рик: Не бесплатно же, Угарте, не бесплатно.
Угарте: Но подумай обо всех тех, кто не может заплатить цену Рено. А я им документы за полцены продаю. Это что, превращает меня в такого уж паразита?
Рик: Я не против паразитов. Мне мелкие паразиты не нравятся.
Угарте: Ну что ж, Рик, завтра же я сворачиваю бизнес и наконец уеду из Касабланки.
Рик: И кому ты дал взятку, чтобы получить документы? Рено или себе?
Угарте: Себе. У меня гораздо скромнее запросы. Смотри, Рик. Знаешь, что это? Тут кое-что, что даже тебе вряд ли доводилось видеть. Проездные документы, подписанные генералом де Голлем. Их нельзя отменить! И сомневаться в таком тоже никто не будет. Сегодня я их продам за такую сумму, о которой даже я никогда не мечтал. А тогда — прощай, Касабланка! Знаешь, Рик, у меня в Касабланке много друзей, но из-за того, что ты меня презираешь, я почему-то доверяю только тебе. Можно пока оставить эти документы у тебя?
Рик: Надолго?
Угарте: Ну, может быть на час или чуть дольше.
Рик: Я не собираюсь их оставлять здесь на всю ночь.
Угарте: Нет, нет, не волнуйся. Спрячешь их? Спасибо! Я знал, что тебе можно доверять. Официант! Я тут жду кое-кого, так что, если меня будут спрашивать, я вот здесь сижу.
Официант: Да, месье.
Угарте: Ну, Рик, надеюсь, ты теперь обо мне немного лучше думаешь? Если ты не против, я пойду поделюсь своей удачей с твоей рулеткой.
Рик: Минутку. До меня тут слух дошел, что эти немецкие курьеры везли как раз проездные документы.
Угарте: Да? И я тоже это слышал. Не повезло беднягам.
Рик: Да, Угарте, ты прав. Теперь я о тебе немного лучше думаю.
Первая сцена Рика и Луи
В этой сцене в первой части фильма Рик и капитан полиции Луи Рено разговаривают о Ласло, а затем в кафе приезжает майор Штрассер, чтобы арестовать Угарте.
• Этап эволюции героя: это первый этап в развитии отношений Рика и Луи, начало их дружбы, которая поможет обоим героям обрести искупление.
Сцена наглядно демонстрирует, почему начинать построение сцены нужно с определения ее места по отношению к эволюции главного героя. На первый взгляд может показаться, что эта сцена не очень важна, просто очередной шаг развития сюжета. Только в конце фильма, после того как произойдет перелом в характере Рика и начнется их «прекрасная дружба» с Луи, станет понятна ее роль для кульминационного финала истории.
• Проблемы:
1. показать, что Луи не менее остроумен и находчив, чем Рик, и может стать отличным другом для него; 2. показать, что с моральной точки зрения Луи на одном уровне с Риком; 3. рассказать о прошлом Рика: этот циничный и ожесточенный человек когда-то был способен даже на героические поступки.
• Стратегия:
1. Луи допрашивает Рика и напоминает о его прошлом якобы просто потому, что он выполняет свою работу и пытается остановить Ласло. Это отличный прием, чтобы рассказать о прошлом главного героя в увлекательной и легкой для восприятия форме. Вместе с тем уверения Рика, что за свою работу он получал неплохие деньги, не позволяют ему выглядеть слишком сентиментальным и идеалистичным; 2. Рик и Луи заключают пари о том, удастся ли Ласло сбежать. Это позволяет создать сюжетную линию (желание) только для них двоих, а также демонстрирует их цинизм и эгоизм: для них обоих чья-то борьба с нацизмом просто повод немного нажиться; 3. рассказать о Ласло и Ильзе, создав им репутацию еще до их появления на экране; 4. рассказать о сложных взаимоотношениях между французским капитаном полиции Луи и нацистским майором Штрассером, которому он вынужден подчиняться.
• Стремление: Рено хочет узнать больше о прошлом Рика. Кроме того, он хочет предупредить Рика, чтобы тот не помогал Ласло бежать.
• Финальная точка: Рик ему ничего не рассказывает и утверждает, что ему совершенно все равно, сбежит Ласло или нет, — ну, может быть, только в качестве пари.
• Противник: Рик.
• План: Рено прямо спрашивает Рика о его прошлом и вполне однозначно предупреждает его, чтобы он не помогал Ласло.
• Построение конфликта: Рик и Рено спорят по поводу того, удастся ли Ласло бежать, но Рик избегает конфликта, превращая их спор в пари.
• Поворот или прозрение: известный борец за свободу Ласло (которого мы еще не видели) приехал в Касабланку вместе с потрясающей женщиной. Циничный и равнодушный ко всему Рик тоже воевал за свободу несколько лет назад.
• Нравственный конфликт / ценности: снова герои спорят не по поводу моральных ценностей. Они заключают пари о том, удастся ли Ласло сбежать, а не обсуждают, нужно ли ему помочь. Рик убеждает собеседника, что не намерен помогать Ласло, а на стороне борцов за свободу в Эфиопии и Испании оказался вовсе не из-за моральных убеждений. Он также утверждает, что Ласло купит только один проездной документ и бросит свою спутницу в Касабланке.
Противопоставление моральных ценностей в эпизоде очевидно: деньги и эгоизм против романтизма и бескорыстной борьбы за справедливость.
• Ключевые слова: романтичный, сентиментальный.
И снова нужно отметить стиль и остроумие диалога персонажей в этой сцене. Луи не просто спрашивает Рика о призраке из прошлого. Его вопросы звучат по-другому: «Ты скрылся с церковной кассой? Убежал с женой сенатора? Мне нравится думать, что ты убил человека. Это потому, что я в душе романтик». На это Рик не говорит, чтобы Луи не лез не в свое дело. Он отвечает, что якобы приехал в Касабланку «на воды». А когда Луи напоминает, что Касабланка находится в пустыне, Рик поясняет: «Меня обманули».
«Касабланка»
За стенами кафе Рика — ночь.
Рик с Ласло на улице возле кафе. Вдали виден набирающий высоту самолет.
Рено: Самолет в Лиссабон. Хотел бы оказаться на нем?
Рик: Зачем? Что такого в Лиссабоне?
Рено: Оттуда вылетает самолет в Америку. Я часто размышляю, почему ты не возвращаешься в Америку. Ты скрылся с церковной кассой? Убежал с женой сенатора? Мне нравится думать, что ты убил человека. Это потому, что я в душе романтик.
Рик: Да все три сразу.
Рено: Что вообще привело тебя в Касабланку?
Рик: Здоровье. Я приехал на воды.
Рено: Какие еще воды? Мы в пустыне.
Рик: Меня обманули.
Рено: А?
Разговор прерывает крупье. Он продолжается на втором этаже в кабинете Рика.
Рено: Рик, Ласло не должен попасть в Америку. Он должен остаться здесь, в Касабланке.
Рик: Интересно посмотреть, как он это сделает.
Рено: Сделает что?
Рик: Сбежит.
Рено: Да я ведь тебе только что сказал...
Рик: Да брось. Он сбежал из концлагеря, и нацисты его по всей Европе преследуют.
Рено: Ну, это конец гонки.
Рик: 20 тысяч франков, что нет.
Рено: Ты серьезно?
Рик: Я только что заплатил 20 тысяч. Хочу их вернуть.
Рено: Давай 10. Я всего лишь бедный коррумпированный чиновник.
Рик: Ладно.
Рено: Договорились. Каким бы умным он ни был, ему все равно нужны проездные документы. Причем для двоих.
Рик: Почему для двоих?
Рено: Он путешествует с дамой.
Рик: Да он купит документы на одного.
Рено: Нет, не думаю. Я эту даму видел. И уж если он ее не бросил в Марселе или Оране, в Касабланке точно не бросит.
Рик: Ну, может, он не такой романтик, как ты.
Рено: Да это и неважно. Документов ему не достать.
Рик: Луи, а с чего ты взял, что я стану помогать Ласло?
Рено: Видишь ли, дорогой Рик, мне кажется, что под этой циничной маской ты в душе очень сентиментален. Можешь смеяться, но я кое-что о тебе знаю. Давай назову два факта. В 1935-м ты переправлял оружие в Эфиопию. В 1936 году ты воевал в Испании на стороне республиканцев.
Рик: И оба раза мне хорошо заплатили.
Рено: Победившая сторона заплатила бы больше.
Рик: Может быть. А ты, я смотрю, намерен ни за что не выпустить Ласло.
Рено: У меня приказ.
Рик: А, понятно. Кнут гестапо.
Рено: Дорогой Рик, ты преувеличиваешь влияние гестапо. Они не вмешиваются в мою работу, а я не вмешиваюсь в их. В Касабланке я сам хозяин своей судьбы. Я капитан...
Помощник: Майор Штрассер здесь, сэр.
Рик: Да, очень кстати.
Рено: Прошу прощения.
Первая сцена Рика и Ильзы
Это первая встреча Рика и Ильзы наедине и их первый разговор с того момента, как она бросила его в Париже. Ильза возвращается в казино, когда подвыпивший Рик вспоминает их роман в Париже.
• Этап эволюции героя: это начальный этап развития взаимоотношений Рика и Ильзы: сейчас Рик испытывает горечь и страдает от уязвленного самолюбия, а в конце фильма пожертвует своей любовью ради великого дела.
• Проблемы: авторам сценария надо показать, какую боль испытывает Рик, а также что Ильза любит его и хочет перед ним оправдаться. Но пока для объяснений и больших прозрений еще рано. Это еще раз напоминает нам, что хороший писатель должен уметь своевременно использовать прозрения в своей истории: нужно знать, когда информацию следует придержать.
• Стратегия:
1. у обоих героев есть сильное желание, так что они оба пытаются лидировать в этой сцене; 2. Рик нападает на Ильзу, но не обвиняет ее напрямую (это было бы унизительно для него и скучно для зрителей); 3. нападки Рика очень остроумны, что еще больше ранит Ильзу и демонстрирует сарказм и иронию Рика; 4. они говорят о случившемся как об истории далекого прошлого;
• Стремление: Ильза хочет рассказать Рику, что произошло. Рик хочет больно ранить Ильзу.
• Финальная точка: Рик выгоняет Ильзу, прежде чем она успевает объяснить ему, что произошло в Париже.
• Противники: герои противостоят друг другу.
• План: Ильза хочет откровенно поговорить с Риком, но он загоняет ее в тупик, и она рассказывает ему о случившемся в форме какой-то истории.
• Построение конфликта: Рик становится все более озлобленным и все яростнее нападает на Ильзу.
• Поворот или прозрение: Ильза рассказывает о своей привязанности к Ласло и об их отношениях. Но Рик не слушает ее и не понимает, что на самом деле она говорит, что не любит Ласло (прозрение).
• Нравственный конфликт / ценности: оба героя в этой сцене отстаивают свои убеждения и моральные принципы. Но они оба не слышат доводов друг друга. Ильза говорит о преданности человеку, который открыл ей новый мир и чей труд она бесконечно уважает. Но Ильза причинила Рику слишком сильную боль, так что он не способен ее услышать. Рик обвиняет ее в том, что она вела себя, как шлюха.
Обратите внимание, что циник, который в предыдущих сценах отвергал всякую мораль, теперь говорит о морали в любви. Это противоречие — ключ к пониманию характера Рика и причины его привлекательности для зрителей. Он кажется абсолютно невозмутимым и равнодушным ко всему на свете, но на самом деле он влюблен так же страстно, как самый отчаянный из романтических героев.
• Ключевое слово: история.
Диалог в сцене по-прежнему остроумен. Даже полное эмоциональное опустошение не мешает Рику обдумывать свои слова и вести свои атаки с чрезвычайным остроумием. Начало диалога — это перепалка Рика и Ильзы, обмен короткими репликами. Затем Рик превращает все пережитое ими в историю и реплики становятся длиннее: «Ну а я считал [дни]. Каждый день. Чаще всего вспоминал последний. Яркий такой финал. Парень стоит на платформе под дождем. С идиотским выражением лица, потому что внутри у него все разрывается».
Ильза пытается рассказать Рику историю — и ей тоже приходится для этого использовать более длинные фразы, — но Рик постоянно прерывает ее своими малопристойными замечаниями и в конце концов вынуждает ее уйти.
А на вершине перевернутого треугольника — самый резкий и обидный выпад Рика: «Скажи, ради кого ты меня бросила? Ради Ласло или были еще другие в промежутке? Да нет, разве ты расскажешь?!»
«Касабланка»
Внутри кафе — ночь
Рик пьет. Входит Ильза.
Ильза: Рик, мне надо с тобой поговорить.
Рик: Я как раз не допил первую рюмку, чтобы выпить с тобой. Держи.
Ильза: Нет. Нет, Рик. Не сегодня.
Рик: Особенно сегодня.
Ильза: Пожалуйста, не надо.
Рик: Зачем ты приехала в Касабланку? Есть ведь столько разных мест.
Ильза: Я бы не приехала, если бы знала, что ты здесь. Поверь мне, это правда. Я не знала.
Рик: Забавно, твой голос совсем не изменился. Я так и слышу, как ты говоришь: «Ричард, дорогой, я поеду с тобой куда угодно. Давай просто сядем в поезд и не будем сходить».
Ильза: Пожалуйста, хватит. Хватит, Рик. Я понимаю, что ты чувствуешь.
Рик: Ты понимаешь, что я чувствую? Сколько времени мы были вместе?
Ильза: Я не считала дни.
Рик: Ну а я считал. Каждый день. Чаще всего вспоминал последний. Потрясающий был финал. Парень стоит на платформе под дождем. С идиотским выражением лица, потому что внутри у него все разрывается.
Ильза: Можно я расскажу тебе историю, Рик?
Рик: С потрясающей концовкой?
Ильза: Я пока не знаю, как она закончится.
Рик: Ну давай, рассказывай. Может быть, придумаешь концовку по ходу.
Ильза: Эта история о девушке, которая только что приехала в Париж из родного Осло. В гостях у друзей она познакомилась с человеком, о котором она слышала на протяжении всей своей жизни. Это был потрясающий, очень отважный человек. Он открыл ей целый новый для нее мир, мир, наполненный знаниями, и идеями, и мыслями. Все, что она узнала, то, кем она стала, — все это благодаря ему. И она восхищалась им, боготворила его. И считала, что это и есть любовь.
Рик: Да, все это очень мило. Если честно, я тоже слышал одну такую историю. Я вообще много всяких историй знаю. Их рассказывали под звуки плохенького пианино, в гостиной внизу. И они все начинались так: «Мистер, когда я еще была ребенком, я встретила мужчину». Ну, я так думаю, ни одна из наших историй не особенно смешная. Скажи, ради кого ты меня бросила? Ради Ласло или были еще другие в промежутке? Да нет, разве ты расскажешь?!
Ильза уходит.
Последняя сцена Луи и Рика
Финальная сцена «Касабланки» — одна из самых известных за всю историю кино. Рик пожертвовал своей любовью к Ильзе и помог ей бежать вместе с мужем, Виктором Ласло. Теперь он остался один на один со своим противником (их диалог особенно интересен — остроумие Рено ничуть не уступает Рику).
• Этап эволюции героя:
1. это последний этап превращения Рика в патриота и самоотверженного борца за свободу; 2. в структуре этой сцены используется двойной разворот; мы наблюдаем, как происходит перелом в характере обоих героев; 3. отношения между Риком и Луи достигают своей высшей точки: это начало «прекрасной дружбы».
• Проблемы:
1. сделать финальную сцену максимально драматичной и запоминающейся; 2. показать перелом в характере сразу двух персонажей, чтобы это не выглядело надуманным или искусственным.
• Стратегия: 1. как можно дольше скрывать перемену в характере Рено и возникшую между героями симпатию; 2. использовать прием двойного разворота. Прозрение переживают оба персонажа, хотя их диалог по-прежнему остается диалогом двух бессердечных циников: они опять вспоминают о своем пари. Это позволяет героям сохранить образ «крутых парней» и, несмотря на произошедшие с ними важные перемены, не проявлять излишней сентиментальности.
• Стремление: Луи хочет присоединиться к борьбе Рика и стать его другом.
• Финальная точка: Рик с радостью принимает предложение Луи.
• Противник: сначала кажется, что Рик и Луи по-прежнему противники и конфликт между ними строится вокруг побега Рика и заключенного пари. Но Луи меняет ситуацию.
• План: Луи скрывает свои намерения и делает вид, что собирается наказать Рика за то, что тот помог Ласло сбежать да еще и выиграл пари.
• Построение конфликта: Рено и Рик обсуждают побег Рика и пари. Луи предлагает изящный выход, и мы понимаем, что наблюдаем зарождение самой настоящей дружбы между героями.
• Поворот или прозрение: Луи не собирается наказывать Рика, напротив, он хочет присоединиться к нему. Но это будет стоить Рику 10 тысяч франков, которые он выиграл в пари.
• Нравственный конфликт / ценности: оба героя понимают, что настало время проявить патриотизм. Но и о деньгах они не совсем забывают.
• Ключевые слова: патриот, дружба.
События последней сцены и всего фильма обобщаются в одном слове: дружба. Да, Рику не повезло в любви, но зато он обрел верного друга, равного ему по силе характера. Сцена построена таким образом, чтобы завершиться главным откровением — решением Луи присоединиться к Рику в борьбе за свободу. Диалог персонажей в этой сцене так же остроумен и ироничен, как обычно, притом что оба героя абсолютно равнодушны к тому впечатлению, которое они производят.
Стоит отметить, что диалог не только остроумный, но и чрезвычайно насыщенный. Сценаристам удается всего в нескольких коротких репликах рассказать о важнейших поворотах сюжета, что, конечно, впечатляет зрителя. Рик совершил главный подвиг в своей жизни. Две реплики — и свой самый главный подвиг совершил Рено. Рено выбрасывает бутылку с водой Vichy. Луи предлагает сделку, которая позволит Рику бежать. Снова три короткие фразы. Рик напоминает о пари. Три короткие фразы. Луи предлагает новую сделку: побег за выигранные деньги. Еще одна фраза. Рик понимает, что произошло. И последняя фраза о вечной дружбе. Такое быстрое развитие событий в финальной сцене оказывает на зрителей просто ошеломляющее воздействие. Совершенно очевидно, что сценаристы знакомы с высказыванием Чехова о последних 90 секундах пьесы.
«Касабланка», фильм
Аэропорт, ночь.
Рено: Что ж, Рик, ты не только сентиментален, ты еще и патриот.
Рик: Может быть. Но мне кажется, сейчас самое время им стать.
Рено: Может быть, ты прав.
Рик выбрасывает бутылку с водой Vichy в урну. Они наблюдают, как самолет набирает высоту и исчезает в тумане. Затем вместе уходят.
Рено: Может быть, тебе стоит исчезнуть из Касабланки на время. В Браззавиле есть французский гарнизон. Возможно, тебе удастся уговорить меня помочь тебе добраться туда.
Рик: Выдать мне проездные документы? Я бы не прочь проехаться, но это ничего не меняет насчет нашего пари. Ты по-прежнему должен мне 10 тысяч франков.
Рено: Этих 10 тысяч как раз должно хватить, чтобы покрыть наши расходы.
Рик: Наши расходы?
Рено: Ну да.
Рик: Луи, я думаю, это начало прекрасной дружбы.
«Крестный отец», фильм (литературная основа Марио Пьюзо, сценарий Марио Пьюзо и Фрэнсиса Форда Копполы, 1972)
Чтобы понять, как построены сцены и написан диалог в «Крестном отце», нужно сказать несколько слов об общей идее и сюжете этого великого фильма. Если вкратце, общая стратегия сценаристов выглядит так:
1. переход власти от одного «короля» к другому;
2. три сына, каждый со своим характером, сражаются за право занять престол;
3. семья вынуждена бороться за выживание.
А вот основные темы, к которым авторы возвращаются на протяжении всего фильма — темы аналогии и отличия: проблема внутренней схожести некоторых вещей, которые мы привыкли противопоставлять друг другу. Три основные аналогии в фильме:
• мафиозная семья как бизнес-организация;
• мафиозная семья как военная структура;
• грех может стать чем-то священным, что-то священное — греховным: «бог» и дьявол имеют одно лицо.
Кроме того, важно понять, как сценаристы строят конфликт в фильме. Основные элементы, на противопоставлении которых основывается конфликт:
• семья и закон;
• личное представление о справедливости и американская система правосудия;
• Америка иммигрантов и Америка среднего и высшего класса;
• мужчины и женщины.
Кроме того, если бы эти сцены писали мы, нам нужно было бы еще ответить на вопрос о том, какие символы и ключевые слова используются в них для выражения конфликта ценностей в истории. Только анализируя историю в целом, можно найти главные слова. Внимание зрителя к ним привлекается путем многократного повторения (линия диалога 3). В «Крестном отце» такие повторяющиеся слова можно разделить на две группы:
1. Честь, семья, бизнес, мнение окружающих, преступление;
2. Свобода, страна, моральные принципы и правовая защита.
Открывающая сцена
Сценарист средней руки наверняка начал бы фильм «Крестный отец» с какой-нибудь «сюжетной сцены», чтобы обеспечить этому довольно жестокому фильму яркое запоминающееся начало. Он бы использовал только первую линию диалога («сюжетный диалог»), чтобы дать толчок развитию сюжета. Но Марио Пьюзо и Фрэнсис Коппола — далеко не средней руки сценаристы. Понимая, насколько важно соблюдать форму перевернутого треугольника для всей истории и для каждой сцены, в качестве открывающей они использовали типичную и знаковую для «Крестного отца» сцену, которая позволяет заложить основу для всей истории. Идеально создана и структура самой сцены: все действия в ней подводят к вершине этого треугольника, к финальной точке.
• Этап эволюции героя: поскольку история рассказывает о конце эпохи одного «короля» и приходе к власти второго, открывающая сцена рассказывает не о главном герое (Майкле), а о его отце (доне Корлеоне). Это дает зрителям возможность представить себе их мир и понять, насколько огромную власть в нем имеет «король» и сможет получить его преемник.
• Проблемы: создавая историю о «короле» в демократической стране, в самой первой сцене нужно передать очень много информации.
1. Представить крестного отца зрителям, рассказать, что представляет собой он сам и его семья. 2. Рассказать немного о жизни мафии, ее уникальной структуре, строгой иерархии во взаимоотношениях членов, правилах организации и ведения дел. 3. Продемонстрировать размах истории: зрители должны понимать, что речь идет не о жителях трущоб, не о какой-то маргинальной и незначительной прослойке общества, которую можно презирать или игнорировать, а о целой стране. 4. Ввести главные темы фильма, проблемы аналогии и противоположности, к которым сценаристы будут возвращаться на протяжении всего фильма.
• Стратегия:
1. в первой же сцене показать крестного отца в типичной для него роли судьи и вершителя судеб в своем необычном королевстве; 2. поместить эту сцену в более масштабный и сложный контекст: свадебные торжества собирают вместе всех членов этой семьи и приближенных. Так сценаристы сразу же подчеркивают, что в основе этой системы лежит семья.
• Стремление: Бонасера хочет, чтобы дон Корлеоне убил парней, которые избили его дочь. Бонасера — один из самых незначительных персонажей; не понимая, как устроен мир мафии, он находится в таком же положении, что и зрители. Сценаристы используют эту фигуру, чтобы ввести зрителя в новый для него мир и наглядно продемонстрировать, что значит для непосвященных впервые так близко соприкоснуться с его обитателями. Кстати, полное имя героя (Америго Бонасера) переводится как «Добрый вечер, Америка».
• Финальная точка: Бонасера оказывается в ловушке дона.
• Противник: дон Корлеоне.
• План: Бонасера прямо просит дона убить двух парней и спрашивает, сколько это будет стоить. Этот прямой подход получает отказ.
• Пытаясь заманить еще одного человека в свою сеть, дон использует скрытый план: он хочет заставить Бонасеру чувствовать себя виноватым за то, как он относился к дону в прошлом.
• Построение конфликта: дон злится из-за тех оскорблений, которые, как ему кажется, наносит ему Бонасера, и он отказывается выполнить его просьбу. Но в данной сцене возможности наращивать конфликт довольно ограниченны, поскольку дон гораздо сильнее, а Бонасера не так глуп, чтобы этого не понимать.
• Поворот или прозрение: Бонасера удается договориться с доном, но зрители понимают, что он заключил сделку с дьяволом.
• Нравственный конфликт / ценности: Бонасера просит дона убить двух парней за то, что они избили его дочь. Дон считает, что это будет несправедливо. Затем он очень умело переводит игру на поле Бонасера и доказывает, что тот и сам много раз поступал неправильно и недостойно, не проявляя к дону должного уважения.
• Ключевые слова: уважение, дружба, справедливость, крестный отец.
Первая сцена «Крестного отца» наглядно демонстрирует, почему мы говорим не о мелодии, а о симфонии диалога. Если бы диалог в этой сцене имел только одну линию (сюжетную), он был бы в два раза короче и в десять раз менее интересным. Авторам удалось при написании этого диалога использовать все три линии, так что сцена получилась настоящим шедевром.
Финальная точка сцены — слова «крестный отец», произнесенные Бонасера в момент заключения своей сделки с дьяволом. Первые слова, звучащие в этой сцене, задают рамки для всей истории: «Я верю в Америку!» Эта фраза выражает один из жизненных принципов Бонасеры и намекает зрителю, что перед ними эпическая история и что речь в ней пойдет о способах достижения успеха. Начинается сцена с монолога Бонасеры (причем не сразу понятно, где именно он его произносит). Бонасера не только рассказывает о беде, приключившейся с его дочерью (линия диалога 1), но и несколько раз произносит ключевые слова: свобода, честь, справедливость (линии диалога 2 и 3). Затем в наступление переходит дон Корлеоне и говорит о своих моральных принципах, а Бонасера занимает оборонительные позиции. Потом дон Корлеоне — крестный отец и судья — выносит свой вердикт.
Нравственный конфликт персонажей сводится в основном к тому, что такое правосудие и справедливость: эта часть диалога представляет собой обмен короткими репликами, почти перепалку. А затем Бонасера, чужак в этом мире (как и зритель), допускает ошибку. Он не знает правил игры, не знает, как здесь принято оплачивать услуги. В этот момент в развитии сцены происходит перелом. Теперь ведет диалог дон. Он говорит о своих моральных принципах, его ключевые слова — это уважение, дружба, преданность. Но на самом деле его цель заключается в том, чтобы превратить Бонасеру в своего раба. Дон утверждает, что хочет всего лишь добиться дружбы Бонасеры, но тот видит настоящую скрытую цель его плана. Он склоняет голову и произносит ключевое слово всей сцены: крестный отец. А затем дон говорит последнюю и самую главную реплику: «Однажды — возможно, этот день не наступит никогда — я попрошу тебя отплатить мне услугой за услугу».
Эта фраза напоминает об условиях сделки дьявола с Фаустом; крестный отец — воплощение дьявола. Святое и греховное объединяются. Конец сцены. Ошеломляюще!
Финальная сцена
Последняя сцена, как и положено, представляет собой вершину перевернутого треугольника всей истории. Она представляет собой «судебное заседание», на котором Конни обвиняет Майкла в том, что он превратился в убийцу и стал главой мафии. Последняя сцена перекликается с первой. Типичная сцена с участием крестного отца: сделка с дьяволом в начале и коронация дьявола в конце.
• Этап эволюции героя: сестра Майкла обвиняет его в убийстве своего мужа — именно в этот момент Майкл официально занимает место крестного отца. Брак Майкла с Кей разрушен окончательно.
• Проблема: продемонстрировать моральное падение Майкла, но так, чтобы он сам по-прежнему верил в свое моральное превосходство.
• Стратегия: 1. Конни приводит убедительные аргументы, но ее можно проигнорировать, ведь она всего лишь женщина в истерике; 2. саморазоблачение переживает не Майкл, а его жена Кей. Причем причиной становятся не слова Конни, а поведение Майкла.
• Стремление: Конни обвиняет Майкла в убийстве Карло.
• Финальная точка: закрытая перед лицом Кей дверь.
• Противники: Майкл, Кей.
• План: Конни использует прямой план и открыто в присутствии всей семьи обвиняет Майкла в убийстве своего мужа Карло.
• Построение конфликта: сцена начинается с очень острого конфликта, который постепенно сходит на нет.
• Поворот / откровение: Майкл лжет Кей, но она видит, кем стал ее муж.
• Нравственный конфликт / ценности: Конни утверждает, что Майкл превратился в хладнокровного убийцу, которому наплевать на нее. Майкл игнорирует обвинения Конни и предлагает ей вызвать врача, потому что она то ли больна, то ли в истерике. Он пытается опровергнуть обвинения Конни перед Кей.
• Ключевые слова: крестный отец, король, убийца.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!