Пространство и время в психотической области личности



 

Психоаналитическая теория часто обнаруживает свой недостаток при построении формулировок, описывающихся таким способом, что уровень наблюдения и теоретический уровень кажутся перепутанными, находящимися на одном уровне абстракции. Теория может казаться слишком конкретной и, в силу этого, не подходящей для более общего приложения к иным эмоциональным переживаниям, возникающим в психоаналитической терапии. С другой стороны, она может казаться слишком абстрактной. Эти проблемы становятся даже еще более острыми и насущными, когда мы сталкиваемся с задачей изучения понятий столь же сложных, как и имеющая отношение к развитию концепция времени и пространства.

Бион в связи с этим настоятельно рекомендует использовать абстрактные символы и манипулировать ими в отсутствие объекта познания (аналитической сессии). Использование категорий системы координат является важной частью этого метода исследования (см. об использовании системы координат Главу 3). (См. Приложение § 5.)

Другое предложение состоит в использовании абстрактных символов, таких как точка (.) и линия (—), - чтобы использовать их так же как использует математик в своих геометрических и алгебраических формулах. Применяя такие математические средства, аналитик подвергается опасности слишком большого удаления от эмоциональной ситуации со своим пациентом ради достижения свободы или мышления. Если иметь это в виду, то метод будет работать, и психоаналитик сможет поддерживать контакт с эмоциональным фоном, на основе которого был выведен абстрактный символ. Помня об этом, сфокусируем теперь наше внимание на этих двух символах: точке (.) и линии (—). Оба они должны рассматриваться как представляющие две группы идей.

Во-первых, точка (.) и линия (—) представляют устойчивую связь; они функционируют как определяющие гипотезы, и их развитие будет зависеть от той степени, до которой негативный аспект определяющей гипотезы является терпимым (тот же самый способ, который указывает на то, что "есть", указывает также на нечто, что "не есть"; символ указывает на то, что символизируемое "есть", а не "не есть"). Понимаемые таким образом точка и линия указывают на объекты, и все развитые Мелани Кляйн соображения, касающиеся объектных отношений, применимы к ним. Для другой группы идей точка (.) и линия (—) представляют время и пространство, которые порождают (infuse) объекты и объектные отношения. В этом случае, точка (.) и линия (—) могут быть символическим выражением "положения, которое объект занимает в пространстве и времени," как более разработанный ответ непсихотической части личности на отсутствие объекта.

Вместо этого психотическая часть личности не способна терпеть такое отсутствие и "создает" пространство. Посредством преобразования в галлюцинирование она изменяет временной порядок "сейчас-не-есть" и пространственный порядок "здесь-не-есть" на "сейчас-есть-здесь."

Преобразование в галлюцинирование является частной формой функционирования психотической области личности и создает пространство, занятое несуществующим объектом, иногда путем манифестации галлюцинаций, а в другой раз - посредством эквивалентных явлений (мерцающих галлюцинаций, невидимых галлюцинаций).

Это "занятое" пространство представляется символом минус точка -(.) и минус линия -(—). Они представляют методы замещения незанятого пространства-времени. Поскольку это условие является непереносимым психотической частью личности, последняя атакует с чувством зависти и жадности это незанятое состояние пространства-времени, а также понятия и символы, которые их представляют, лишая их репрезентирующей функции.

 

Психическое пространство в галлюцинировании

 

Модель психического аппарата, описанная Фрейдом и проиллюстрированная им на схеме Эго, Суперэго и Ид, основывается на реализации физического аспекта. Эта модель показала свою полезность в объяснении многих событий, но оказалась неподходящей для понимания пациентов с нарушениями ориентации во времени и пространстве. Чтобы подойти к пониманию этих нарушений, используемая для исследования модель должна быть такой, чтобы присущая ей реализация приближалась к модели, используемой пациентом.

Психическое пространство, как его постулирует Бион, является вещью-в-себе и в силу этого непознаваемо.

Психическое пространство можно представить мыслями, словами и т.п., но это неизбежно ограничивает его. Кляйнианская теория проективной идентификации формулируется в терминах, берущих свое начало из реализации обычной области трехмерного пространства; эти формулировки опираются на зрительный образ пространства, которое содержит все виды объектов. Представляется, что именно в это пространство человек проецирует отщепленные части своей личности. Тем не менее, аналитическая работа с сильно нарушенными пациентами привела Биона к попытке более точного формального представления психического пространства, - так как он рассматривает его для определенных типов пациентов, то понятия пространства и времени подчиняются здесь реализации психотических фантазий, основанных на психической реальности, форма которой происходит не из физической реальности.

Эмоциональный опыт переживания, под названием психотическая паника, О преобразования в галлюцинирование, является опытом, который может рассматриваться как неудача альфа-функции в формировании контейнера (+-о), который бы "вмещал" в себя отторгаемые эмоции. Неспособность сформировать содержимое (о->), которое бы смогла вытерпеть период ожидания контейнера (+-о), вместе с неудачей в формировании устойчивой связи, касающейся избранного факта (Ps-->D действие), приводит к тому, что отношение +-оо-> не устанавливается или к тому, что устанавливается отношение - +-оо->. Имеет место неудача реалистичной проективной идентификации, и вместо этого возникает "взрывчатая проекция" ("explosive projection"), которой является переживание в ничем не ограниченном "психическом пространстве." Этот эмоциональный опыт переживания создает пространство, которое ощущается настолько огромным, что не может быть представлено даже космическим пространством. Отношение между контейнером и содержимым является настолько взрывчатым и уничтожающим, что не может быть представлено ничем. Оно не приемлет формирования символа.

Бион предлагает медико-биологическую модель для понимания эмоционального опыта переживания психотического психического пространства. Он полагает, что его можно сравнить с хирургическим шоком, при котором капилляры настолько расширяют пространство, в котором циркулирует кровь, что пациент фактически течет к смерти в своих собственных тканях.

Психическое пространство, созданное психотической частью личности, является настолько громадным по сравнению с привычным трехмерным пространством, что пациент чувствует, как его эмоции исчезают в бесконечном вакууме, подобно крови в медицинской модели. Слова, образы и идеи этих пациентов являются остатками, обломками или фрагментами, плавающими в безграничном пространстве (психическом пространстве галлюцинирования). Как альтернатива, они могут быть сгруппированы вместе в попытке синтеза, образуя конгломераты. Они изгоняются как бета-элементы или странные объекты, которые отмечают "место, в котором объект должен быть."

Таким образом, Бион предлагает описание, в котором (.) и (—), +-оо-> атакуются психотической частью личности с неистовыми опустошающими эмоциями, среди которых мы отмечаем связь зависти и жадности как особенно разрушительную; результатом является губительная сила, которая лишает смысла процесс начинающегося формирования понятий пространства и времени.

Развитие непсихотического понятия пространства и времени проистекает из установления устойчивой связи фактов опыта, относящихся к наличию и отсутствию объекта. Эта связь пропитывается терпимыми эмоциями и это дает нам возможность рассматривать ее в качестве определяющей гипотезы (.) и (—), которая в неполной (ненасыщенной) форме сохраняет возможность использования ее в качестве до-представления. Новые эмоциональные переживания будут вести к еще более сложным формулировкам и понятиям, а также терпимости по отношению к наличию-отсутствию, "сейчас" и "не сейчас," "здесь" и "не здесь." Это ведет к росту, понимаемому как эволюция.

Точка (.) и линия (—) являются знаками, которые (как определяющая гипотеза) могут представлять, но не заменять. Они действуют как до-представления, которые при успешной негативной реализации (фрустрация, отсутствие объекта) будут способствовать более частому конструированию символов в области мышления и области действия, закладывая фундамент для слов, которые должны стать прелюдией действия, а не заменой его. Несколько примеров иллюстрируют эти понятия: пациент вновь и вновь говорит, что он - "утекающее время." Эта формулировка будет иметь весьма отличную интерпретацию, если мы сможем понять, что для психотической части личности это не вербальное преобразование, а конкретное и актуальное событие. Похожим образом, слова такие как вчера, позже или спустя несколько лет могут быть не репрезентациями, а остатками деструктивных рассеивающих атак на время. С тем, чтобы зафиксировать это в материале пациента наблюдатель должен быть готов частично отказаться от привычных видов преобразования и подойти к пониманию преобразования, используемого пациентом. Другой пример: в курсе своего анализа пациент делает ссылки на определенное событие, однако, в этих ссылках, отделенных месяцами и даже годами, наблюдатель с трудом может распознать рассеянные фрагменты атакованного эмоционального опыта. Тем не менее, для психотической части личности они являются "растянутым" настоящим моментом времени, а также мерой конкретного расстояния между рассеянными фрагментами. Понимание отреагирования в связи с бесконечным и рассеянным "психическим пространством" дает новый угол зрения в понимании проблем, имеющих отношение к этому "психическому пространству."

Преобразование в галлюцинирование подразумевает реализацию преобразования из О вещи-в-себе, в контексте отличном от контекста вербального или символического преобразования. Точка (.) и линия (—) являются невыносимыми, в силу завистливой атаки на зарождающееся понятие пространства и времени, которая лишает их репрезентативных свойств, оставляя только вещи-в-себе, бета-элементы, вакуум. Точка (.) становится минус точкой -(.), линия (---) становится минус линией -(—), а пространство - "не-пространством" с угрожающими свойствами, которые в него были вложены.

 

Примечания

 

[1] S.Freud, The interprrtation of dreams // Толкование сновидений, S.E. 5.

[2] S.Freud, A metapsychological supplement to theory of dreams // Метапсихологическое дополнение к теории сновидений, S.E. 14.

[3] Преобразования в мышлении являются преобразованиями движения, которое может быть представлено словами и поэтому вербализовано.

[4] S.Freud, The ego and id // Я и Оно, S.E. 19.

 


 

 

Глава 6

 

ПОЗНАНИЕ

 

L, H и K-связи * Мифы как модели K-связи * Психоаналитический объект * Позиция, корреляция и конфронтация * Правда, ложь и обман

 

 


 

 

Предложенная Бионом теория мышления и размышления является также и теорией о познании, о научении через опыт переживания и их нарушениях. Он развивает концепции об источнике познания и приобретении знания, а также некоторые положения, касающиеся "психоаналитического познания." Он принимает в рассмотрение знание индивидуума о самом себе и других, обучающие взаимоотношения индивидуума в группе, а также таковые для группы с другими группами.

Теория познания, которую можно выделить в работах Биона, - это теория, которая предполагает, что познание имеет берет свое начало в примитивном эмоциональном опыте, иногда вмешивающемся в ослабленной форме в более поздний опыт открытия, научения и формулирования новых идей в какой-либо области, будь то наука, эстетика, психоанализ или что-либо еще. Он предлагает искать похожие формы в очень несхожих опытах, а именно, выделять инварианты или эквивалентные им структуры всякий раз, когда индивидуум, группа или общество встречаются с проблемой познания.

Бион полагает, что окончательная реальность объекта является непознаваемой в кантианском смысле. Объектом познания в психоанализе является собственная психическая реальность или психическая реальность другого. Познание ее ставит различные проблемы. Одна из главных проблем связана с тем фактом, что этот объект познания - психическая реальность - не является объектом физического чувственного восприятия. Основные эмоции, с которыми имеет дело аналитик - тревога, любовь, страх, гнев - не могут быть восприняты органами чувств (их нельзя пощупать, услышать или увидеть), но могут быть различены их вербальные и телесные преобразования. Смысл проблемы, которую ставит психоанализ, заключается в недостаточно адекватной терминологии, использующейся для описания таких событий и походит на проблему, которую Аристотель решил, предположив, что математика имеет дело с математическими объектами.

Бион полагает удобным считать, что психоаналитик имеет дело с психоаналитическими объектами.[1] Психоаналитик пытается обнаружить их в ходе психоаналитической терапии и с помощью удачных абстракций и преобразований пытается найти способ передать природу этих объектов.

Этот процесс интуиции, абстракции и преобразования некоторыми своими свойствами похож на процесс открытия и абстракции, которые, как считает Бион, имеют место в психике младенца в процессе развития. Благодаря альфа-функции, младенец выводит из своих первых эмоциональных переживаний модели и понятия, которые он будет использовать в качестве гипотез в контактах с внутренней и внешней реальностью. В процессе постоянного эволюционного взаимодействия у него возникнут концепции, понятия, словарь и язык, которые дадут возможность всевозможному развитию и применению.

 

L, H и K-связи

 

В течение этого процесса развития личность разрешает проблему терпения фрустрации, присущей опыту под названием К-связь.

Слово связь описывает эмоциональный опыт переживания, который всегда имеет место при общении двух людей или когда две части личности взаимодействуют друг с другом. Бион выбирает три эмоций - Любовь (L), Ненависть (H) и Познание (К) - в качестве внутренне присущих связи между двумя объектами, и являющихся необходимым условием существования взаимоотношения.

Символ К (являющийся первой буквой слова knowledge - познания) используется для указания на связь между субъектом, пытающимся познать объект, и объектом, который может быть познан. К-связь представляет собой активную связь и указывает на эмоциональное переживание, которое имеет особый оттенок, отличный от того, что представляют L-связь и Н-связь. Этот особый эмоциональный оттенок выражается болезненным чувством, которое можно различить в вопросе "Как Х (субъект) может знать что-либо?"; формально его можно представить как боль, связанную с фрустрацией, внутренне присущей познанию.

К-связь позволяет выделить тип индивидуума, который через интроспекцию пытается узнать правду о себе. Этот символ характеризует также взаимоотношение между аналитиком и пациентом. Познание правды о себе является функцией личности. Бион полагает, что Фрейд[2] неявно приписывал эту функцию сознанию, когда определял его как "чувственный орган для восприятия психических свойств." Развитие этой функции личности достигается посредством удачных и многочисленных эмоциональных переживаний, в которых участвуют операции Ps<—>D и +-оо-> (Глава 3). Эта функция схватывания психических свойств в основе своей связана с познанием психической реальности и Бионом названа психоаналитической функцией личности. Эта функция существует с самого начала жизни и развивается, благодаря психоаналитическому методу.

По аналогии с до-представлением К-связь указывает на предположение о знании чего-то, что еще не реализовалось. Используя модель контейнера-содержимого (+-оо->), об этой связи можно сказать, что она подразумевает существование взаимоотношения в паре на эмоциональном фоне, характеризующемся терпимостью к сомнению.

Отношение под названием понимание - это активность, посредством которой субъект осознает эмоциональное переживание и становится способным представить его в виде абстрактной формулировки, которая в достаточной мере представляет это переживание. Процесс абстрагирования является очень важным для эмоционального переживания К-связи, поскольку абстрактные элементы могут использоваться для научения через опыт и для понимания.

Этот процесс осуществляется посредством отношения между контейнером и содержимым (+-оо->) и динамического взаимодействия между параноидно-шизоидной позицией и депрессивной позицией (Ps<—>D). Последняя процедура описывает процесс интеграции и дезинтеграции, подобный тому, что был описан Пуанкаре как открытие избранного факта.

Необходимо проводить различие между "обладанием знания," как результатом модифицирования боли в К-связи (в этом случае полученное знание будет использоваться для дальнейших открытий), и "обладанием знанием," которое используется для избегания болезненного переживания. Последнее можно найти доминирующим во всезнающей части личности. Установление К-связи и, следовательно, научения через эмоциональный опыт переживания, прекращается.

Уклонение от боли может быть в арсенале деятельности под названием "-К-связь" (минус К), - эмоционального состояния, в котором все присущие К-связи факторы меняют свое направление на обратное. Эмоциональными факторами в -К являются зависть и жадность, а в терминах контейнера-содержимого они составляют отношение, которое является губительным и разрушительным для обоих, где смысл и эмоция активно лишаются (denuded) жизненности и воспринимаются так, что открытие и развитие становится невозможным. Место научного мышления -К-связь занимает нравственность. В этом подходе не будет функции, служащей различению правды и лжи, вещи-в-себе и представления. Описывая эту связь, Бион определяет область психотической личности или психотической части личности. Эта связь может также быть названа паразитической и иметь место между двумя объектами, связанными друг с другом таким образом, что будут продуцировать третий объект, разрушительный для всех трех.

 

Мифы как модели К-связи

 

Мифы были источником знаний для самых разных дисциплин (см. Приложение § 6). Психоанализ нашел в мифе об Эдипе освещение деталей сексуального развития, как это продемонстрировал Фрейд, применяя теорию эдипова комплекса. Исследование эдиповой ситуации в многочисленных и различных ее воплощениях (реализациях) доказало свою значимость в деле способствования развитию пациента в аналитической терапии; оно способствует также развитию психоаналитической теории, как, например, формальному представлению ранних стадий эдипова комплекса. Открытия психоанализа в свою очередь дали возможность более полно понять мифы. Любовь, ненависть, сексуальность и ревность (L и Н-связи) играют доминирующую роль во всех этих исследованиях.

Бион на примере предлагает подойти к мифу об Эдипе, ища в нем элементы, связанные с К-связью, то есть с проблемой познания, усматривая в ней по крайней мере такую же основу человеческого существования, как в L и Н-связи. Под этим углом он рассматривает три различные повествовательные мифа - Райский сад, Эдип и Вавилонская башня - и ищет лежащие в их основе общие структуры, имеющие отношение к К-связи.

Общими найденными в этих трех мифах элементами являются всезнающий и всемогущий бог,- модель умственного развития как отношения любопытства и вызова,- и наказание, связанное с запретом за любопытство и поиск истины. В мифе о райском саде вызов состоял в том, что был съеден запретный плод с древа Познания, за что наказанием было изгнание с райской земли. Любопытство Эдипа относительно себя представлено загадкой Сфинкса. Вызов содержится в высокомерной и упрямой манере, в которой Эдип осуществляет свое исследование, несмотря на предупреждения Тиресия, и наказание слепотой и изгнанием. В мифе о Вавилоне любопытство и жажда познания (достичь небес) принимают вызов в виде постройки башни, и город наказывается смешением языков, разрушением способности общаться. Существенно, что во всех трех мифах любопытство являлось греховным качеством. Модели умственного развития представлены древом Познания, загадкой Сфинкса и Вавилонской башней.

Лежащая в основе этих мифов форма одна и та же в отношении "осознания." Любопытство ищет знания; нетерпимость к боли и страху незнания побуждает к действию и это действие стремится избежать, отменить или нейтрализовать поиск и любопытство. Колонка 2 системы координат (см. Главу 3) позволяет нам найти место явлению сопротивления, которое направлено против открытия новых истин. Мифы дают описательное представление проблемы; каждый из трех мифов описывает драму взаимоотношения индивидуума с группой в том, что касается поиска с целью самопознания.

Бион полагает, что миф об Эдипе является частью примитивного аппарата, который работает как до-представление в психике младенца. Это до-представление указывает на родительскую пару и реализуется через контакт с реальными родителями или людьми, их заменяющими. "Миф-до-представление об Эдипе" - это предшественник познания психической реальности. Поэтому, Бион постулирует, что "личный миф об Эдипе" формируется альфа-элементами и предполагает, что на ранних стадиях развития ребенка он является неотъемлемой частью аппарата научения. Этот личный миф-до-представление об Эдипе является, таким образом, фактором в психоаналитической функции личности.

Этот личный миф, который позволяет младенцу понять свои отношении с родительской парой, может испытывать разрушительные атаки, исходящие из зависти, жадности и садизма, заложенных конституционально. Последствиями разрушительных атак являются фрагментация и рассеивание этого до-представления, что препятствует развитию интуитивного качества (измерения) аппарата, который служит научению через опыт переживания. В результате, развитию психоаналитической функции личности будет нанесен вред.

 

Психоаналитический объект

 

Психоанализ пытался обозначить объект своего исследования, и психоаналитики пребывали в уверенности, что в какой-то мере это было достигнуто. Трудности, присущие обмену опытом между аналитиками, показывают, тем не менее, что существует потребность в более жестком обозначении сути объекта исследования.

Характерными свойствами этого объекта исследования, который связан с психической реальностью или с бессознательными фантазиями, и который Бион называет "психоаналитическим объектом," являются его вне-чувственное качество и возможность "развития," "уменьшения," "наличия" и "соответствия" ("becoming"). Эти термины, однако, вызывают ассоциации, которые не годятся для описания психоаналитического объекта. Для облегчения этого затруднения Бион предлагает использовать абстракцию-формулу, что позволит сузить диапазон ассоциаций. Предложенная Бионом формула имеет следующий вид: ±U(m)(x)(y).

Символ Y указывает на фактор умственного роста и может быть как положительным, так и отрицательным. Мю (m) представляет свойство личности. Епсилон (x) является неполным[*] элементом до-представления, которое обозначено символом y (пси).

Психоаналитическая теория предполагает непрерывность развития, которое начинается с примитивного эмоционального опыта переживания, и приходит к созданию структуру. Психоаналитик пытается обнаружить и описать с помощью своих интерпретаций то, что происходит "здесь и сейчас" на сессии с присущими ей примитивными эмоциональными ситуациями и их производными. Что является психоаналитическим объектом какой-либо сессии? Что аналитик должен пытаться обнаружить своими интерпретациями? Аналитик предполагает существование объекта, который проявляется посредством ассоциаций, жестов и эмоций находящегося в контакте с самим собой пациента. Если мы применим формулу Биона, мы обнаружим, что этот объект имеет элементы или факторы, которые являются частью врожденного свойства личности пациента (m) при наличии (x) его до-представления (y) - ожидания, которое может быть более или менее насыщено в опыте-реализации аналитической сессии. Наблюдаемый психоаналитический объект будет также иметь направление, которое можно охарактеризовать как развитие или регрессию, или, другими словами, как рост или спад (±U).

Психоаналитический объект, который мы представили возникающим из материала пациента на психоаналитической сессии, имеет свою генетическую историю в развитии мышления индивидуума. В силу этого, существует возможность описать этот психоаналитический объект на его ранних стадиях, используя модель отношений младенца с грудью, как было объяснено в Главе 3; составляющие элементы могут быть представлены формулой. В этой формуле y (x) представляет неполное ожидание-до-представление груди; с его врожденным свойством мю (y), которое может развиться и принять различные формы (±U) в зависимости от тех превратностей, которые были описаны в Главе 3. Этот психоаналитический объект с присущими ему конституциональными элементами, образует часть функции, связанной с познанием психической реальности, которую Бион называет психоаналитической функцией личности.

В аналитической ситуации аналитик, находящийся в К-связи с пациентом, путем абстракции выводит интерпретацию из психоаналитического объекта. Из своего эмоционального опыта, пережитого в контакте с пациентом, он определяет значения m (мю) и x (епсилон); формальное представление интерпретации включит эти эмоциональные элементы в новое измерение (мифическое измерение), или модель, которую аналитик создал у себя в уме для описания той ситуации, которую он хочет проинтерпретировать. Поскольку интерпретация проясняет этот психоаналитический объект, он приобретет размерность в смысле мифа, значения и теории.

Психоаналитический объект осознается в состоянии, которое мы называем "состоянием открытия," где интуиция является самым важным фактором. Метод, который аналитик может использовать для подкрепления интуиции, выражается в предложенном Бионом отношении, в котором "нет воспоминаний, желаний, понимания." Это состояние способствует психоаналитической интерпретации. Будучи проинтерпретирован, психоаналитический объект изменится. Каждая новая интерпретация должна возникать из похожего процесса абстракции, помятуя о новом эмоциональном опыте и многочисленных аспектах психической реальности.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!