Тема 14. Философская антропология и гносеология.



Философия о природе человека.

Философская антропология, в отличие от прочих наук, изучает не конкретные характеристики человека, а пытается выявить его природу и сущность.

В философской антропологии тот, кто познает, то есть субъект, является не только субъектом, но и тем, что познается, то есть объектом рефлексии.

Здесь объект не существует вне нашей субъективности. Философское постижение человека невозможно без самосознания, обращения исследователя к самому себе, понимания себя как личности.

В связи с тем, что человек не является лишь объектом, не есть нечто постоянное и заданное исключительно природой, обществом, Богом, то философская антропология задается вопросами о природе, существовании и сущности человека, адаптирующихся ко времени и пространству, и о том, какой должны быть эта природа, существование и сущность, существующие через субъективность человека, его духовно-практическую активность.

Природа психических функций человека. Способность познавать мир.

Чувственное познание. Память и воображение.

Чувственное познание человеком мира осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Ощущение - отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств, первоначальный источник наших знаний. Какой бы предмет человек ни наблюдал, он охватывает, прежде всего, его внешние, доступные органам чувств признаки: запах, форму, цвет, твердость. Любой предмет обладает множеством самых различных свойств, и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое целое. Это возможно благодаря одновременной взаимосогласованной работе различных органов чувств. Воздействие на органы чувств целостного образа предмета называется восприятием. Таким образом, восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, величину, положение в пространстве. Восприятие служит также основой формирования представлений. После прекращения воздействия предмета на органы чувств впечатление не исчезает сразу же. Оно закрепляется и сохраняется в памяти. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением. Человек может представить себе когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены при сохранении существенных свойств, поэтому этот образ мы называем обобщенным. «Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать, он не осознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотой истины, задача была бы выполнена и для человека не было бы иного состояния, кроме абсолютного покоя божества», - писал русский философ XIX в. В. Соловьев.

Рациональное познание. Мышление.

Познающий человек не может ограничиться лишь «восприятием данного», т.е. чувственным познанием, Он стремится проникнуть глубже в суть веще, скрытую от непосредственного взора. И он может это сделать, используя свою способность мыслить. Рациональное (лат. ratio-разум) познание - необходимый этап познавательной деятельности человека. Как же протекает процесс мышления? Основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Имея дело в практической жизни с отдельными, конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результатом этого процесса является формирование понятия о данном предмете. Таким образом, понятие - это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.

 

Единство чувственного и рационального познания.

Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Но какой же из этих источников знаний - разум или чувство - является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос в XVII-XVIII вв. стал предметом острого спора среди философов. Философы-рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, подчеркивали они, человечество овладевает истинными знаниями. Представители этого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания.

В противоположность этому философы-эмпирики (эмпирия - в переводе с греч. - опыт) признавали решающую роль чувственного опыта. При этом рациональное мышление сводилось к различным комбинациям того, что дается в опыте, и, таким образом, рассматривалось как ничего не прибавляющее к знаниям.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!