Абашевская историко-культурная общность».
Чтоб ответить на поставленные вопросы мы должны обратиться к корпусу документов Абашевской историко – культурной общности, анализировать их письмо, язык, верования, государственное устройство, и историю возникновения архивов (граффити) этой культуры. К настоящему времени в Башкортостане найдены множество документов (граффити), которых мы относим к данной культуре.
Наидревнейшими документами башкир и Башкортостана являются иероглифические надписи бронзового поясного крючка из уфимских могильников, иероглифическая надпись на скале реки Малая Сурень Зианчуринского района Башкортостана и Елабужская эпитафия. Всех их объединяет одна особенность, а именно отсутствие в них гетерограмм. Причем Елабужская эпитафия, к тому же являясь самой младшей из этих документов, имеет четкую датировку, т.е. текст этой эпитафии ограничивает написанную иероглифами башкирскую историю (по нашему мнению) 162 годом с сотворения мира.
Датировку окончания периода истории «Абашевской историко-культурной общности», можно ограничить 600 годом до миляда Гайсы, что подтверждается особенностями текста Ургинского стереотипа-билингвы из Зианчуринского района.
Елабужская эпитафия из Новомордовского могильника.
Надпись документа четко датирована (вавилонскими числами) 162 годом с сотворения мира, то есть 5297 годом до миляда Гайсы. Иероглифическая надпись гласит «Блт Кнг», или «Билят Канг», то есть «Не имеющий идолов для поклонения Канг».
|
|
Текст гласит: «Блт кнг. 162», то есть «Би лэт Канг. 162». Перевод на русский язык таков – «Не имеющий идолов для поклонения Канг. 162 (думаем, от сотворения мира) год».
Найдено граффити в 1865 году А.И.Невоструевым.
Публикации: 1). К.И.Невоструев. «Елабужские древности (Труды Московского археологического общества)», 1867 год.
2). «Историко-культурный атлас Республики Башкортостан», Москва-Уфа, 2007 год.
Место хранения Татарстанский исторический музей.
Попытка прочтения опубликовано в издании: «Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ахнаф Харисов и актуальные проблемы башкирской филологии». Уфа, УНЦ РАН, 2014 г. Статья И.Б.Зианбердина «Проблемы жанрового многообразия иероглифических и гетерографических текстов Башкортостана».
Надпись бронзового крючка из Уфимского могильника.
Данная надпись не имеет даты, но поддается датировке благодаря методу нанесения иероглифической надписи. Надпись выполнена иероглифами идентичными иероглифам печаток Мохенджо-Даро и нанесена сверху вниз, следовательно, старше текстов из Мохенджо-Даро и Хараппы. Иероглифический текст гласит: «Т тссд» то есть «Тэ тэссади\\До посягательства».
|
|
Информацией о времени находки не располагаем.
Публикации:1) А.В.Збруева. «История населения Прикамья в Ананьинскую эпоху». МИА.1952 год. 2) А.Х.Пшеничнюк. «Кара-Абызская культура», «Археология и этнография Башкирии. Т.5», Уфа, изд-во АН СССР Башкирский филиал, 1973 год.
Место хранения неизвестно.
Попытка прочтения опубликовано в издании: «Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ахнаф Харисов и актуальные проблемы башкирской филологии». Уфа, УНЦ РАН, 2014 г. Статья И.Б.Зианбердина «Проблемы жанрового многообразия иероглифических и гетерографических текстов Башкортостана».
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!