Сказания о троянской войне и «Илиада»



 

Отголоски брака смертного с богиней в сцене суда Париса (избрав прекраснейшую из богинь, получает в жены прекраснейшую из женщин). Миф об Афродите и Анхизе.

Древнейшее ядро троянского эпоса – похищение иномирным чудовищем богини плодородия. Переправа через море как преодоление вод Смерти. Троянский конь – трансформация переправы во чреве животного. Черты хозяина иного мира у Приама: старость и невоенность, гиперболизованная многодетность как устойчивый признак Змея.

«Илиада» – эпос о гневе Ахилла. Черты иномирного героя у Ахилла: иномирное происхождение, безумная ярость, исполинская мощь, враждебность к своим. Патрокл как заместительная жертва или «ложный герой». Эволюция образа Гектора: от самого могучего и ужасного из чудовищ (ср. инд. Кумбхакарну) до благородного и человечного защитника родины.

 

«Одиссея» и шаманский миф

 

Инициатический характер странствий Одиссея. Брак с хозяйкой иного мира (Калипсо, Кирка). Особенности образов обитателей иного мира. Нисхождение в Аид, его значение и место в сюжете. Архаические мифы в связи с образом феакийцев. Возвращение Одиссея домой в сопоставлении с мотивами волшебной сказки.

П. А. Гринцер об общеэпических мотивах в «Илиаде» и «Одиссее».

 

 

Литература

 

Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1987.

Голосовкер Я. Сказания о титанах. М., 1994.

Баркова А. Л. Структура архаического поединка…

Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. М., 1974. С. 246–263.

Тренчени–Вальдапфель И. Мифология. М., 1959.

Шталь И. В. Эволюция эпического изображения: (Четыре поколения героев «Одиссеи» Гомера). // Типология народного эпоса. М., 1975.

 

Семинар

 

Анализ «Теогонии» Гесиода. Историческая трансформация образов «Одиссеи».

 

 

Лекция 8. Римская мифология и религия

 

Трудность выявления собственно римской мифологии из–под слоя греческих напластований и религиозных трансформаций.

 

Малые божества

 

Следы тотемических верований и культа животных. Мифологические образы волка и собаки: италийские племена, возводящие свой род к волку; поверье о превращении людей в волков; волчица, вскормившая Ромула и Рема, как прародительница Луперка; сохраняющий следы инициации ритуал Луперкалии; культ звезды Сириус (Каникула – от canis, «собака») в созвездии Большого Пса – жертвоприношения ему рыжих собак, дабы Сириус («Сияющий») не наслал губящую посевы жару; Небесный Пёс в сопоставлении с греч. Кербером. Культ козла как символа плодородия: козёл как тотем, как ипостась бога природы Фавна, жертвоприношения козла в Луперкалиях; отождествление козла и волка как италийских ипостасей Бога Земли.

Лары: божества дома, хранители местности, духи перекрёстков. Домашние лары, их связь с культом предков, отождествление множеств ларов с одним Ларом (ср. русск. домового и его связь с предками); место их культа – очаг; забота о благополучии фамилии и кара нарушителей. Жертвоприношения ларам, в частности, как знак принятия в общину. Лары священных рощ и жертвоприношения им, отождествление ларов рощ с героями. Лары перекрёстков (компитальные), отголоски человеческих жертвоприношений им, их связь с богами смерти, Термином – богом границ, Гекатой. Обычай качаться на качелях в праздник компитальных ларов, связь качелей с символикой плодородия.

Духи мёртвых. Противопоставление манов и ларов как общемифологическое различение «своих» покойных предков и неупокоенных мертвецов. Отождествление манов с семейными богами, ларами; их культ. «Фасты» Овидия о домашних ритуалах.

 

Земледельческие боги римлян

 

Воnа Dеа (Добрая Богиня) как возможная преемница образа Богини–Матери: её анонимность, ночное отправление культа, позднейшее отождествление с «матерью леса» Феронией и с Гекатой. Воnа Dеа как вселенское божество в религии II в. Веста: проявление общемирового культа «хозяйки очага», матери–огня. Очаг в первом зале дома как воплощение священной силы, охраняющей семью. Государственный культ Весты: представление о том, что царскую силу правителю даёт Веста, его отражение в обычае весталок посещать царя в Новый год; ритуальное добывание священного огня трением. Девственность весталок как отражение девственности Весты, происходящей от образа Богини–Матери, не имевшей супруга. Церера как богиня не только плодородия, но и преисподней; казни преступников как жертвоприношения Церере, её отождествление с богиней безумия Манией. Фавн как бог природы, покровитель стад и полей, его связь с культом волка и козла, позднейшее отождествление с патроном Луперкалий Луперком, а также с Сильваном. Близость культов Сильвана и Геракла, почитание Геракла наряду с богами местности; образ Геракла в учении киников.

 

Верховные боги римлян

 

Янус («Сообщающий ход») как бог начала, и, в частности, начала мира; творец мира. Двуликость Януса как выражение его власти над прошлым и будущим. Янус как антропоморфное выражение мировой оси. Связь Януса с ключами (как символическими, так и физическими), отпирание дверей храма Януса во время войны и их запирание с наступлением мира. Сатурн как культурный герой, правитель «золотого века». Юпитер, его индоевропейские аналоги; связь с грозой, воинской силой, царской властью. Культ Юпитера Всеблагого Величайшего в войсках. Марс как трансформированный Бог Земли: изначальный хтонический и аграрный характер Марса, его связь с богами земледелия и отождествление с Сильваном; Марс как бог–волк и предводитель волков, посвящение ему обряда люстрации (очищения от скверны) имения. Трансформация Марса в бога исключительно войны. Квирин как бог народного собрания, его отождествление с Янусом. Ж. Дюмезиль о триаде Юпитер–Марс–Квирин как воплощении трёх социальных функций индоевропейского общества (царско–жреческой, военной и земледельческой).

 

Римская обрядность

 

Авгурии и ауспиции (гадания по полёту птиц), их противопоставление: авгурии имеют общегосударственное значение и действительны на долгий срок, ауспиции касаются частных лиц и частных моментов, действительны на один день. Инаугурация царей. Обряд люстрации (очищения) имения, военных трофеев и т. д.Эвокацио – призыв к богам враждебного города покинуть его и перейти в Рим. Девоцио – обречение воином себя и вражеского войска в жертву подземным богам.

Цицерон о религии. Религия как один из государственных институтов; добропорядочный гражданин обязан соблюдать её предписания, а вопрос веры – личное дело человека, религии не касающееся (в уста верховного жреца государства вложено фактическое принятие атеизма; Цицерон, сам бывший авгуром, высмеивает различные формы гадания).

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!