Определите метр, отобразив схему расположения ударений, и дайте характеристику двух пар рифм.



Итоговая контрольная работа

По курсу

«Основы стиховедения (Метрика. Ритмика. Фоника)»

Вариант А

1. Проанализируйте ритмическую композицию стихотворения (акцентно-силлабический уровень, ритмические вариации, характер словоразделов, фоника, рифмы и др.). Дайте интерпретацию ритмическому курсиву в связи с целостным смыслом стихотворения.

Ф.И. Тютчев

 

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает

И огнь сокрытый и глухой

Слова и строки пожирает -

 

 Так грустно тлится жизнь моя

 И с каждым днем уходит дымом,

 Так постепенно гасну я

 В однообразье нестерпимом!..

 

 О небо, если бы хоть раз

 Сей пламень развился по воле -

 И, не томясь, не мучась доле,

 Я просиял бы - и погас!

 

2. Определите метр, отобразив схему расположения ударений, и дайте характеристику двух пар рифм.

 

В.В. Маяковский

 

Хотите —

 буду от мяса бешеный

 — и, как небо, меняя тона —

 хотите —

 буду безукоризненно нежный,

 не мужчина, а — облако в штанах!

 

 Не верю, что есть цветочная Ницца!

 Мною опять славословятся

 мужчины, залежанные, как больница,

 и женщины, истрепанные, как пословица.

 

Укажите, какие звуковые повторы (помимо рифм) есть в стихотворении. Дайте им интерпретацию в контексте целостного смысла стихотворения.

 

Н.А. Заболоцкий

 

ПРИЗНАНИЕ

 

 Зацелована, околдована,

 С ветром в поле когда-то обвенчана,

 Вся ты словно в оковы закована,

 Драгоценная моя женщина!

 

 Не веселая, не печальная,

 Словно с темного неба сошедшая,

 Ты и песнь моя обручальная,

 И звезда моя сумашедшая.

 

 Я склонюсь над твоими коленями,

 Обниму их с неистовой силою,

 И слезами и стихотвореньями

 Обожгу тебя, горькую, милую.

 

 Отвори мне лицо полуночное,

 Дай войти в эти очи тяжелые,

 В эти черные брови восточные,

 В эти руки твои полуголые.

 

 Что прибавится - не убавится,

 Что не сбудется - позабудется...

 Отчего же ты плачешь, красавица?

 Или это мне только чудится?

 

4. Дайте определения понятий: «Коломийковый стих», «Альтернирующий ритм», «Какофония».


Итоговая контрольная работа

По курсу

«Основы стиховедения (Метрика. Ритмика. Фоника)»

Вариант Б

1. Проанализируйте ритмическую композицию стихотворения (акцентно-силлабический уровень, ритмические вариации, характер словоразделов, фоника, рифмы и др.). Дайте интерпретацию ритмическому курсиву в связи с целостным смыслом стихотворения.

М.Ю. Лермонтов

 

ПАРУС

 

 Белеет парус одинокой

 В тумане моря голубом!..

 Что ищет он в стране далекой?

 Что кинул он в краю родном?..

 

 Играют волны - ветер свищет,

 И мачта гнется и скрыпит...

 Увы! он счастия не ищет

 И не от счастия бежит!

 

 Под ним струя светлей лазури,

 Над ним луч солнца золотой...

 А он, мятежный, просит бури,

 Как будто в бурях есть покой!

 

2. Определите метр, отобразив схему расположения ударений, и дайте характеристику двух пар рифм.

 

В.В. Маяковский

 

А оказывается —

 прежде чем начнет петься,

 долго ходят, размозолев от брожения,

 и тихо барахтается в тине сердца

 глупая вобла воображения.

 Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

 из любвей и соловьев какое-то варево,

 улица корчится безъязыкая —

 ей нечем кричать и разговаривать.

 

Укажите, какие звуковые повторы (помимо рифм) есть в стихотворении. Дайте им интерпретацию в контексте целостного смысла стихотворения.

Б.Ш. Окуждава

 

Заезжий музыкант

 

Ю.Левитанскому

 

Заезжий музыкант целуется с трубою.

Пассажи по утрам, так просто, ни о чем...

Он любит не тебя, опомнись, Бог с тобой

Прижмись ко мне плечом. Прижмись ко мне плечом.

 

Живет он третий день в гостинице районной,

Где койка у окна - всего лишь по рублю,

И на своей трубе, как чайник, раскаленной,

Вздыхает тяжело... А я тебя люблю.

 

Ты слушаешь его задумчиво и кротко,

как пенье соловья, как дождь и как прибой.

Его большой трубы простуженная глотка

Отчаянно хрипит. (Труба, трубы, трубой...)

 

Трубач играет туш, трубач потеет в гамме,

Трубач хрипит свое и кашляет, хрипя.

Но как портрет судьбы, он весь в оконной раме,

Он любит не тебя... А я люблю тебя.

 

Дождусь я лучших дней и новый плащ надену,

Чтоб пред тобой проплыть, как поздний лист дрожа...

Не много ль хочу, всему давая цену?

Не сладко ль я живу, тобой лишь дорожа?

 

Тебя не соблазнить ни платьями, ни снедью:

Заезжий музыкант играет на трубе!

Что мир весь рядом с ним, с его горячей медью?..

Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе...

 

4. Дайте определения понятий: «Элегический дистих», «Ударная рамка», «Деграмматизация рифмы».


Итоговая контрольная работа

По курсу

«Основы стиховедения (Метрика. Ритмика. Фоника)»

Вариант В

1. Проанализируйте ритмическую композицию стихотворения (акцентно-силлабический уровень, ритмические вариации, характер словоразделов, фоника, рифмы и др.). Дайте интерпретацию ритмическому курсиву в связи с целостным смыслом стихотворения.

 

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный.

 

Увы! напоминают мне

 Твои жестокие напевы

 И степь, и ночь — и при луне

 Черты далекой, бедной девы...

 

Я призрак милый, роковой,

 Тебя увидев, забываю;

 Но ты поешь — и предо мной

 Его я вновь воображаю.

 

Не пой, красавица, при мне

 Ты песен Грузии печальной:

 Напоминают мне оне

 Другую жизнь и берег дальный.

 

1828

 

Определите метр, отобразив схему расположения ударений, и дайте характеристику двух пар рифм.

 

В.В. Маяковский

 

Я волком бы

       выграз

             бюрократизм.

 К мандатам

      почтения нету.

 К любым

   чертям с матерями

                   катись

 любая бумажка.

          Но эту...

 По длинному фронту

              купе

                 и кают

 чиновник

    учтивый движется.

 Сдают паспорта,

           и я

              сдаю

 мою

пурпурную книжицу…

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!