Неотправленное письмо Игорю Северянину



 

 

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Начну с того, что это сказано Вам в письме только потому, что не может быть сказано всем в статье. А не может — потому, что в эмиграции поэзия на задворках — раз, все места разобраны — два; там-то о стихах пишет Адамович и никто более, там-то — другой «ович» и никто более, и так далее. Только двоим не оказалось места: правде и поэту.

От лица правды и поэзии приветствую Вас, дорогой.

От всего сердца своего и от всего сердца вчерашнего зала — благодарю Вас, дорогой.

Вы вышли. Подымаете лицо — молодое. Опускаете — печать лет. Но — поэту не суждено опущенного! — разве что никем не видимый наклон к тетради! — все: и негодование, и восторг, и слушание дали — далей! — вздымает, заносит голову. В моей памяти — и в памяти вчерашнего зала — Вы останетесь молодым.

Ваш зал... Зал — с Вами вместе двадцатилетних ... Себя пришли смотреть: свою молодость: себя — тогда, свою последнюю — как раз еще успели! — молодость, любовь...

В этом зале были те, которых я ни до, ни после никогда ни в одном литературном зале не видала и не увижу. Все пришли. Привидения пришли, притащились. Призраки явились — поглядеть на себя. Послушать — себя.

Вы — Вы же были только той, прорицательницей, Саулу показавшей Самуила ...

Это был итог. Двадцатилетия. (Какого!) Ни у кого, может быть, так не билось сердце, как у меня, ибо другие (все) слушали свою молодость, свои двадцать лет (тогда!). Кроме меня. Я ставила ставку на силу поэта. Кто перетянет — он или время! И перетянул он: Вы.

Среди стольких призраков, сплошных привидений — Вы один были— жизнь: двадцать лет спустя.

Ваш словарь: справа и слева шепот: — не он!
Ваше чтение: справа и слева шепот: — не поэт!
Вы выросли, вы стали простым. Вы стали поэтом больших линий и больших вещей, Вы открыли то, что отродясь Вам было приоткрыто — природу, Вы, наконец, раз-нарядили ее...

И вот, конец первого отделения, в котором лучшие строки:

— И сосны, мачты будущего флота...
— ведь это и о нас с Вами, о поэтах, — эти строки.
Сонеты. Я не критик и нынче — меньше, чем всегда. Прекрасен Ваш Лермонтов — из-под крыла, прекрасен Брюсов... Прекрасен Есенин — «благоговейный хулиган» — может, забываю — прекрасна Ваша любовь: поэта — к поэту (ибо множественного числа — нет, всегда — единственное) ...

И то, те ... «Соната Шопена», «Нелли», «Каретка куртизанки» — и другие, целая прорвавшаяся плотина ... Ваша молодость.

И — последнее. Заброс головы, полузакрытые глаза, дуга усмешки и — напев, тот самый, тот, ради которого... тот напев — нам — как кость — или как цветок... — Хотели? нате! — в уже встающий — уже стоящий — разом вставший — зал.

Призраки песен — призракам зала.

МАРИНА ЦВЕТАЕВА
Конец февраля 1931 г.


Это письмо было написано Мариной Цветаевой после посещения концерта Игоря-Северянина, когда в 1931 году он с гастролями был в Европе. Точно неизвестна причина, по которой письмо осталось неотправленным - может быть Цветаевой попался на глаза нелестный сонет в ее адрес из "Медальонов" Игоря-Северянина ...

 

Из мемуаров Георгия Иванова "Петербургские зимы":

Принято думать, что всероссийская слава Игоря Северянина пошла со знаменитой обмолвки Толстого о ничтожестве русской поэзии. Действительно, в подтверждение своего мнения Толстой процитировал северянинское: «Вонзите штопор в упругость пробки, и взоры женщин не будут робки». Действительно, благодаря этому имя будущего (увы, недолговечного) кумира эстрад и редакций промелькнуло на страницах газет (до сих пор оно было лишь уделом почтовых ящиков: «к сожалению, не подошло»). Но настоящая слава пришла позже. И пришла она, в сущности, вполне «легально»: Игорем Северяниным заинтересовались Сологуб, позднее Брюсов и «лансировали» его.

Была весна 1911 года. Мне было семнадцать лет. Я напечатал в двух-трех журналах несколько стихотворений, завел уже литературные знакомства с Кузминым, Городецким, Блоком, был полон литературой и стихами. Имени Северянина я до тех пор не слышал. Но, роясь однажды на «поэтическом» столике у Вольфа, я раскрыл брошюру страниц в шестнадцать (названия уже не помню), имевшую сложный подзаголовок: такая-то тетрадь, такого-то выпуска, такого-то тома. На задней стороне обложки было перечислено содержание всех томов и тетрадей, приготовленных к печати - что-то очень много. А также объявлялось, что Игорь Северянин, Подьяческая, дом такой-то, принимает молодых поэтов и поэтесс - по четвергам, издателей по средам, поклониц по вторникам и т. д. Все дни недели были распределены и часы точно указаны, как в лечебнице.

Я прочел несколько стихотворений. Они меня «пронзили»... Чем, не знаю. Тем же, вероятно чем через год и, кажется, так же случайно, Сологуба. ... однако, я не сразу решился пойти на прием наПодьяческую улицу. Как держаться, что сказать? Идти в качестве молодого поэта? - в этом было что-то унизительное. Поклонника? - тоже, если даже забыть о своей мужской принадлежности, так как в объявлении значились только поклонницы. Я нашел выход: приняв солидный вид, я отправился к Игорю Северянину в часы, назначенные для издателей. В сущности, я и собирался в ближайшем будущем стать издателем... своей собственной книги (семьдесят пять рублей, выпрошенные у старшей сестры, я хранил в надежном месте). Еще одно обстоятельство смущало меня, пока я ехал с Каменноостровского на Подьяческую. Несомненно, человек, каждый день принимающий посетителей разных категорий, стихи которого полны омарами, автомобилями и французскими фразами,— человек блестящий и великосветский. Не растеряюсь ли я, когда подъеду на своем ваньке к дворцу на Подьяческой, когда надменный слуга в фиалковой ливрее проведет меня в ослепительный кабинет, когда появится сам Игорь Северянин и заговорит со мной по-французски с потрясающим выговором?.. Но жребий был брошен, извозчик нанят, отступать было поздно...

Игорь Северянин жил в квартире № 13. Этот роковой номер был выбран помимо воли ее обитателя. Домовая администрация, по понятным соображениям, занумеровала так самую маленькую, самую сырую, самую грязную квартиру во всем доме. Ход был со двора, кошки шмыгали по обмызганной лестнице. На приколотой кнопками к входной двери визитной карточке было воспроизведено автографом с большим росчерком : Игорь Северянин. Я позвонил. Мне открыла маленькая старушка с руками в мыльной пене. «Вы к Игорю Васильевичу? Обождите, я сейчас им скажу»...Мы проговорили весь вечер, поочередно читая друг другу стихи. С этого дня началось наше знакомство.

… Шумные поэзо-вечера и шумные попойки чередовались с "редакционными" собраниями в квартире Северянина. Поэтов вокруг Игоря группировалось довольно много. Трое удостоились высокой чести быть " директориатом" при нем. Это были - я, Константин Олимпов, сын Фофанова, явно сумасшедший, но не совсем бездарный мальчик лет шестнадцати, и Грааль Арельский, по паспорту Степан Степанович Петров, студент не первой молодости, вполне уравновешенный и вполне бесталанный. Моя дружба и Игорем Северяниным, и житейская, и литературная , продолжалась недолго. Я перешел в Цех Поэтов, завязал связи более "подходящие" и поэтому бесконечно более прочные. Но лично с Северяниным мне было жалко расставаться. Я даже пытался сблизить его с Гумилевым и ввести в цех, что, конечно, было нелепостью.

Мы расстались, когда Северянин был в зените своей славы. Бюро газетных вырезок присылало ему по пятьдесят вырезок в день, сплошь и рядом целые фельетоны, полные восторгов или ярости (что, в сущности, все равно для "техники славы"). Его книги имели небывалый для стихов тираж, громадный зал городской Думы не вмещал всех желающих попасть на его "поэзо-вечера". Неожиданно сбылись все его мечты: тысячи поклонниц, цветы, автомобили, шампанское, триумфальные поездки по России … это была самая настоящая, несколько актерская, пожалуй, слава.

 

 

В.Я. Брюсов.

из статьи "Игорь Северянин" (1915 г.)

Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь-Северянин - истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет "Громокипящий кубок".

Это - лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует.
...Это - художник, которому открылись тайны стиха...

из "Вчера, сегодня и завтра русской поэзии":

Тем не менее, уже в 1917 г. определенно наметились такие группы, прикрывавшиеся именем футуризма, которые явно выпадали из общего течения и, которые в дальнейшем, в пятилетке 17—22 гг., перестали играть сколько-нибудь видную роль. Мы говорим здесь не о разных мертворожденных «психофутуристах», членах «Вседури» и т. п., исчезнувших вместе с первым выпуском своих программных изданий, но об объединениях, некоторое время занимавших внимание критики. Такой была группа Игоря Северянина — поэта, деятельность которого начиналась с безусловно интересных, даже значительных созданий и который некоторое время имел самый шумный успех у читателей («Громокипящий кубок», стихи 1910—1912 гг.). Северянин чрезвычайно быстро «исписался», довел, постоянно повторяясь, своеобразие некоторых своих приемов до шаблона, развил, в позднейших стихах, недостаток своей поэзии до крайности, утратив ее достоинства, стал приторным и жеманным и сузил темы своих «поэз» до маленького круга, где господствовало «быстро-темпное упоение», восклицания «Вы такая эстетная» и т. д.,— салонный эротизм и чуждый жизни эстетизм. Приставка эго(Северянин именовался «эгофутуристом») мстила за себя. Все, что писал и печатал Игорь Северянин за годы революции, в Крыму и в Ревеле,— только перепевы худших элементов его ранних книг. Вместе с Северяниным сошли со сцены и его ученики ( были и таковые!).

 


* * * (акростих)

И ты стремишься ввысь, где солнце - вечно,
Где неизменен гордый сон снегов,
Откуда в дол спадают бесконечно
Ручьи алмазов, струи жемчугов.

Юдоль земная пройдена. Беспечно
Свершай свой путь меж молний и громов!
Ездок отважный! Слушай вихрей рев,
Внимай с улыбкой гневам бури встречной!

Еще грозят зазубрины высот,
Расщелины, где тучи спят, но вот
Яснее глубь в уступах синих бора.

Назад не обращай тревожно взора
И с жадной жаждой новой высоты
Неутомимо правь конем, - и скоро
У ног своих весь мир увидишь ты!

1912 г.

 


А.М. Арго

Из "Своими глазами: книга воспоминаний" :

Как правило, актерское чтение стихов существенно отличается от авторского. ...Поэты по большей части перегибают палку в сторону напевного произнесения, жертвуя смыслом, содержанием и сюжетом своих стихов во имя благозвучия и напевности. По свидетельству современников, именно так читал свои стихи Пушкин, а до него многие поэты, начиная с Горация и Овидия.

Поэтов, которых я слышал, в этом смысле можно поделить на три категории. Большая часть читала стихи спокойным, размеренным голосом, выделяя ритм и рифму и предоставляя содержанию своими путями доходить до сознания слушающих. Что же касается успеха у аудитории, он зависел не только от качества исполнения, но и от степени популярности автора. Александр Блок читал не слишком выразительно, но публика видела его живого, и это уже доставляло ей наслаждение — велика была его популярность. Читал он известные, ставшие классическими при жизни его вещи: «Незнакомку», «В ресторане», «Девушка пела в церковном хоре», «О доблестях, о подвигах, о славе», и, если запинался в начале строфы, публика хором подсказывала ему забытое слово. Так же спокойно и четко, выразительно и бесстрастно читали Брюсов, Сологуб и многие другие, менее известные. У поэтов другой категории напевность вступала в состязание со смыслом стиха, форма бросала вызов содержанию и одолевала его. Поэт начинал шаманить, публика переставала его понимать. Осип Мандельштам, выдающийся русский лирик, человек маленького роста, невзрачной внешности (его в шутку называли «мраморная муха»), читал свои произведения необычно торжественно, напевно, священнодейственно, и несоответствие между внешностью автора и его исполнительской манерой приводило порой к досадным итогам. Он читал распевно, торжественно богослужебно-великолепные свои пятистопные ямбы:

Я опоздал на празднество Расина,
Я не увижу знаменитой Федры...

— и ни одна строфа, ни одна строка не доходили до аудитории. Публика сначала недоумевала, потом начинала улыбаться, и на пятой — седьмой минуте пробегал смешок, нередко переходивший в неудержимый хохот, ибо смех в зрительном зале эпидемически заразителен.

Так же распевно, пренебрегая внутренним смыслом стиха, совершенно однотонно произносил свои произведения Игорь Северянин, но тут была другая подача и другой прием у публики. Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг, вызывал определенную реакцию у контингента определенного типа. Все было задумано, подготовлено и выполнено. Начинал поэт нейтральным «голубым» звуком:

Это было у мо-о-оря...

В следующем полустишии он бравировал произнесением русских гласных на какой-то иностранный лад, а именно: «где ажурная пе-э-на»; затем шло третье полустишие: «где встречается ре-эдко», и заключалась полустрофа двусловием: «городской экипаж» — и тут можно было уловить щелканье щеколды садовой калитки, коротко, резко и четко звучала эта мужская зарифмовка. Так же распределялся материал второго двустишия:

Королева игра-а-ала
в башне замка Шопе-э-на,
И, внимая Шопе-эпу,
полюбил ее паж!

Конечно, тут играла роль и шаманская подача текста, и подчеркнутое безразличие поэта, и самые зарифмовки, которым железная спорность сообщала гипнотическую силу: «пена — Шопена, паж — экипаж». Нужно отдать справедливость: с идейностью тут было небогато, содержание не больно глубокое, но внешнего блеска — не оберешься! Закончив чтение, последний раз хлопнув звонкой щеколдой опорной зарифмовки, Северянин удалялся все теми же аршинными шагами, не уделяя ни поклона, ни взгляда, ни улыбки публике, которая в известной своей части таяла, млела и истекала соками преклонения перед «настоящей», «чистой» поэзией.


Вс. Рождественский (1895—1977) о поэзовечерах:

Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое "ликерной рюмкой" ("Облако в штанах"). Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, в особой, только ему одному присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающийся в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдоцыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса...


Л.Н. Толстой,1909 г.

"Чем занимаются!.. Это литература! Вокруг - виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них - упругость пробки!"

( Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Л.Н.Толстого 1891-1910. М.:1960, с.738)


Гумилев "Письма о русской поэзии". Апполон.1914 г.№1

О "Громокипящем кубке", поэзах Игоря Северянина, писалось и говорилось уже много. Сологуб дал к ним очень непринужденное предисловие, Брюсов хвалил их в "Русской Мысли", где полагалось бы их бранить.

Книга, действительно, в высшей степени характерна, прямо культурное событие.

Игорь Северянин - действительно поэт, и к тому же поэт новый. Что он поэт - доказывает богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции, свои, и остро пережитые, темы. Нов он тем, что первый из всех поэтов он настоял на праве поэта быть искренним до вульгарности.

Для него "Державным стал Пушкин", и в то же время он сам - "гений Игорь Северянин". Что же, может быть, он прав. Пушкин не печатается в уличных листках, Гете в беспримесном виде мало доступен провинциальной сцене... Пусть за всеми "новаторскими" мнениями Игоря Северянина слышен твердый голос Козьмы Пруткова ...

Мы присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своей талантливостью и ужасных своей брезгливостью. Только будущее покажет, "германцы" ли это или... гунны, от которых не останется и следа.


Предыстория событий

18 октября 1912 года Северянин посетил руководителя Цеха поэтов , о чем вспоминал в 1924 г.:

Я Гумилеву отдавал визит,
Когда он жил с Ахматовою в Царском..

Вхождение лидера эгофутуристов в Цех поэтов не состоялось, и позднее И.Северянин дал свою версию эпизода: "Вводить же меня, самостоятельного и независимого, властного и непреклонного, в цех, где коверкались жалкие посредности, согласен, было действительно нелепостью, и приглашение меня в Цех Гумилева положительно оскорбило меня. Гумилев был большим поэтом, но ничто не давало ему права брать меня к себе в ученики"

(За свободу.Варшава.1927 г.3 мая)


Вл. Ходасевич

Мне нравятся стихи Игоря Северянина. И именно потому я открыто признаю недостатки его поэзии: поэту есть чем с избытком искупить их. Пусть порой не знает он чувства меры, пусть в его стихах встречаются ужаснейшие безвкусицы,— все это покрывается неизменной и своеобразной музыкальностью, меткой образностью речи и всем тем, что делает Северянина непохожим ни на одного из современных поэтов, кроме его подражателей.

 

КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Мятлев

В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слёзы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи были розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы
Моей страной мне брошенные в гроб!

 

1925

35 брошюр и 2 отдельных стихотворения
И.В.Лотарева - Игоря-Северянина

ЛОТАРЕВ И.В.

<span class="text1">(1) Гибель "Рюрика". Стихотворение. СПб, типо-литография К.Шлегельмильх, 1904, 6 с., (17 см), 200 экз.</span>

 

<span class="text1">(2) К предстоящему выходу Порт-Артурской эскадры. Стихотворение. СПб, типо-литография К.Шлегельмильх, 1904, 4 с., 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(3) Подвиг "Новика". К крейсеру "Изумруд". Стихотворения. СПб, типография "Самокат", 1904, 7 с., (17 см), 300 экз.</span>

 

<span class="text1">(4) Потопление "Севастополя". Стихотворение. СПб, типография .Флейтмана, 1905, 4 с., (17 см), 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(5) Конец "Петропавловска". Стихотворение. СПб, типография И.Флейтмана, 1905, 4 с., (18 см), 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(6) По владениям Кучума. Стихотворения. СПб, типография И.Флейтмана, 1905, 4 с., (17 см) , 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(7) Захват "Решительного". Стихотворение. СПб, типография И.Флейтмана, 1905, 4 с., (17 см) , 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(8) Взрыв "Енисея". Стихотворение. СПб, типография И.Флейтмана, 1905, 4 с., (17 см) , 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(9) Бой при Чемульпо. Памяти крейсера I-го ранга "Варяг" и мореходной канонерской лодки "Кореец". Стихотворение. СПб, типография И.Флейтмана, 1905, 4 с., (17 см) , 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(10) В северном лесу. Очерк. СПб, типография И.Флейтмана, 1906, 4 с., (17 см), 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(11) Из песен сердца. (Из песен сердца. Неразгаданные звуки.) Из стихотворений 1903 года. СПб, типография И.Флейтмана, 1905, 8 с., 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(12) Мимоза. Часть I. (Тоска по Квантуну.), Спб, издание Игоря Лотарева, 1906, 8 с., 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(13) Мимоза. Часть II. (Где при вздохе ветерка поет фарфор. Элегия.), СПб, издание Игоря Лотарева, 16 с., 1906</span>

 

<span class="text1">(14) Лепестки роз жизни (I-III) (Встреча. Никогда! Никогда! Одно из минувших свиданий). СПб, 1906, 4 с., 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(15) </span>

 

<span class="text1">(16) Памяти А.Н.Жемчужникова. Помещено целиком.1908</span>

 

<span class="text1">(17) На смерть Лермонтова. Помещено целиком. 1908 </span>

 

<span class="text1"><span class="text1">(18) Зарницы мысли. I-й сборник стихотворений. (Оттого и люблю. Принцесса мимоза.) СПб, типография И.Флейтмана, 1908, 8 с.,100 экз. На второй странице обложки напечатан Акростих К.М.Фофанова:
</span>

<span class="text1">И Вас я, Игорь, вижу снова,
Готов любить я вновь и новь.
О, почему же нездорова
Рубаки любящая кровь.
Ь - мягкий знак, и я готов!
</span>

<span class="text1">1907, 26 ноября, Гатчино</span>

 

<span class="text1">(19) Сирень моей весны. 2-й сборник стихотворений. (Мадригал. Надрубленная сирень. Звезды. Синий сонет. Под впечатлением "Обрыва". Белая лилия.) СПб, типография И.Флейтмана, 1908, 8 с., (21 см), 100 экз. На второй стр. стих. К.М.Фофанова "Лось" с посвящ.: Чудному, новоявленному поэту Игорю Васильевичу Северянину -Шеншину-Лотареву. К.Фофанов.</span>

 

<span class="text1">(20) Злата. (Из дневника одного поэта). СПб, типография И.Флейтмана, 1908, 4 с., (22 см) , 100 экз, на второй стр. обложки стих. К.Фофанова "Акварель" и стих. Игоря-Северянина "Штрих".</span>

 

<span class="text1">(21) Лунные тени. Стихотворения Игоря-Северянина. Часть I.(Nocturne: Струи лунныя. Сердце мое. Стансы. Памяти П.И.Чайковского. Прелюдия. Сонет: Я полюбил ее зимою. Моя улыбка. Зарею жизни. Поэза о незабудках.). Спб, типография И.Флейтмана, 1908, 16с., 100 экз. </span>

 

<span class="text1">(22) Лунные тени. Часть II. Стихотворения Игоря-Северянина.(Вернуть любовь. Леониду Афанасьеву. Молчание шума. Любви возврата нет. Бледнел померанцевый запад. Моя мечта. Я запою. Есть столько томного в сияньи ровном.) Спб, типография И.Флейтмана, 1908, 8с., 100 экз. </span>

 

<span class="text1">(23) Лазоревые дали. (Новогодняя элегия. Я коронуюсь утром мая. То будет впредь. Вдыхайте солнце. ) СПБ, типография И.Флейтмана, 1908, 12 с., (22 см), 100 экз.. На второй и третьей стр. обложки помещены два посвящения К.Фофанова.</span>

 

<span class="text1">(24) Это было так недавно. (Nocturne. Эскиз. Колыбельная. Памяти Амбруаза Тома. Простить? никогда. Ничего не говоря. У бездны. ) СПб, типография И.Флейтмана, 1909, 8 с., (22 см), 100 экз. На второй стр. обложки напечатано посвящение Л.Н.Афанасьева.</span>

 

<span class="text1">(25) А сад весной благоухает. (Траурная элегия. Из Сюлли-Прюдома. Душистый горошек. Царица из цариц. Вариация. И она умерла молодой.). СПб, типография И.Флейтмана,1909. С откликом И.Я.Гриневской </span>

 

<span class="text1">(26) За струнной изгородью лиры. (Ванда. Виктория Регия. Чайная роза. Баллада. Интродукция. Коктебель. Chanson coquette. Nocturne. Инэс. Измена мая. Навевали смуть былого.). СПб, типография И.Флейтмана,. 1909. С посвящением К.Фофанову и послесловием В.В.Уварова-Надина.</span>

 

<span class="text1">(27) Интуитивные краски. Немного стихов. (Сказка сиреневой кисти. Полярные пылы. Весна. Под настроеньем чайной розы. Град. На строчку больше, чем сонет. Креолка. Белая улыбка.) СПб, типография И.Флейтмана, 1909, 16 с., (22 см) , 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(28) Колье принцессы. I-я тетрадь 3-го тома. Брошюра 27-я. (Увертюра. Солнце всегда вдохновенно. Тебе, моя красавица. Амазонка. Январь. Русская. Пасхальный гимн. Маргаритки. Ни доброго взгляда. Это было у моря. Зизи. Предчувствие томительной кометы. Из Анри де Ренье. Призрак. Врубелю. Мы познакомились с ней в опере. Монолог. Рондолет. Амулеты.) СПб, типография И.Флейтмана, 1910, 24 с., (24 см) , 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(29) Певица лилий полей Сарона. 2-я тетрадь 3-го тома стихов. Брошюра 28-я (Berceuse. Октавы. Когда ночами. Триолет. Симфония. Балкис. Певица лилий. Саронская фантазия.) СПб, типография И.Флейтмана, 1910, 8 с., (22 см) , 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(30) Предгрозье. 3-я тетрадь 3-го тома стихов. Брошюра 29-я. Грандиоз. (Chansone russe. Ты ко мне не вернешься. Октябрь. Юг на севере. Дель-Аква-Тор. Грезовое царство. Мои похороны. Еще вы девушка. Вуалетка. Я заклеймен, как некогда Бодлэр. Весенняя яблоня. Авиатор. Памяти Мациевича.) СПб, типография И.Флейтмана, 1910, 16 с., (22 см) , 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(31) Электрические стихи. 4-я тетрадь 3-го тома стихов. Брошюра 30-я. (В лимузине. Пятицвет I. Berceuse. Озеровая баллада. Chansonnette. Запад погас.Фиалка. Пляска мая. В парке плакала девочка. Воздушная яхта. Июльский полдень Хабанера III. В шалеэ березовом. Ея любовь проснулась в девять лет. По вечерам графинин фаэтон. Квадрат квадратов. В предгрозье. Грасильда. Июневый набросок. Гурманка. Марионетка проказ. Тринадцатая. Мисс Лиль. Алтайский гимн. M-me Sans Gene. Яблоня - сомнабула. Вечером жасминовым. Интермеццо.) СПб, типография И.Флейтмана 1911, 24 с., (22 см), 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(32) Ручьи в лилиях. 5-я тетрадь 3-го тома поэз. (Фиолетовый транс. Поэзо концерт. Кэнзели. Каретка куртизанки. Эксцессерка. Фантазия восхода. Полонез Титания. Эпиталама. Когда придет корабль. Прогулка короля. Рондели. Памяти К.М.Фофанова. Над гробом Фофанова. Рядовые люди. Prelude I. Вина Балькис. Бриндизи.) Спб, типография И.Флейцтмана,1911, 20 с., , 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(33) Эпиталама. Стихотворение. СПб, типография И.Флейтмана, 1911, 1с., 50 экз.</span>

 

<span class="text1">(34) Пролог эго-футуризм. Поэза-грандиоз. Апофеозная тетрадь 3-го тома. Брошюра 32-я. СПб, "Ego", 1911, 3 с., (21 см) , 100 экз.</span>

 

<span class="text1">(35) Качалка грезэрки. Том 4-й - Сады футуриста. Книга I-я. Брошюра 33-я Столица на Неве. "Еgo" 1912. Предвесенье. (Качалка грезэрки. Боа их хризантем. Нелли. Песенка Филины. Диссона. Соната в шторм. Балькис и Вальтасар. Городская осень. Оскар Уайльд. На летуне. Поэза вне абонемента Цветок букета дам. Диссо-рондо. Издевательство. Из цикла Сириус. ) Столица на Неве, "Ego", 1912, 16с., (21 см.) , 100 экз. С предис. К.Фофанова на 1 стр. обложки.</span>

 

<span class="text1">(36) Очам твоей души. Поэзы. Том 4-й. Сады футуриста. Книга 2-я. Брошюра 34-я. Столица на Неве. "Еgo". Весна-Лето 1912. (Посвящение. Очам твоей души. Солнце и море. Весенний день. В грехе забвенье. Элементарная соната. Идиллия. Это все для ребенка. Янтарная элегия. Все по старому. Из письма. Романс. Не завидуй другу. Корректное письмо. Примитивный романс. Стансы. Намеки жизни. День на ферме. Лесофея. Письмо из усадьбы. Nocturne. Ея монолог. Канон св.Иоасафу. Завет. Прощальная поэза. Поэза о Карамзине. Столица на Неве, "Ego", 1912, 24 с. , 100 экз. На второй и третьей стр. обложки напечатаны стихотворения Игоря-Северянина "Посвящение" и "Поэза о Карамзине".</span>

 

<span class="text1">(37) Эпилог эго-футуризм. 35-я брошюра. 24.10.1912. Столица на Неве. Столица на Неве, типография Кенс., 1919, 4 с., (22 см), 100 экз.</span>

 

 

<span class="title2">СБОРНИКИ СТИХОВ</span>

 

<span class="text1">За струнной изгородью лиры. Избранные поэзы. Москва, издание В.В.Пашуканиса, 1918, 96 с., 12.400 экз., обложка и фронтиспис в два цвета работы Д.И.Митрохина.</span>

 

<span class="text1">Creme des Violettes. Избранные поэзы. "Odamees", 1919, 124 c., 3.000 экз., обложка работы Аадо Ваббе (два варианта: с рисунком и без), библиография. список выступлений за пять сезонов с 1913 года, сведения о переводах на другие языки и композиторах.</span>

 

<span class="text1">Puhaogi. Эстляндские поэзы. "Одамес", 1919, 68 с., 5.000 экз., иллюстративная цветная обложка, часть тиража отпечатана на мелованной бумаге, часть тиража осталась без обложки.</span>

 

<span class="text1">Трагедия титана. Космос. Изборник I. Берлин, издание акционерного общества "Накануне", 1923, 230 с., 10.000 экз., автопредисловие Игоря-Северянина.</span>

 

<span class="text1">Царственный паяц. Сатиры. Изборник II. Из печати не вышел. Форелевые реки. Изборник III. Из печати не вышел</span>

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!