Разделение главной темы на конфликты



Главная тема — это этическая позиция автора, сформулированная в одной фразе. Ее необходимо развить средствами драматургии. А для этого придется ввести в произведение носителей воззрений, прямо противоположных тем, которые представлены в главной теме. Создание подобных драматических конфликтов включает в себя три главных шага: нагрузить героя нравственным выбором, сделать каждого из персонажей носителем ценностей, указанных в главной теме либо прямо противоположных, и столкнуть героев между собой.

Нравственный выбор героя

Нравственное возрождение героя начинается с его моральной нужды, обозначенной в начале повествования, и заканчивается его саморазоблачением, за которым следует нравственный выбор. Это своего рода «нравственная основа» сюжета, она задает главный посыл, который вы закладываете в свое произведение.

Классический прием представить этический аспект характера героя: придумать ему моральный изъян в начале, а потом показать, как отчаянное желание одолеть противника обнажает худшие свойства его натуры. Иначе говоря, герой должен стать хуже и только потом — лучше. Медленно, но верно он осознает, что его главная нравственная проблема сводится к выбору между двумя моделями поведения.

Какими бы сложными ни были действия героя по ходу повествования, финальный нравственный выбор всегда между двумя поступками. То есть нравственный выбор героя — это кульминация истории. Герой выбирает один из двух поступков, в основе которых — противоположные друг другу этические воззрения.

Нравственный выбор обычно следует за саморазоблачением героя, которое и предопределяет его. В редких случаях сначала следует выбор, а затем саморазоблачение либо подтверждает, что выбор был верным, либо высвечивает ошибку героя.

Ключевой момент: поскольку финальный выбор есть конечный пункт этической эволюции героя, то от него и нужно отталкиваться, создавая нравственные противопоставления в сюжете.

«Касабланка», фильм

• Рик уходит сражаться с фашистами, отказываясь от Ильзы.

«Мальтийский сокол», фильм

• Сэм Спейд отказывается от любимой ради справедливости.

«Выбор Софи», фильм

• Софи предстоит ужасный выбор: кого из детей отдать на смерть (хотя это еще вопрос, есть ли у нее на самом деле выбор).

«Илиада», эпическая поэма

• Ахилл отдает тело своего злейшего врага Гектора Приаму для надлежащего погребения.

«Головокружение», фильм

• Моральный выбор Скотти предшествует его саморазоблачению. Он решает не прощать Мадлен и в итоге страдает, понимая, что своим неверным решением погубил любимую женщину.

Персонажи как варианты главной темы

Обозначив базовое моральное противопоставление с опорой на финальный нравственный выбор героя, детализируйте его посредством системы персонажей, превращая каждое из основных действующих лиц в носителя ценностей главной темы. Для этого понадобятся следующие шаги.

1. Еще раз взгляните на финальный нравственный выбор героя и на варианты замысла, чтобы ясно увидеть нравственную проблему, которую придется решать герою.

2. Сделайте так, чтобы все основные персонажи повествования стремились к одной цели, но каждый по-своему.

3. Начните с противопоставления героя и главного противника, ведь именно эта пара олицетворяет основной этический конфликт сценария. Затем сравните героя с остальными противниками.

4. В какой-то момент повествования каждый из основных персонажей должен заявить свою этическую позицию в диалоге, оправдывая действия, которые предпринимает для достижения цели. (Художественно состоятельный этический конфликт передается через действие, но не только через него. Создание этического диалога мы обсудим в главе 10.)

«Тутси», фильм (сценарий Мюррея Шизгала, Ларри Гелбарта, Роберта Гарленда)

Главный нравственный вопрос героя: как влюбленный мужчина должен обращаться со своей возлюбленной. Каждый оппонент и союзник героя представляет свое решение: мужчины демонстрируют модели поведения с женщиной, женщины — какое отношение к себе они считают приемлемым.

«Секреты Лос-Анджелеса», фильм (роман Джеймса Эллроя, сценарий Брайана Хелгеланда и Кертиса Хэнсона, 1997)

В фильме три главных действующих лица, и каждый из них имеет свое представление о справедливости. Бад Уайт берет закон в свои руки, становясь судьей и палачом. Джек забыл, зачем пришел в полицию, и преследует людей ради наживы. Эд хочет карать преступников, но потом увлекается политическими интригами и карьерным ростом. Остальные персонажи воплощают собой разные стороны коррумпированного социума.

«Танцы с волками», фильм (роман и сценарий Майкла Блейка, 1990)

Главная этическая проблема героя — отношение к людям другой расы и культуры, обращение с животными и с природой. У каждого противника и союзника героя свой подход к этой проблеме.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!