Средства архитектурной композиции и средства гармонизации гражданских зданий. Дополнительные средства архитектурной композиции.



Архитектурная композиция - это целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

Основными компонентами АК здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции основывается на гармоничном единстве внешнего объема здания с пространством интерьеров и окружающей среды. Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблюдается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие размеров и форм объема фасадов и интерьеров.

Композиционные средства.

Это совокупность разработанных веками архитектурной деятельности приемов гармонизации архитектурных форм зданий, придания им художественного единства и выразительности. Ведущими композиционными средствами являются симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, метр и ритм, пропорциональность, масштаб и масштабность.

2.1. Симметрия- одинаковое расположение равных частей композиции относительно оси или плоскости, проходящей через ее центр. Является одним из действенных средств организации объемов и пространств. В ее основе заложена психофизиологическая база симметричности органов восприятия (органы зрения, ориентация человека в пространстве связывается с осью симметрии тела). Поэтому, симметричность созданных структур (зданий, сооружений) воспринимается как проявление завершенности, устойчивости и законченности формы.

Симметрия используется в построении композиций отдельных сооружений и целых ансамблей, способствует выявлению главного сооружения (Петродворец, большой канал, театр им. Горького в Ростове).

В зданиях со сложной функциональной схемой используются асимметричные композиции. При несимметричном расположении элементов композиции в пространстве отдельные части связаны гармонией художественного единства и зрительного равновесия. Это Парфенон в Афинах (447-432 г. до н.э.) – симметрия, и храм Афины и Посейдона –Эрехтейон– асимметрия.

2.2. Ритм и метр– средства гармонизации (соразмерности, созвучия, согласия) и обеспечения единства архитектурной композиции за счет повторяемости ее элементов.

Ритм– закономерное чередование одинаковых или однохарактерных элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающееся по вертикали и горизонтали, либо по обоим направлениям.

Метр– простейшая и наиболее распространенная форма ритма – точное повторение форм и интервалов между ними. Распространенность метрических членений обусловлена функционально (равный шаг проемов), конструктивно (шаг колонн) и композиционно – как наиболее простой метод придания сооружению единства.

2.3. Пропорциональность– закономерные соотношения геометрических размеров здания (длины, ширины, высоты), его отдельных элементов (проемов, простенков) – имеют существенное значение в построении архитектурной композиции. Отдельные размеры здания гармонизируют приведением их к пропорциональным соотношениям.

Применяют целочисленные пропорции– нюансные (нюанс– отношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает сходство; различия, проявляющиеся в изменении деталей, не носят четко выраженной архитектурной темы) –4:5; 7:8; 9:10. и контрастные (контраст– отношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает различие. Применяется как акцент, фиксирующий определенное место в пространстве) –1:5; 2:7и т.д. Иррациональные пропорции– получаемые из геометрических построений (соотношение диагонали квадрата к его стороне и т.д.). Наиболее известна пропорциональная система «золотого сечения», основанная на делении отрезка в среднем и крайнем отношении: а/х = х/(а-х), численное выражение которого равно 1: 0,618.

Иррациональные соотношения и подобия геометрических фигур

а) отношение стороны и диагонали квадрата б) подобные прямоугольники в) взаимосвязь подобных прямоугольников на основе геометрического прогресса

Распространена гармонизация пропорций формы по методу геометрического подобия ее частей. Подобие прямоугольных форм обеспечивается при параллельности или перпендикулярности диагоналей, составляющих форму элементарных прямоугольников.

2.4. Масштаб и масштабность являются активными композиционными средствами. Под масштабностью понимают взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритами человека и элементами городской застройки и ландшафта.

Наиболее действенными средствами выявления масштабности сооружения являются элементы и детали, соразмерные человеку (ступень, окно).

Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки.

Крупный масштаб членений придает монументальность композиции и позволяет при небольших размерах здания придать ему значительность.

Мелкий масштаб зрительно уменьшает крупную форму. Средствами усиления монументальности крупных членений формы являются введение контрастных соотношений больших плоскостей с малыми проемами и т.д. Крупный масштаб присущ архитектурным композициям общественных зданий, мелкий – жилым зданиям, хотя возможны и другие решения.

Дополнительные средства архитектурной композиций (цвет, фактура, освещение, орнамент, скульптура и живопись) могут играть очень значительную роль в оформлении современных интерьеров. Называются они дополнительными условно, главным образом потому, что подчиняются главным средствам композиции (пропорции, метру и ритму, контрасту и нюансу), а применение некоторых из них (орнамент, скульптура, живопись) далеко не всегда необходимо.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!