КОЛЛЕКЦИИ СТАТЕЙ ПО ГЕШТАЛЬТ- ТЕРАПИИ



В БИБЛИОТЕКАХ ГЕШТАЛЬТ- ИНСТИТУТОВ И ГЕШТАЛЬТ- ЦЕНТРОВ

а. Русскоязычные:

• сайт Московского института гештальт-терапии и консультиро­вания — (http://www.gestaltlplus.narod.ru) — большая библиотека статей по гештальт-терапии теоретического и практического характера;

• сайт Рижского гештальт-института (http://www.gestalt.lv/rus/ international/texti/) — около 30 статей по гештальт-терапии на русском, английском и французском языках;

• сайт Московского института гештальта и психодрамы (http :// migip.org.ru/lit.shtmlи (http://migip.org.ru/public-online.php#) — несколько статей по гештальт-терапии и ссылки на вышедшие ранее сборники;

• сайт Московского гештальт-института — книга Ф. Перлза «Гештальт-подход и свидетель терапии» и более 10 статей классиков и совре­менников) — (http://www.gestalt.ru/library.htm);

• сайт «Кулички.ком» — (http://www/kulichki.com/inkwell/special/ psycho/gestalt.htm) — около 30 статей по гештальт-терапии и ссылки на другие библиотеки;

• сайт Северо-Западного гештальт-центра — http://www.gestalt. sp.ru/noframes/articles.htm) — статьи по гештальт-терапии и богатый материал для тренингов;

• сайт Я. Корякова — статьи по гештальт-терапии и ссылки на другие сайты — (http://web.psychology.ru/yarkor/psychotherapy/ptmain.htm);

• интернет-библиотека Новосибирского гештальт-центра — около 10 статей по гештальт-терапии и применению гештальт-подхода в других областях.

б. Англоязычные:

• сайт Нью-Йоркского гештальт-института (http://www.newyork gestalt.org/papers_fr.html) — коллекция статей (названия), высылаются по просьбе читателя;

• сайт Gestalt Global Corporation (http://www.g-g.org/gestalt_book marks/field.html) — статьи по теории поля, феноменологии и диалогу;

• сайт Манчестерского гештальт-центра (http://www.editmanager. co.uk/user/index.php? user = mgc&pn = 0);

• сайт http://www.hipernet.ufsc.br/foruns/documentos/textos/margue.htm — статьи по гештальт-терапии;

• сайт http://partnering.inet.net.nz/archive.htm— большая библиотека статей, диалогов, интервью. Темы: теория гештальт-терапии, групповая гештальт-терапия, вопросы семейной гештальт-терапии и и пр.;

• сайт http://www.gestalt.org/biblio2.htm— полная библиография статей по гештальт-терапии до 1993 года;

• сайт гештальт-ассоциации (Квисленд) — http://homepage.powerup. com.au/-gaqi/page5.html— библиотека Гештальт-ассоциации Квисленда. Около 40 статей по гештальт-терапии, интервью с классиками и современниками;

• сайт Гештальт-института в Брисбене: http://www.gestaltinstitute/ com.au/resources.shtml— статьи и интервью по теории и практике гештальт-терапии.

Интернет-магазины

• сайт Амазон (http://www.amazon.com/). Имеется поисковая система, с помощью которой можно выйти на книги по гештальт-терапии с кратким содержанием и ценами;

• сайт издательства Кливлендского института гештальт-терапии. Книжная лавка на странице http://www.gestaltcleveland.org/ gestaltpress-bookstore.html содержит список книг по гештальт-терапии (более 30 наименований) с ценами.

Ссылки на гештальт-организации, психологические и психотерапев­тические ассоциации, гештальт-институты — http://www.gisc.org /gestaltreview/gestal tlinks.html.

1 Адрес сайта: http://www.eagt.org/home.htm.

2 E-mail: Ken@kenevans.fsnet.co.uk.

3 http://www.aagt.org/links.htm.

4 http://www.aagt.org/index.html.

5 http://www.aagt.org/html/newsletter.html.

6 http://www.aagt.org/html/chapter.HTM.

7 Адрес сайта —http://gestalt.org/igta.htm.

8 Адрес сайта — http://www.enabling.org/ia/gestalt/gerhards/index.html.

9 Адрес сайта — http://gestalttheory.net/gth/index-Datein/home.htm.

10 Адрес сайта — http://www.geosities.com/Athens/Cyprus/2926/.

11 Адрес сайта — http://www.g-g.org/grc/purpose/html.

12 Адрес сайта — http://www.ganz.org.au/pages/about.html.

13 Адрес сайта — http://www.g-g.org/gei/.

14 Адрес сайта — http://www.editmanager.co.uk/user/index.php?user -I- gestalt&pn = 1.

15 Адрес сайта — http://www.gestaltreview.com/index.html.

16 Адрес сайта — http://www.gestalt.org/igipromo.htm.

17 Адрес сайта — http://www.users.bigpond.com/justbruno/index.html.

18 Адрес сайта — http://www.ourworld.compuserve.com/homepages/
gik_gestalt/gestal t_critique.html.

19 Адрес сайта — http://www.gestalt.it/inglese/sgt-e.htm.

20 Адрес сайта — http://www.egenart.info/ngj/.

21 Адрес сайта — http://www.mypage.bluewin.ch/altburg/Gestalt/l.html.

22 Адрес сайта — http://www.gestalt.pl/czasopismo/index.html


 


[1] Гештальт (Gestalt) — слово немецкое, во всем мире употребляется без перевода. Оно означает «облечь форму, придать значимую структуру». Что здесь имеется в виду? Предусмотренное, продолжающееся или законченное действие, подразумевающее процесс придания формы, процесс формообразования. Воспри­ятие некоторого целого не может быть сведено к сумме частей. Вместе с тем часть в составе целого будет отличаться от нее же самой в составе другого целого. Так, крик во время игры отнюдь не то же, что крик на пустынной улице. Этот термин ассоци­ативно связан с гештальт-психологией, но в гештальт-терапии имеет совсем другое значение. В ней он выступает скорее как фигура потребности на фоне жизни.

При написании этого раздела использованы работы Bowman, Brownell (2000), Wulf (1996).

[2] Приведено по: Ф. Перлз (2000), R. Wulf (1996), А. и С. Гингеры (1999), С. Степанов (2000), Д. Хломов (2000).

[3] Возможно, бунтарство Перлза в этом возрасте было лишь частью его образа, созданного уже позднее (Д. Хломов, 2000). Иначе сложно объяс­нить, каким образом он, закончив школу, получил все-таки элитное образо­вание на медицинском факультете и докторскую степень, для этого требова­лась недюжинная работоспособность и прилежание.

[4] А также у членов нью-йоркской группы, которые были ориентиро­ваны в то время именно на индивидуальную психотерапию.

[5] Приведено по: И. и М. Польстерам (1998), А. и С. Гингерам (1999), Sherrill (1999).

[6] Концепция связей между сенсорной и моторной активностью об­суждалась гештальт-психологами многие годы (Koffka, 1935, Hartmann, 1935, цит. по Barlow, 1981).

[7] Теории поля в данной книге посвящена отдельная глава.

[8] Ф. Брентано. Психология с эмпирической точки зрения, 1874.

[9] Феномен — преходящее явление, психическое переживание преходя­щего явления.

[10] Приводится по работам Д. Хломова (1994), А. и С. Гингеров (1999).

[11] Имеется в виду осознавание как процесс (awareness), называемый еще в литературе сознаванием. Последний вариант, не существовавший ранее в рус­ском языке, создан для того, чтобы компенсировать совершенную форму глагола «осознать» (осознал что-то — и процесс завершен). Здесь и далее будет все же использоваться существительное «осознавание», подразумевающее процесс и не имеющее, с нашей точки зрения, коннотации завершенности, присущей глаголу

[12] Понятие контакта в гештальт-теории претерпело многочисленные изме­нения и толкования даже у создателей данной теории Ф. Перлза, Р. Хефферлина и П. Гудмена. В своей монографии «Гештальт-терапия: возбуждение и рост челове­ческой личности» (1951) они определили контакт как (1) осознавание и движение по направлению к творческому разрешению и ассимиляции/отказу на границе между организмом и окружающей средой, (2) как осознанный ответ и (3) как про­цесс формирования фигуры внимания организма/окружающей среды (Зинкер, 1994, пер. 2000).

[13] Некоторые авторы приводят в качестве первой фазу отступления (ухода, покоя), организменного баланса между разрушением «старой» и формированием «новой фигуры» (Clarkson, 2000). Например, нет ни ощущения тепла, ни холода, ни сексуального возбуждения, ни сексуальной депривации, ни возбуждения, ни тре­воги — это фаза полного отдыха.

[14] Телесно-ориентированные терапевты также используют экспрессивное движение и высвобождение сильных чувств. В гештальт-терапии выразительное движение ценно не само по себе, а как терапевтический инструмент. Движение рассматривается внутри целостного контекста организмического функциониро­вания и контакта со средой — внутри контекста завершения организмических по­требностей.

Попытка делить процесс на стадии или фазы принадлежит только иссле­дователю, который делает это для своего удобства или удобства преподавания и понимания.

 

[15] Принятое в англоязычной литературе по гештальт-терапии сокращение от Perls, Hefferline, Goodman.

[16] Аномия (фр. Anomie — отсутствие организации) — психологическое со­стояние: характеризующееся чувством потери ориентации в жизни; возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. — Прим. ред.

[17] Первоначально этот принцип был сформулирован для характеристики восприятия, а затем уже был распространен на функционирование организма. «...Группировка направлена в сторону максимальной простоты и равновесия, в на­правлении «хорошей формы» (М. Вертгеймер, цит. по: Лачинс и Лачинс. Изомор­физм в гештальт-теории: сравнение концепций Вертгеймера и Келера. — http :// www.metaphor.narod. Ru/luchins_iso2.htm. «Наши восприятия стремятся быть на­столько хорошими, насколько им позволяют условия стимуляции» (Осгуд Ч. Хрес­томатия по общей психологии / Под ред. В. В. Петухова). —http://www.tsure.ru/ University/Faculties/Fib/PiBG/osgood2.htm.

[18]  «Сопротивление» — термин, пришедший из психоанализа. В русском языке он имеет смысловой оттенок борьбы с кем-то или чем-то. Между тем клиенты ни с кем не борются сознательно, они просто прерывают контакт с потребнос­тью характерным для себя способом. Поэтому в гештальт-терапии сопротивление называется избеганием или прерыванием контакта.

[19] В литературе выделяют здоровую и нездоровую конфлуэнцию, хотя рус­ский язык предлагает достаточно слов для обозначения здоровой конфлуэнции как потребности быть с другими, основывающейся на собственном выборе, — един­ство, принадлежность, совместность — со-бытие, связанность (хотя последний тер­мин чуть больше, чем первые три, отражает позицию Я — Другой).

[20] Кофлуэнция — исчезновение границы между индивидуумом и средой, происходящее с уменьшением интенсивности функционирования self (Гингеры, 1999).

[21] Проекция — отчуждение от себя и приписывание другим объектам или людям чувств, мыслей, установок или качеств.

[22] Ретрофлексия — обращение на себя мобилизованной энергии, первона­чально направленной во внешний мир, а также делание себе того, что бы хотелось получить от других людей.

[23] Дефлексия — уклонение от контакта, распыление мобилизованной энер­гии, бегство из «здесь и теперь» с перенесением переживаний в зону умственных процессов, не связанную ни с внешней, ни с внутренней реальностью (Польсте-ры, 1997; Гингеры, 1999).

[24] Встречается также написание «дифлексия».

[25] Модель П. Кларксон (2000).

[26] На рисунке изменена графическая форма обозначения механизма конф-луэнции. Отсутствие контура — это отсутствие границы между Self и средой при конфлуэнции (И. Булюбаш).

[27] Левин К. Теория поля в социальных науках. — С-Пб.: Речь, 2000. Сам К. Левин как гештальт-психолога себя не рассматривал.

[28] Гештальт-терапевт в любом случае работает на границе контакта, только в одном варианте он фокусируется на встрече клиента с внутренними феномена­ми, а в другом — с собой, реальным и отличающимся от клиента человеком.

[29] B то же время терапевт тоже участвует в создании терапевтической ре­альности, отвечая или не отвечая на запрос клиента, а также внося в нее особенно­сти собственного характера или поведения, которые не являются реакцией на зап­рос клиента.

[30] Но не психологическое, которое употребляется все же как заранее опре­деленная область рассмотрения.

[31] В этом контексте понятие «поле» как «область рассмотрения чего-либо существующего» и «система» тождественны, например, психологическое поле, социальное поле можно заменить по смыслу на «систему», так как такое «поле» имеет заранее определенное и ограниченное содержание.

 

[32] Кроме случаев терапии в период острого кризиса.

[33] Bandin C.V. The Therapeutic Support in Gestalt Therapy. — http://web.jet.es/ mcruzge/GestaltCTP/articulo6.htm.

[34] J. Керпег (1998) Healing Tasks: Psychotherapy with Adult Survivors of ( hildhood Abuse. Cleveland, Ohio, Gestalt Institute of Cleveland Press.

[35] В переводной литературе известны как «собака сверху» и «собака сни­зу». — Прим. ред.

[36] Приведено по Дж. Энрайт Техники (стили) терапевтической интервен­ции. Публикация Томского центра гуманистической психологии. — http: //www.gestalt.city.tomsk.net/noframes/jonl.htm; И. и М. Польстерам (1997), А. и С. Гингерам (1998).

[37] При написании разделов «Взгляд на симптом из гештальт-перспективы» и «Принципы гештальт-терапевтической работы с симптомом» использованы ра­боты О . В. Немиринского (1997, 1998, 2001).

[38] Имеются в виду симптомы психогенной или функциональной природы, не являющиеся результатом травм, инфекций или интоксикаций.

 

[39] К тому же существует вполне реальная опасность пропустить какую-то серьезную патологию, приняв ее за психосоматический симптом.

[40] Равнозначно — диалогические отношения, «Я-Ты» отношения.

[41] Бубер не делал такого различения.

[42] Alexander R., BrickmanB., Yontef G., etal (1991) Transference Meets Dialogue: A Discussion Between Self-Psychologists and Gestalt Therapists.

[43] Близкими по смыслу английскому Confirmation в русском языке являют­ся два термина — «подтверждение» и «признание», характеризующие одновре­менно подтверждение существования личности и признание личности в ее целос­тности, какой она является в данный момент, а также в потенциале ее развития.

[44] В то же время К. Роджерс не признавал разницу между принятием и при­знанием, поскольку считал, что если пациент чувствует себя принятым, то это по­могает ему преодолеть защитные барьеры и его способность быть живым возрас­тает. Поэтому нет необходимости апеллировать к не наступившему еще будущему пациента; если тот встречается с кем-то по-настоящему, то он встречается с тем, кто живет и меняется.

[45] И это его ответственность.

[46] Обратная сторона зависимости, в поведенческом плане — ее антисцена­рий. В подростковом возрасте выражается в том, что ребенок действует наперекор родителям, но не в соответствии со своими потребностями. Рассмотрено по: Weiss (2002).

[47] Приведено по Дж. Кемпнеру («Телесный процесс»).

[48] Сайт Hartord Family Institute — http://www.hartfordfamilyinstitute.com/ bcgp.shtml.

[49] Приведено по: Керпег J. The Body Process (1987, 1993).

[50] В соответствии с работой R. Frank «Body of awareness» (2002).

[51] Под термином «другой» может иметься в виду любое «не-Я», относящее­ся к предметам, явлениям окружающей среды или другим людям.

[52] С позиции целостности, завершенности, согласованности элементов це­лого, гармонии. Завершенный гештальт эстетичен, это и есть «хорошая форма» (по Дж.3инкеру,2000).

[53] Необходимо разделять понятийный аппарат гештальт-терапии (феноме­нология, контакт, поле), а также виды искусства, его изобразительный материал (бумага, холст, краски, глина, дерево...), его выразительные средства (точки, линии, цвет, свет, пространство, плоскость, объем, форма, пластика и движение и т.п.), которые помогают нам ориентироваться в том, что происходит к клиентом, как вы­страивается его контакт и как устроено и живет терапевтическое поле.

[54] Здесь и далее для описания работы с рисунком использована статья Да­ниила Хломова «Анализ рисунка в гештальт-терапии».

[55] Приведено по Y. Starak.

[56] Существует некоторое противоречие в сочетании феноменологического подхода и опоры на последовательность «стадийной» модели групповой гештальт-терапии, легко разрешаемое групповыми гештальт-терапевтами за счет факти­ческого отказа от «стадийности», выражающегося в признании возможности «от­ката» групповой динамики на предыдущие стадии.

[57] На наш взгляд, эта модель наиболее удобна при обучении групповой геш-тальт-терапии вследствие своей структурированности; ее можно также рассмат­ривать как необходимый этап движения группового гештальт-терапевта к асси­миляции навыков работы в рамках теории поля. Отрицательной стороной работы в данной модели становится слишком сильная интроективная ориентированность терапевта «на движение группы по стадиям», что существенно ограничивает его способность к непосредственному восприятию происходящего в группе.

[58] Приведено по Д. Фрю (2001).

[59] Как характеристика стиля, не имеющая отношения к неспособности к конфронтации.

[60] Материалы с сайта «Искусство метафоры» — http://metaphor.narod.ru.

[61] Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем (1993).

[62] Классификация метафор дана по Лакоффу и Джонсону (1993), а оценка их терапевтических возможностей принадлежит автору книги.

[63] По Горловой и Ефимкиной, 1998.

[64] Приводится по О.В. Сильновой (2001).

[65] Приведено по Невису (2002).

[66] Система — это комплекс объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами. Объекты — это составные части системы, атрибуты — свойства частей. Воедино систему связывают отношения между частями (Hall&Fagen, Definition of System, in Bertalanffy L. von &Rapoport A., 1956). Отноше­ния в системе характеризуются не-суммарностью.

[67] См.: Варга А. Я. Системная семейная терапия (2001).

[68] Симптоматическое поведение — это нарушения, которые могут вклю­чать поведенческие, соматические и психические симптомы. Поведение иденти­фицированного пациента (1) оказывает сильное влияние на других людей, (2) не поддается контролю со стороны пациента и (3) закрепляется окружением.

[69] Приводится по Дж. Зинкеру (В поисках хорошей формы. М., 2000).

[70] http://familyland.narod.ru/articles/resistance.htm.

[71] Некоторые типичные ситуации сопротивления представлены в работе I. Зенгера «Варианты работы с сопротивлением в семейной терапии». Широкий пектр конкретных методик для работы с семьей представлен в работах М. А.Беб-:ук, О. В. Диановой (см. список литературы).

[72] К. Витакер указывает, что в семейной системе имеется восемь основных полярностей. Кроме сопринадлежности-индивидуации, он называет такие поляр­ности, как разум-интуиция, роль и личность, контроль и импульс, общественное-личное, любовь-ненависть, безумие-хитрость, стабильность-изменение.

[73] http://www.gestalt.lv/rus/psichoterapija/index.htm.

[74] Приведено по Harris, 2001 (а, Ь).

[75] В русском языке, к сожалению, нет адекватного эквивалента слову learning. Мы переводим его как обучение. Там, где это слово будет касаться преподавательской деятельности, мы будем употреблять его вместе со сло­вами тренер, преподаватель, а иногда заменять словом преподавание. В том случае, когда обучение — это процесс, касающийся участника образова­тельной программы по гештальт-терапии, оно будет употребляться вместе со словами обучаемый, тренируемый и т. п.

[76] На одном из интенсивов Института Гештальт-терапии и консультирова­ния (2003), где темой групповой работы был индивидуальный стиль терапевта и тренера, стиль тренеров был обозначен как эмоционально-конструктивный, сези-тивно-ортопедический...

[77] Описание фаз приведено по: Spagnuolo Lobbr1992, Tofte, 2001.

[78] Brier, 2000.

[79] Перечень ценностей дан по Дж. Зинкеру (2000).

[80] По данным соответствующих сайтов.

[81] http://www.eagt.org

[82] http://www.gestalt.ru

[83]  http://www.migtik.narod.ru

[84] http://www.igisp.ru

[85] http : / / www . gestalt . spb . ru

 

[86] При фиксированной фигуре клиент или терапевт осознает, например, свое неэффективное поведение, но не видит других способов поведения, то есть часть информации о фоне потеряна. При невыделенной фигуре все находится в фоне — клиент или терапевт не выделяют проблему, и эта часть работы должна быть сделана в терапии или в супервизии.

[87] По данным литературы, в супервизии выделяют от трех до семи фокусов, включая отношения терапевта с супервизором, внутреннее состояние супервизора, его опосредованное отношение к клиенту, фокус на более широком контексте и т. п.

[88] http:www.cpa.ca/ethics.html

[89] http://www.apa.org/ethics/code2002.html.

[90] Цит. по обзору Cottone R. R. и Claus R. Е. (2000). Values and Ethics of Psychotherapy and Counseling. Eds. E. P. Palmer Barnes and L. Murdin. Open University Press: Buckingham &Philadelphia, 2001.

[91] Herlihy B.r Corey С. (1996) Ethical Stardards Casebook (5th ed.), Alexandria, VA: American Counseling Association.

[92] Цит. по: Глэддинг С. Психологическое консультирование. — С-Пб.: Пи­тер, 2002. - С. 158-159.

[93] Этические стандарты психолога // Вопросы психологии, 1990, №5. — С. 158-161.

[94] http: //www. arttherapy. org/aboutarttherapy/ethicsf inal2003. pdf

[95] European Association for Gestalt Therapy.

[96] При расхождениях между этим кодексами и кодексом национальных ас­социаций последние имеют преимущество.

[97] Gestalt Australia and New Zeland: An Association for Gestalt Practitioners.

[98] Кодекс практических стандартов GANZ также акцентирует необходи­мость продолжающейся супервизии, личной терапии (в случае необходимости) и продолжающегося профессионального обучения и рассматривает их как содей­ствие терапевта своему профессиональному развитию.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!