IV. Беседа о древнеславянских божествах.



Х од урока

Организационный момент.

I. Вступительное слово учителя.

Литература – это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи – все это есть богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений, характеров.

Именно из литературы мы черпаем необходимые знания, получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели и очерствели бы душой.

Изучение нового для вас предмета начинается с мифов, затем – устное народное творчество, древнерусская литература, позже следует классическая, а за ней – современная литература.

На уроках литературы в этом учебном году мы продолжим работу по развитию беглого выразительного чтения, совершенствованию умений пересказа, монологической речи, будем пополнять знания по теории литературы, встретимся с новыми книгами, писателями.

Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, утверждавшим, что чтение – лучшее учение? Почему?

II. Беседа о прочитанном в дни летних каникул.

Вопросы:

1. Книги каких авторов вы прочитали? О чем они?

2. Что взволновало вас в этих произведениях?

3. Чему научились вы у героев книг? От каких черт характера этих героев вы отказались бы?

4. Что из прочитанного вы предложили бы своим друзьям? Почему?

Следуют пересказы прочитанных произведений, чтение стихотворений, ребята показывают полюбившиеся книги, поясняют свои иллюстрации к ним. Можно провести литературную викторину или литературное лото.

III. Знакомство с учебником.

Учитель обращает внимание детей на титульный лист книги (объяснить слова «титул», «титульный лист»), где изображена картина М. В. Нестерова «Лель (Весна)». (Пояснить, кто такой Лель.) Затем следует знакомство с форзацами учебника. (Все новые слова поясняются в ходе беседы.) Звучит небольшое сообщение об искусстве Палеха.

Палех. Лаковая миниатюра – живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, ювелирных украшениях). Во всем мире известны работы русских художников-миниатюристов из сел Федоскино, Палех, Мстера и Холуй. Лаковой эта живопись называется потому, что основу изделия изготавливают из папье-маше, затем грунтуют и покрывают черным лаком. Затем к работе приступают художники. Они создают жанровые композиции, портреты, пейзажи. На последнем этапе работы изделие покрывают прозрачным лаком, который не только предохраняет красочный слой, но и добавляет глубину и силу краскам.

Работа с репродукцией картины Б. Парилова, В. Дудорова «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый…». Ребята рассматривают изображения героев великого поэта, называют произведения. Звучит выразительное чтение Вступления к поэме «Руслан и Людмила». Аналогичная работа проводится над вторым форзацем.

Далее ученики знакомятся с коллективом авторов-составителей, редакторов, художников. Знакомятся с такими элементами книги, как предисловие, послесловие, оглавление, словари, сноски и узнают об их назначении.

Завершая этот этап работы, нужно сказать о том, что читать правильно, по-настоящему, не так просто. Нужно быть внимательным при чтении, задумываться над тем, что хотел сказать автор, учиться понимать смысл прочитанного, делать выводы.

Здесь можно пригласить ребят на 1-й библиотечный урок, так как именно в библиотеке можно выбрать книги по интересам, которые «поведут» в мир знаний.

IV. Чтение вводной статьи учебника. Работа с иллюстрациями
(с. 4). Работа по вопросам (с. 5–6).

Домашнее задание: перечитать статью, составить ее план, уметь пересказать текст.

У рок 2
СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ
(внеклассное чтение)

Цели : познакомить с понятием «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов.

Ход урока

Организационный момент.

I. Проверка домашнего задания.

II. Вступительное слово учителя.

Литература – это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» – вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество – это тоже религия. Дословно язычество – от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?

Миф – это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782–1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.

III. Беседа по вопросам.

1. Что такое миф?

2. Почему люди складывали мифы?

3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5. Можно ли миф назвать «фантастическим рассказом»? Почему?

IV. Беседа о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

На высшем уровне находятся два праславянских божества (праславянских – объяснить понятие) – Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун – бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями*. Велес – бог-покровитель животных и растений.

Чуть ниже другие боги – Сварог и Дажбог. Сварог  – бог неба, Дажбог – бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, – Род, Гур.

Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся – Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.

Наряду со всем сказанным, миф описывался системой двоичных представлений (доля – недоля, весна – зима, счастье – несчастье, чет – нечет, правый – неправый, небо – земля, солнце – луна, белый – черный, старый – молодой, близкий – дальний).

Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. – условная дата начала русской культуры**.)

Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!