КОНЦЕПЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ГЕШТАЛЬТА ЭЛИНОР ГРИНБЕРГ



Межличностным гештальтом Э. Гринберг (2002) назвала ту привычную фигуру, тот способ организации межличностного поля, который постоянно проявляется в наших межличностных отношениях (в том числе и в межличностных отношениях кли­ентов). Этот способ организации включает роли, в которых мы хотим находиться сами и видеть наших партнеров, чувства, ко­торые мы испытываем или надеемся испытывать во время ин­теракций, наши желания и страхи в межличностном контакте, черты, которые мы хотим, чтобы в нас видели (или не видели).

Формирование межличностного гештальта следует тем же правилам, что и образование любого другого: наши потребно­сти и интересы, надежды и темперамент, культуральные осо­бенности — все это влияет на то, что становится фигурой для нас. И мы становимся особенно чувствительными к тем меж­личностным намекам, которые «обещают» наиболее полно удовлетворить наши желания либо, наоборот, пробуждают межличностные страхи. С точки зрения гештальт-терапии та­кое искажение восприятия (в психоанализе — трансференция) создано неосознанным ответом клиента на те детали межлич­ностной ситуации, которые связаны с актуальными эмоцио­нальными потребностями. Таким образом, межличностный геш-тальт — это формиррвание фигуры-фона в межличностных отношениях.

Эта концепция включает представления о том, что ребенок создает устойчивое мнение об отношениях, которое базирует­ся на повторяющемся раннем опыте отношений с родителями или лицами, их заменяющими. Такое заключение затем стано­вится основой для более поздних (заученных) ожиданий по по­воду отношений с другими людьми, и информация, как правило, воспринимается в зависимости отданных ожиданий. Поэтомугеш-тальт-терапевты в ходе терапевтического процесса интересу­ются тем, как индивидуум создает свою реальность устойчивым выбором определенной информации от момента к моменту. При этом часть информации, относящейся к реальности «здесь и сей­час», может столь же устойчиво теряться.

Все, что мы видим или слышим от других людей, воспринима­ется нами через чувства и становится для нас фигурой в зависи­мости от наших интересов и потребностей. Стимулы фильтруют­ся через внутренние образцы стереотипных ожиданий, например, о близких отношениях. Все это ведет к тому, что мы становимся более чувствительными к тем намекам в поле «организм — сре­да», которые находятся в согласии с нашими предположениями (ожиданиями). Например, тот, кто надеется на удовлетворяющие близкие отношения, будет больше замечать межличностные ню­ансы, связанные с взаимно позитивными чувствами, чем тот, кто предполагает быть отвергнутым.

Используя существующие в гештальт-терапии критерии здо­рового функционирования, мы можем сказать, что межличност­ный гештальт является здоровым в той степени, в какой мы спо­собны быть полностью присутствующими с другими людьми и чувствительными к возможностям момента. В случае пациентов с личностными расстройствами гештальт является фиксирован­ным. Эти пациенты постоянно организуют большую часть своих взаимоотношений с другими людьми одинаковым образом, вме­сто того чтобы позволить уникальным характеристикам отноше­ний, складывающимся от момента к моменту, определять, что есть фигура и что есть фон. Они формируют гештальт, базирующий­ся на неадекватной информации, и часто воспринимают ответ другого человека на межличностную ситуацию искаженно.

Поэтому такие пациенты имеют тенденцию проецировать на дру­гих одну из ролей своей старой межличностной драмы. Так, одни ин­дивидуумы в межличностных отношениях склонны замечать только те детали межличностного поля, которые соответствуют их желанию любви и заботы или связаны со страхом быть покинутыми (так как только эти аспекты являются эмоционально релевантными). В связи с этим они склонны проецировать на других такую роль, как любя­щий (отвергающий) родитель или преданный (неверный) партнер, чаще, чем это встречается в реальности ситуации. Они игнорируют или не осознают те детали, которые позволяют точнее или объемнее воспринимать другого человека и потому испытывают боль и злость, когда другие не действуют в соответствии с их проекцией. Поэтому другие люди могут быть только хорошими или плохими родителями для них, остальные аспекты их существования для таких пациентов малоинтересны.

Некоторые индивидуумы не в состоянии самостоятельно ре­гулировать свою самооценку, они нуждаются в том, чтобы дру­гие люди подтверждали их достоинства, так как видят в себе толь­ко непоправимые дефекты (такую организацию личности обыч­но называют нарциссической). Они тратят очень много времени, пытаясь произвести впечатление на окружающих. Такая озабо­ченность своим статусом, сочетающаяся с неспособностью уте­шить себя и убедить в своей ценности без постоянного восхище­ния других, ведет к повышенной чувствительности к тем аспек­там поля «организм — среда», которые связаны с критицизмом, унижением и стыдом, а также статусом, признанием и восхище­нием. Любой человек, с которым они взаимодействуют, воспри­нимается ими либо как источник восхищения, либо как источник стыда, как если бы это был единственный ответ, который другие могут дать. Роли, которые они проецируют на окружающих, либо связаны с восхищением и одобрением, либо это роль критика, статус которого гораздо выше их собственного.

Другие индивидуумы постоянно воспринимают других как потенциально опасных для себя, потребность в безопасности в их иерархии потребностей стоит первой (обычно их определя­ют как шизоидных). Каждое межличностное событие оценива­ется в первую очередь по уровню безопасности (это всегда фи­гура), а другие черты интеракций уходят в фон.

Сформированные межличностные гештальты терапевтов тоже оказывают влияние на процесс терапии, поскольку обусловли­вают склонность к определенному профессиональному поведе­нию из-за особенностей перцепции, типичных способов преры­вания контакта и склонности к формированию определенного типа отношений (Konig, 1998)). Все это требует тщательной про­работки в процессе индивидуальной терапии самого терапевта.

Концепция межличностного гештальта помогает терапевтам ориентироваться в том, какие эмоционально неудовлетворен­ные потребности лежат в основе жизненных проблем их клиен­тов. Поэтому терапевту рекомендуется, как можно чаще зада­вать себе такие вопросы: «Как проявляется то, что я вижу сей­час на сессии, в повседневной жизни клиента — с его родствен­никами, друзьями, коллегами?», «Чего клиент пытается достичь своим поведением?», «Что побуждает клиента выдвигать на пер­вый план именно эти потребности?».

Таким образом, некоторые клиенты проигрывают свою интер­персональную драму строго определенным образом, заставляя те­рапевта принять роль, которую они предписывают, и испыты­вают боль и злость, когда терапевт фрустрирует их ожидания. Но и у самого терапевта в ответ на формирование у клиента фигура-фон отношений создается свой ответ. Если терапевт осознает то, что становится для него фигурой в богатстве возможностей меж­личностного поля, а также предписанную ему роль, он также мо­жет понять характерные особенности такого взаимодействия.

Так, по отношению к пациенту с тенденцией к зависимости, терапевт обычно сознает желание заботиться или свою злость и досаду на беспомощность клиента. По отношению клиенту с про­блемой самооценки и своего статуса у терапевта возникает чув­ство страха при предписании правил, обычных для других клиен­тов (например, уведомление об отмене сессий). Или фигурой ста­новятся проблема собственного комплекса неполноценности (или, наоборот, полноценности), зависти к жизни клиента. В от­ношениях клиентами, для которых все отношения потенциально опасны, у терапевта может проявиться тенденция делать эти от­ношения безопасными, предупреждать о своих действиях, нахо­диться на большой дистанции и т. п. Будучи осознанными, эти особенности устройства межличностного поля позволяют тера­певту ясно идентифицировать основные клиентские проблемы, предсказывать, как они будут реагировать на интервенции, и по­нимать, «как именно стереотипно» они подходят к своей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гринсон Р. Теория и практика психоанализа. — Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1994.

2. Зембински 3. Перенос и контрперенос в гештальт-терапии // Геш-тальт-96. Сб. материалов Московского гештальт-института. — М., 1996. - С. 35-45.

3. Йонтеф Г. Гештальт-терапия: введение // Гештальт 2001, Сб. матери­алов Московского гештальт-института. — М., 2001. — С. 15 — 24.

4. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом. — С-Пб.: Б.С. Км 1997.

5. Кохут X. (2002) Общие замечания по поводу нарциссических перено­сов. Журнал практической психологии и психоанализа, 3. — http :// psychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/pap.php? id = 20020304.

6. Ласая Е. Терапевтические отношения и сопротивление // Гештальт-те­рапия и консультирование. Сборник материалов Московского института гештальт-терапии и консультирования, 1. — М.,2001. — С. 15 — 20.

7. Немиринский О. Хочу, чтобы ты стукнул меня по спине, или микро­динамика переноса // Гештальт-96. Сб. материалов Московского геш-тальт-института. — М, 1996. — С. 52 — 62.

8. Роджерс К. Эмпатия // Сборник трудов МГУ. - М.: МГУ, 1984. - С. 235-237.

9. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2002.

10.Роут Ш. Психотерапия. Искусство постигать природу. — М.: Когито-Центр, 2002.

11.Шон С. Я-Ты и перенос // Гештальт-94. Сб. материалов Московского гештальт-института. — М., 1994. — С. 30 — 36.

12.Bornstein R.F., Bowen R. (1995) Dependency in psychotherapy: Toward an integrating treatment approach. Psychotherapy, 32: 520 — 534.

13.Bowman С (2000) The Gestalt Editorial: Relational Gestalt Therapy. Gestalt!, 4(2). - http://www.g-g.org/4-2/editorial.html.

14.ClarksonP. (1990) A multiplicity of psychotherapeutic relationships. British Journal of Psychotherapy, 7(2): 148-163.

15.Crocker S. F. (2000) «I-Thou» and Its Role in Gestalt Therapy. Gestart!, 4(2). — http://www.g-g.org/4-2/crocker.html.

16.Greenberg E. (2002) Love, Admiration, or Safety: A system of Gestalt Diagnosis of Boderline, Narcissistic and Schizoid Adaptation that focuses on What Is Figure for the Client. Gestalt!, 6(3). — http://www.g-g.org/6-3/diagnosis.html.

17.Hycner R (1985) Dialogical Gestalt Therapy: An initial proposal. The Gestalt Journal, 8(1): 23-35.

18.Konig K. (1998) Arbeitsstorungen und Personlichkeit. Bonn: Psychiatrie-Verl.

19.Jacobs L. (1992) Insights from psychoanalytic self psychology and intersubjectivity theory for gestalt therapists. The Gestalt Journal, 15(2). — http://www.gestaltpsychotherapie.de-jacobs3.pdf.

20.Robbins B. D. (1999) Reflections on Being a Psychotherapist. - http:// www.mythosandlogos.com/Reflections.html.

21.Rosenberger E. W., Hayes J. A. (2002) Therapist as Subject: A Review of the Empirical Countertransference Literature. J. of Couns.&Develop., 80: 264-270.

22.Therapeutic Methodology, AAGT Web Site edited&maintained by Philip Brownell. — http://www.hipernet.ufsc.br/foruns/gestalt/documentos/ usoseab/livro/method.htm # anchor399461.

23.Tobin S.(1982) Self-Disorders, Gestalt Therapy and Self-Psychology. Gestalt Journal, 5(2), Highland, NY.

24.Yontef G. (1998) Preface to the 1998 German edition. Awareness, dialogue and process: Highland, NY: The Gestalt Journal.

25.Weiss A.G. The Lost Role of Dependency in Psychotherapy.Gestalt Review, 1:6—17. — http://www.gestaltreview.com/2002/weiss.html.

ГЛАВА 9


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 714; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!