Характеристика понятия «художественное восприятие цвета», его основные составляющие
Рассматривая проблему развития художественного восприятия цвета у детей, для полного понимания специфики процесса, следует проанализировать сущность основных понятий. Выделенные нами основные понятия – цвет, восприятие, восприятие цвета, художественное восприятие – помогут более полно раскрыть сущность проблемы.
Основные теории восприятия были созданы во 2-ой половине XIX века. Представителями которых были ученые М. Арнхейм, М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Коффка, Э. Титченер, помогающие понять процесс и этапы восприятия. Обратимся к рассмотрению этих теорий.
«Теория конструктивного восприятия» (Э.Б. Титченер) основана на положении, что процесс восприятия происходит в результате анализа воспринимаемых объектов на основе ощущений, связанных с воспоминаниями, или того, что мы уже знаем. Ребенок видит, что этот предмет кувшин, потому что узнает его по внешнему виду, «из-за подсознательного умозаключения», процесса, посредством которого складывается информация об этом предмете [41].
Сущность «Теории прямого восприятия» (Дж. Гибсон и Дж. Каттинг) восприятие заключается в прямом получении информации из окружающей среды. Мы понимаем смысл художественного произведения, так как располагаем информацией о художнике, мы понимаем содержание, потому что «владеем семантическим знанием и значением о предметах»
В процессе исследования немецкие психологи: М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка пришли к заключению, что «восприятие» не есть только ощущения, восприятие, есть поле всех действующих на организм раздражителей, воспринимаемой как ситуация, структура целого[10], [22], [24].
|
|
Данное направление стало называться гештальтпсихологией. Сущность этой теории раскрыта в трудах американского психолога Рудольфа Арнхейма. В ее основе утверждение о том, что восприятие строится на основе создания целостных структур – гештальтов. Восприятие представляет собой познавательный, динамический, творчески-активный процесс, обуславливаемый формами и типом зрительного восприятия. С помощью чувств ребенок учится воспринимать, а вот создавать образ ему помогают художественные средства выразительности. Важнейшим механизмом художественного восприятия Р. Арнхейм считает именно выбор из многочисленного многообразия впечатлений и средств наиболее характерные черты, раскрывающие образ. То есть ребенок стремится создать целостно-эмоциональный, выразительный образ, тяготеющий к «художественному» [3].
На современном этапе большинство психологов (Дж. Брунер, В.А. Лекторский) склонны определять восприятие как сложный процесс приёма и преобразования информации, в результате которого живой организм создаёт себе наглядный образ окружающего мира и собственного тела. Как форма чувственного отражения предмета, оно включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа [21], [7].
|
|
Из данного определения ясно, что результатом процесса восприятия является образ, основанный на полученной информации. Художественное восприятие также строится на восприятии уже созданного художником образа. Художественное восприятие выступает как сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее заложенной автором. Художественное восприятие нацелено на «извлечение» художественных образов из материального художественного предмета, на их формирование в психике [36].
Под восприятием искусства исследователи (Е.М. Марченко, О.В. Литвинова) определяют наглядно-образное отражение действующих на органы чувств предметов и явлений действительности в режиме настоящего времени во взаимодействии их различных свойств и частей, которые раскрывают образ через его содержание в соответствии с идеей автора [28], [29].
|
|
Художественное восприятие тесно связано с понятием «образ». В данном контексте важно понимать разницу в определениях понятия «образ». С.Ю. Головин говоря об образе восприятия, имеет в виду отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с коими взаимодействует деятельный субъект [14]. Рассматривая художественный образ, Ю.Б. Борев говорит об образе, содержащем материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, богатство личности творца [42].
Другими словами, процесс восприятия – это психологический процесс отражения того, что мы видим, а процесс художественного восприятия – это создание собственного образа, переработанного фантазией. Что касается изобразительного искусства, то можно говорить о конкретных визуальных способах воздействия, поэтому важно отметить, к каким средствам автор прибегает при создании художественного образа. К ним относятся: композиционное решение в целом, композиционные приемы (ритм, метр, статика, динамика и т.д), форма, фактура, пространство, характер мазка, если речь идет о живописной композиции, или линии, пятна, штриха, если речь идет о графической композиции. И, несомненно, одним из главных средств выразительности образа является цвет.
|
|
Цвет, как зрительное ощущение, определяется как одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет объектов «присваивается» человеком в процессе их зрительного восприятия [15].
С точки зрения физики, цвет – качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов [17].
Цвет рассматривается в научной и искусствоведческой литературе как уникальное явление природы, выразительное средство изобразительного искусства, формообразующее средство и средство эстетической выразительности [28].
Действительно, при помощи колорита, художник, даже не прибегая к сюжетной составляющей, пренебрегая формой, способен выразить эмоциональное состояние, переживания, основываясь на собственной бессознательной активности, что и было взято за основу концепции художников-абстракционистов.
При уточнённом качественном описании цвета используют три его субъективных атрибута: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Именно это относится к понятию цветовосприятия. Измеряя три этих показателя, возможно измерить цветовосприятие отдельного человека. Цветовосприятие также можно рассматривать с точки зрения физических способностей человека.
Цветовосприятие – это реакция живого или неживого наблюдателя на сложное изображение, сформированное в поле наблюдения видимым излучением различного спектрального состава и мощности, исходящего от различных частей наблюдаемых объектов [37].
По мнению Ипполитовой О.В., цветовосприятие – это отражение такого свойства предметов и явлений как цвет, с помощью зрительного анализа [18].
На основе рассмотренных и проанализированных понятий «цвет», восприятие, «художественное восприятие», «цветовоприятие» нами было выявлено авторское рабочее определение понятия «художественное восприятие цвета».
По нашему мнению, художественное восприятие цвета – это способность воспринимающего выявлять черты художественных образов из материального художественного предмета посредством анализа цветовых решений автора, стремясь понять авторскую идею художественного произведения; знание эмоционального значения цвета; способность понимать соответствие цвета определенному эмоциональному состоянию в произведении изобразительного искусства; способность отображать собственную идею в художественно-творческом продукте посредством цветовых решений.
Опираясь на выявленное определение, нами были сформулированы три составляющих художественного восприятия цвета, которые и будут являться показателями развитости этого качества у первоклассников:
1. Знание эмоционального значения цвета
2. Понимание соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства
3. Способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!