Музыка , пение , работа с голосом



Широко известны и терапевтические возможности музыкаль­ной терапии, использования музыкальной или голосовой имп­ровизации. При рецептивном подходе клиент пассивно воспри­нимает музыкальное произведение и обсуждает его с терапев­том, при активном — становится автором музыкального произ­ведения. Все это может стать основой для формирования тера­певтических отношений. Несмотря на то, что клиент может и слушать музыку, и играть, и сочинять, эти действия не обязатель­но открывают пути для позитивных личностных изменений. Желаемая связь между музыкой, осознаванием своих переживаний и потребностей, а также пониманием себя требует участия третьего лица — терапевта. Он способствует интеграции музыки, переживаний и слов клиента.

Структура терапевтической сессии ориентирована на осоз-навание переживаний и их связи с потребностями, в то время как они (потребности) возникают. Здесь музыка может рассмат­риваться как невербальный язык социальной коммуникации. Одна из целей терапии — помочь клиенту выразить свои чув­ства: гнев или страх, растерянность или горе, удовольствие или надежду. Для этого клиент выбирает подходящие для себя му­зыкальные средства. Репрезентация своего состояния через музыкальные символы позволяет, придав своему переживанию конкретную музыкальную форму, выйти из слияния с состоя­нием или проблемой. Проблемная ситуация или состояние мо­гут быть трансформированы в эстетический продукт, создание которого доставляет глубокое удовлетворение и радость.

Холистически ориентированная музыкальная терапия базиру­ется на использовании музыки в творческом, психотерапевтичес­ки ориентированном процессе. Основная цель — пробуждение и расширение self — достигается через музыкальный опыт. Внутри структуры музыкального психотерапевтического процесса начи­нают развиваться различные виды взаимоотношений: отношения клиента и терапевта, отношения между музыкой и звуком, меж­ду внешней средой и внутренним миром, между мыслями и чув­ствами, музыкой и словами. Этот процесс и рассматривается как холистический опыт, который включает восприятие, пережива­ние, движение и осознавание — опыт, являющийся гештальтом. Эта работа происходит, по крайней мере, на трех уровнях:

  • физическом (сенсорика, дыхание и моторика);
  • психологическом (участвуют восприятие, эмоции, память, интеллект и воля);
  • духовном (творчество в выражении себя).

Конкретный процесс включает слушание, действие и игру, со­чинение и импровизацию, пение, использование звуков, рит­ма и шумов. Голос и звук вместе с ритмом, мелодией и гармони­ей дают возможность клиенту испытать полный спектр ощуще­ний и соприкоснуться со своей креативностью. Работа с интра-и интерперсональным конфликтами через музыку дает допол­нительные возможности для осознавания и инсайта, а также личностного роста и развития способности к самовыражению. Звучать, петь или играть на музыкальном инструменте, поддерживая связь со своим внутренним миром и обращаясь к внешнему, означает внимание к своей контактной границе и дает дополни­тельные возможности для осознавания.

Терапевт наблюдает за процессом создания музыкального произведения, за тем, какие музыкальные инструменты исполь­зует клиент, за характером его импровизации в той же мере, как и за позой, движениями, лицевой экспрессией, физиологичес­кими реакциями на музыкальное произведение. Кроме того, он отслеживает ритм, мелодию, тональность и гармонию. На субъективном уровне терапевт оценивает уровень энергии кли­ента, его способность к самоорганизации, к выбору и принятию решений, мотивацию. Он сосредоточивается на образах и чув­ствах, которые вызывает музыка или пение клиента, для того чтобы быть готовым к обратной связи и терапевтическим ин­тервенциям. Кроме того, в этом же процессе исследуется связь с окружением — попытка установить контакт, особенности са­мовыражения, адаптивность к внешним изменениям и влияни­ям. Желательно, чтобы терапевт сам был в состоянии ответить клиенту с помощью музыки и пения.

Эта работа может идти различными путями:

· терапевт может предложить использовать определенные музыкальные фрагменты или песню для выражения себя, а затем поиска возможностей для изменений;

· он может начать с импровизационной игры, усиливающей ассоциативную связь с внутренним миром, развить ее через музыку и движение, а затем поискать альтернативные сред­ства для самовыражения.

Свободная музыкальная импрови­зация базируется на интересе к звуку вообще и возможнос­тям выражения себя через звук (возможно, клиент окажется за пределами традиционных гармонических и ритмических систем). Когда любой звук может быть использован для обо­значения себя, импровизация выходит за пределы известных стилей, что характерно для культуры постмодернизма в целом. Для развития индивидуальной экспрессивности некоторые авторы предлагают специальный тренинг по созданию «интуитив­ной музыки» (Bergstrom-Nielsen, 2001), который базируется на личном опыте участника, его внимании к звуку и процессу игры. Этот тренинг включает стимуляцию свободной импровизации (без правил), которая интегрирует мысль, фантазию и чувства в едином процессе создания музыкального произведения и его ис­полнения. Автор предлагает мультимодальный подход: участники рисуют те визуальные образы, которые создают в процессе имп­ровизации, а также осознают свои чувства и анализируют соответствующие им особенности музыкальной импровизации.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!